Людвиг Витгенштейн
Структуралисты.
ü Описывают язык как систему
ü В структуре языка Структура – устойчивые связи, которые возникают
ü Структурой индивидуального мышления определяется
ü Каким образом формируются языковые структуры?
ü На структуру языка влияет культура и быт
ü Человек – заложник собственного языка (он не создает его) и заложник общества в котором он живет
ü Идея тирании языка. (Классика: язык – средство общения и познания. Структуралисты: многое за гранью понимания. Язык раскрепощает, но и ограничивает человека)
Карл Поппер (впротивовес структуралистам)
«Миф концептуального каркаса»
Ø Мы должны понимать предельность наших возможностей, но эту ограниченность нельзя объявлять принципом
Ø Способ: учить другие языки (вживаться в другие миры)
Взгляд на язык как на ограничивающее сознание ввел Гуссерль
Ø «Жизненный мир»: человеку приходится сталкиваться с различными языковыми и знаковыми системами. Те знания, которые отвечают внутренним потребностям человека закрепляются во внутреннем мире
|
|
О ПОЗИТИВИЗМЕ. Проблемы языка в неопозитивизме. (критика языка)
Позитивизм: Бертрам Рассел, Уайтхед, «Принципы математики» 1911
Ø Язык содержит много слов, которым ничего не соответсвует
Ø Надо заново поставить проблему существования
Ø Нужно создать новый язык (искусственный), но всем выражеиям будет соответствовать что-то действительное
Ø Логический факт?????????????????
Ø Фразы должны быть максимально простыми.
Ø Структура высказывания должна соостветсвовать структуре мира. – снег идет – Бертрам Рассел
Ø Пафос позитивизма: превратить философию в систему знаний, обслуживающих науку
Ø (Критика философских текстов)
Ø «Логика. Философский трактат»
Ø «Цель философии-логическое прояснение мысли»
Ø «Философия – не теория, а деятельность. Деятельность по логическому прояснению мыслей. Философская работа состоит по существу из разъяснений??????????????????????
Ø Наша языковая система несовершенна. (Бытие тождественно мышлению. Человек мыслит посредством языка (Гегель и др) – неверно)
Ø Человек видит фрагмент бытия
Ø Это одна из разновидностей агностицизма – принципиального сомнения
Лиотар, Делёз, Деррида, Мишель Фоко, Умберто Эко (жив до сих пор)
Ø Критическое отношение к философии модерна (19-нач 20 в)
Ø Не устраивает убеждение, что человек – рациональное существо, которое должно рационально мыслить и действовать
Ø Эпоха модерна закончила освенцимом
Ø Раньше говорили: (до постмодернизма) что человек должен стремиться к идеалам (существующим независимо от человека). Оно из проявлений искусственного – коммунизм, национализм в Германии
|
|
Ø Постмодернизм: жизнь должна стать предметом философского анализа. Нужно провести ревизию идей. Люди становятся заложниками идей.
Ø Нужно избавиться от убеждения что есть главные философские течения и проблемы, крупные люди. Надо освободиться от принудительных схем.
Ø Живая заинтересованность философа в том, что описывает
Философия 20 в
1. Проблемы языка
2. Проблема понимания, объяснения, толкования, интерпретации
Ø Человек не научился понимать другого человека
Герменевтика – (актуально на западе)
У истоков: Шлеййермахер. Крупный представитель сейчас: Гадамер
Ø Проблема понимания текстов. Внимание к опредмеченным мыслям – особенность герменевтики и постмодернистов
Ø Главная проблема в искусстве понимания текстов
Экзегетика – искусство толкования священных тектстов (существует с 1-2 в. Н.э., но как научное направление возникает в наше время