Философия эпохи возрождения.
Кон.14 - нач. 17 вв
1609 г – буржуазная революция в Нидерландах
Эпоха началась в Италии. В 1341 Петрарка (итальянский поэт, в стихах обращенных возлюбленной Лауре, ему на голову возложили венок – это было свидетельством начала новой эпохи)
План:
1. Общая характеристика
2. Пантеизм
3. Гуманистические идеи
4. Социально-философская мысль
5. Утопическая мысль
Имена:
Николай Кузанский (Крепс), Джордано Бруно, Галлилео Галлилей,
Утопическая мысль:
Томас Мор «Утопия»
Создал первую коммунистическую теорию
1533 казнён т.к. отказался принести присягу правителю как светскому и церковному главе
Томас Кампанелла «Город солнца»
Никола Маккиавелли (соц фил мысли)
Гуманистические идеи переданы в работе Эразма Роттердамского
Исторические факты:
1341 победа лирического поэта
1415 публичное сожжение Яна Гуса
1453 падение Константинополя (лидера православной церкви)
1455 «революция печатного станка»
1462 возрождение платоновской академии (закрытой 1000 лет назад императором Юстнианом)
|
|
1492 открытие Америки Колумбом, начало кругостветных путешествий
1497 Васко де Гама у Индии
1513 Никола Макиавелли «Государь»
1517 Реформация (начало реформаторского движения в Германии в г. Виттенберг)
1517 Мартин Лютер критика церкви (индульгенция)
1543 Коперник «Об обращении небесных сфер»
1564 рождение 2х гениев: Галилео Галилей и Вильям Шекспир
1582 установление Григорианского календаря
1600 казнь Джордано Бруно на костре инквизицией
1616 церковь публично провозглашает ложность коперниканской теории (открытый конфликт науки и церкви)
Характерные черты эпохи:
ü Рост торговых отношений, ремёсел, искусства.
ü Совпала с усилением антикатолических настроений и реформацией церкви.
ü Рост секуляризации (освобождение общества от диктата церкви)
ü Философия перестает быть инструментом богословия
ü Отказ философов от письма на латинском языке (богословы продолжали писать на латыни)
ü На место проблематики, связанной с постижением бога (теоцентризм средневековой философии) приходит антропоцентризм – развиваются идеи самоценности земной жизни
«Пан» – «всё», «теос» - «Бог» - Бог не отделен от мира актом творения, Бог и есть мир.
Согласно средневековому теизму Бог отделен от мира, он вечен
1401-1464 Николай Кузанский, кардинал католической церкви, «трактат об ученом незнании»
Ø Мир наполнен божественным содержанием, он тождественен Богу: «Бог есть максимум и минимум одновременно».
Ø Мир бесконечен, значит центра нет у бесконечного
Ø Коперник считается учеником Кузанского