Постмодернизм

Людвиг Витгенштейн

Структуралисты.

ü Описывают язык как систему

ü В структуре языка Структура – устойчивые связи, которые возникают

ü Структурой индивидуального мышления определяется

ü Каким образом формируются языковые структуры?

ü На структуру языка влияет культура и быт

ü Человек – заложник собственного языка (он не создает его) и заложник общества в котором он живет

ü Идея тирании языка. (Классика: язык – средство общения и познания. Структуралисты: многое за гранью понимания. Язык раскрепощает, но и ограничивает человека)

Карл Поппер (впротивовес структуралистам)

«Миф концептуального каркаса»

Ø Мы должны понимать предельность наших возможностей, но эту ограниченность нельзя объявлять принципом

Ø Способ: учить другие языки (вживаться в другие миры)

Взгляд на язык как на ограничивающее сознание ввел Гуссерль

Ø «Жизненный мир»: человеку приходится сталкиваться с различными языковыми и знаковыми системами. Те знания, которые отвечают внутренним потребностям человека закрепляются во внутреннем мире

О ПОЗИТИВИЗМЕ. Проблемы языка в неопозитивизме. (критика языка)

Позитивизм: Бертрам Рассел, Уайтхед, «Принципы математики» 1911

Ø Язык содержит много слов, которым ничего не соответсвует

Ø Надо заново поставить проблему существования

Ø Нужно создать новый язык (искусственный), но всем выражеиям будет соответствовать что-то действительное

Ø Логический факт?????????????????

Ø Фразы должны быть максимально простыми.

Ø Структура высказывания должна соостветсвовать структуре мира. – снег идет – Бертрам Рассел

Ø Пафос позитивизма: превратить философию в систему знаний, обслуживающих науку

Ø (Критика философских текстов)

Ø «Логика. Философский трактат»

Ø «Цель философии-логическое прояснение мысли»

Ø «Философия – не теория, а деятельность. Деятельность по логическому прояснению мыслей. Философская работа состоит по существу из разъяснений??????????????????????

Ø Наша языковая система несовершенна. (Бытие тождественно мышлению. Человек мыслит посредством языка (Гегель и др) – неверно)

Ø Человек видит фрагмент бытия

Ø Это одна из разновидностей агностицизма – принципиального сомнения

Лиотар, Делёз, Деррида, Мишель Фоко, Умберто Эко (жив до сих пор)

Ø Критическое отношение к философии модерна (19-нач 20 в)

Ø Не устраивает убеждение, что человек – рациональное существо, которое должно рационально мыслить и действовать

Ø Эпоха модерна закончила освенцимом

Ø Раньше говорили: (до постмодернизма) что человек должен стремиться к идеалам (существующим независимо от человека). Оно из проявлений искусственного – коммунизм, национализм в Германии

Ø Постмодернизм: жизнь должна стать предметом философского анализа. Нужно провести ревизию идей. Люди становятся заложниками идей.

Ø Нужно избавиться от убеждения что есть главные философские течения и проблемы, крупные люди. Надо освободиться от принудительных схем.

Ø Живая заинтересованность философа в том, что описывает

Философия 20 в

1. Проблемы языка

2. Проблема понимания, объяснения, толкования, интерпретации

Ø Человек не научился понимать другого человека

Герменевтика – (актуально на западе)

У истоков: Шлеййермахер. Крупный представитель сейчас: Гадамер

Ø Проблема понимания текстов. Внимание к опредмеченным мыслям – особенность герменевтики и постмодернистов

Ø Главная проблема в искусстве понимания текстов

Экзегетика – искусство толкования священных тектстов (существует с 1-2 в. Н.э., но как научное направление возникает в наше время


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: