Начало русской философии. Концепции.
Русская философия.
Религиозный экзистенциализм.
Альберт Коню
ü Читал Достоевского
ü Даже если человечество исчерпало идею Бога, осталось то, что придаст статус достоинства
ü Мир как абсурд (противоставляет логизму Гегеля)
ü Человек обречен на существование
ü Жизнь человека – жизнь античного героя Сизифа (ежедневно поднимал камень в гору)
ü В монотонно повторяющейся жизни человек должен сохранить свое достоинство и найти смысл
ü Человеческое существование обретает полноту не через раскрытие человека в обществе, а через религиозную веру, через Бога
ü Транцинденция – существование Бога
ü Через продвижение к Богу, через общение с Богом чеовек обретает смысл существования
Существование: подлинное и неподлинное.
Философия России XIX – XX вв.
I. Общая характеристика
II. Назвать направления русской философии XIX в
III. Портреты некоторых философов
1) X-XI вв с момента принятия православия (философию сливают с религией и духовным творчеством) – средневековья (Илларион Киевский, Владимир Мономах) – нравственное поучение, воспитание
|
|
2) 30е гг XIXв – выделение 2х основных направления: западничество и славянофильство (Чаадаев,
Развод любомудрия и философии
ü Связана с православием
ü С начала отличалась от европейской глубоким вниманием к историософским вопросам (смысл и содержание исторического процесса, место России. Проблема истории, нации в истории, интерес к России как к уникальной стране, нации
ü Общекритическое отношение к западной философии (кризис, приживаемый европейской философии – появление постклассической философии)
ü В отличие европейских философов критик метафизику Гегеля и религию. (отход от религии, атеизм) В русской – выход – в новом союзе с религией, обращении к ее ценностям.
ü Новая апология религии (защита религиозного сознания) – синтез религии, науки и философии (Соловьев)
ü Указывали на абстрактность и оторванность европейской философии.(Гегель) Жизненность и практическая ориентированность философии.
ü Практическая жизненная ориентированность
ü Разработка контуров общего дела (Федоров) – соединить всех русских людей. Проблема всечеловеческой солидарности. (либо марксистская, либо межцерковная)
ü Наличие интереса к этическому и эстетическому измерению общественной жизни.
ü Панморализм – все подвергается моральной оценке. (Достоевский, Толстой)
ü Интерес к человеку. Проблема человека Белинский
ü Проблема связи русской философии с русской литературой
ü Символизм
|
|
ü Критика односторонности западной философии, установки на абсолютизацию 1 направления. Стремление к цельному знанию. (отвлеченные начала – Соловьев: рационализм)
Цельное знание – не только разум, вера. Имеет источником все виды постижения. Наиболее адекватное, приближает максимально человека к миру, который от стремится познать.
Направления русской философии:
1.1 Раннее славянофильство (Хомяков, Кириевский, Аксаков, Самарин)
1.2 Позднее славянофильство (Леонтьев, Победоносцев, Данилевский «Запад и Россия» концепция цивилизационной развитии истории)
2. Западничество (Чаадаев, Герцен, Белинский, Станкевич, Чернышевский)
3. Народничество (Лавров, Михайловский) платформа – Бентам, Милль
4. Анархизм (философия всеединства, Трубецкие, Булгаков, Флоренский, Корсавин, Франк)
5. Философия естесвенного права (Ильин????)
6. Русское евразийство (Флоровский, 20е гг XIX в, Алексеев, Трубецкой, Эфронт – муж Цветаевой, Лев Гумилев – сын поэта Гумилева, Ахматова)
7. Русский космизм (цели преобразования не только общества, но и космоса – Федоров «Философия общего дела» - космическое призвание человеческого рода – таким образом он докажет своё бессмертие; Циолковский, Вернадский «концепция ноосферы»)
История русской философии не закончилась со смертью русских мыслителей за границей.