Классический и эллинистическо-римский периоды античной философии.
Аристотель.(384-322)
Понятие справедливости, любви возникаю только потому, что они являются частью идельного мира.
Содержание нашего мышления – не результат чувственного восприятия, а отражение идей (эйдосов).
Мир идей формирует познавательные задачи, мы зависим от мира идей.
Этика Платона. Приоритет душевных потребностей. Проповедник аскесизма. Тело заставляет стремиться не к тому, к чему стремится душа (очищение, благо). Человек – это его душа.
ü Уподобляет душу колеснице: один конь белый – высокие страсти, благие намерения, а темный конь – разум
Социальная философия Планона, его взгляды на общество.
«Государство», «Закон»
ü Проблема социальной справедливости: государства далеки от идеала, но он открывается философам.
ü Справедливость – когда каждый занят своим делом.
ü Несправедливость – место занято другим, человек занят не тем, для чего предназначена его душа.
|
|
ü Каждый человек – носитель конкретного типа души
Типы души:
1. Развиты чувственные стремления (есть, пить, спать) – самый распространённый
2. Мужество как качество, которым заражено честолюбивое начало – распространены, но их меньше. Воины
3. Охвачены страстью к знаниям, к истине с детства – мудрецы – видят мир идей, знают как наш мир должен быть устроен, чтобы быть похожим на идеальный
В идеальном государстве: люди с душами земледельцев и ремесленников должны работать, луди с душой воинов – охранять государство, а носители души мудреца – должны управлять государством, тогда общество будут справедливым. (управлять должны философы)
Сократ – Платон-Аристотель.
Аристотель: «Хотя Платон и истина мне равно дороги, но долг философа меня заставляет сделать выбор в пользу истины»
ü Подверг критике идеи учителя – Платона
ü Написал более 20 произведений, они написаны с целью выделения отдельных философских наук (у Платона философия предметно не разделена на гносеологию, этику, эстетику и т.д.)
выделил:
Теоретические философские науки – особенность - истина ценна сама по себе, т.е. не зависима от практических результатов которые можно извлечь
1. учение о первопричинах – метафизика
2. учение о природе как результате деятельности первоначала, мир создан в результате деятельности Бога
3. математика
Практические философские науки: цель: выработка знания о предмете общества кот можно использовать для блага
1. этика
2. политика
Пойэтические (продуктивные) науки:
1. Риторика
2. Поэтика
Знания могут быть использованы в практической деятельности человека.
|
|
28.02.12
Начинается с эпохи завоеваний А. Македонского
1-6в н.э. – поздняя античность.
Школы:
1. Эпикуреизм (Сад Эпикура)
2. Стоики (стоическая школа)
Зенон Китийский
3. Киническая
4. Скептики (Пиррон)
5. Неоплатоники (Плотин)
Все эти школы объединяетэтика (общая особенность вероятно возникла всвязи с тем, что возникла новая эпоха). Человеку нужно вернуться в самого себя.
ü материалист
ü мир состоит из атомов, которые находятся в движении
ü существует свобода и непредсказуемость, ничего не предопределено
ü Эвдемонизм – учение о счастье, которое связывает с понятием наслаждение, человеку естественно избегать страданий.
Наслаждения: (от них не надо отказываться)
1. Естественные и необходимые (занятия философией, размышления естесственные)
2. Естественные но не необходимые – человек получает удовлетворяя базовые наслаждения с излишком. Вклинивается культура (есть хдеб или ужинать в ресторане)
3. Неестественные (предлагаемые только культурой – честолюбие, стремление быть известным) и не необходимые
Секрет счастья по Эпикуру: необходимо стремиться к 1ому классу наслаждений, ограничивать себя во 2ых и исключить 3е.
Это есть идеал независимого человека.
Эскопизм – стремление убежать????
Эпикур убежден в равенстве людей. Защищает идею морального равенства людей (и рабов и женщин). Философия нужна всем. (людям, возрастам)