Общая характеристика

Стоики.

Зенон Китийский

«Стоя» – портик, беседка – представители встречались в беседке.

Характерно:

ü В мире есть общий закон, они фаталисты, детерминисты, человек создан, чтобы постичь этот закон и подчиниться ему. Разумного человека судьба подталкивает, а неразумного тащит. Главное – жить добродетельно, нравственно, так, как велит долг.

ü Не соглашались с тем что человек обладает свободой, разве что внутренней – мышления, отношения к происходящему

ü Жить нравственно – жить достойно

Кинизм.

Основоположник – Антисфен (ученик Сократа)

Наиболее яркий представитель – Диоген

(жил в бочке – столкнул разные системы ценностей – кто свободнее –

он в бочке или богатый человек, боящийся потерять всоё богатство)

ü Углубление предыдущих работ

ü Противопоставлял внутренне свободного человека и внешне свободного

ü Независимый образ жизни, самостоятельные выводы, бесстрашие в пропоганде свободного образа жизни.


06.03.12

Средневековая европейская философия.

1. Хронология и периодизация средневековой европейской философии

2. Главная особенность, специфика средневековой европейской философии

3. Общая характеристика патристики (патр – отец) как этапа средневековой европейской философии. Философская система Аврелия Августина

4. Общая характеристика схоластики. Философская система Фомы Аквинского.

1. Хронология и периодизация средневековой европейской философии.

Начинается в 1 веке н.э. конец – 14-15вв.

Периоды:

v Период апологетики (греч. «защита» христианской религии) Тертуллиан: «Верую, ибо это абсурдно» 1-4 вв.

v Период патристики 1-8 вв н.э. философское творчество «отцов церкви»: Аврелий Августина (=Августин Блаженный, Августин Святой), Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоан Златоуст

v Схоластики 9-15 (школа, университетская философия) Боэций, Иоан Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, Пьер Авеляр, Дунс Скотт, Фома Аквинский

ü Формировалась в тесной зависимости от христианской религии.

ü Характерно обращение к текстам, как к главному источнику о мире в целом и о человеке. В Библии люди ищут ответы на все вопросы. (один из поводов упрекать средневековую философию в отсутствии самостоятельности.

ü Догматика церкви формировалась на Вселенских соборах. Никео цареградский. Символ Веры был сформулирован на никеевском и константинопольских соборах.

ü Догмы христианства:

1. Вера в единого Бога, при этом Бог не только един, но и троичен в лицах

2. Бог, являясь началом и творцом мира в один момент стал человеком

3. Христос и Бог и человек

Вера – новая категория, открывшая новую способность (изначально интеллектуальную), помогает лучше понять истины, открывающиеся в божественном откровении.

Аврелий Августин: «Я верю, чтобы понимать»

ü Разум ограничен в своих возможностях. Он изначально искажен грехом. Должен быть оплодотворён верой.

ü Пренебрежение к чувственному познанию. Истина в Библии.

ü Основная проблематика задаётся христианской догматике.

«Философия – служанка богословия». – Фома Аквинский.

Фома Аквинский подчеркивал, что он не хочет принизить философию, он помогает познать Бога.

2. Главная особенность, специфика средневековой европейской философии

Проблемы:

1) Соотношение веры и разума (в отличии от античности – разум и чувства)

2) Соотношение человеческой свободы и божественного предопределения.

Аврелий Августин: «Если мы допустим, что человек спасается своими делами, то тем самым мы принизим всемогущество Бога. Получается решения Бога принимаются на основе поступков, а такого быть не может. Бог изначально предопределил судьбу чеолвека.

3) Проблема теодицея (оправдание Бога)

Бог – источник и податель всех благ. Откуда же в это мире зло?

Аврелий Августин: Бог – источник благ.

+ благо свобода, то что есть у Бога, чемон делится с человеком. В свободе есть искушение

4) Проблема универсалий (общих понятий) возникли в схоластикев резултатате

Средневековые

a) Реализм Ансельм Кентеберийский, Фома Аквинский (идеи существуют до вещей в уме Бога)

b) Номинализм Уильям Оккам (идеи после вещей. Слова, которыми мы называем предметы, сходные по группе признаков)

c) Концептуализм Пьер Обеляр (идеи в самих вещах)

3. Общая характеристика патристики (патр – отец) как этапа средневековой европейской философии. Философская система Аврелия Августина

Творчество Платона

Филон Александрийский бог по разному может открывать истину

Аврелий Августин 354 – 430 гг «Исповедь», «О граде божьем» идея Бога в душе человека

2 града: избранных и обречённых на гибель. В земной жизни все перемешаны.

Схоластика – «схолия»-школа

Парижский университет – абсолютнов всех универах был теологический (богословский) и философский факультет + в зависимости от профиля свои факультеты.

Проблема веры и разума

Вера должна применяться для познания Бога (Фома Аквинский)

Истина Веры и истина Знания (Фома Аквинский)

Фома Аквинский

ü реалист

ü Ввел понятие теологические добродеятели (вера, надежда, любовь)

13.03.12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: