Философия буддийского мира

В начале новой эры буддизм вышел за пределы Индии и начал побе­доносное шествие по различным странам Юго-Восточной Азии, превра­тившись в мировую религию. Во втором тысячелетии новой эры он ут­вердился в качестве официально признанной религии в большинстве этих стран. Причем хинаяна получила в основном распространение в южных регионах (Цейлон, Шри Ланка и т.д.), а махаяна1 — в восточных (Китай, Корея, Япония, Монголия, Тибет и т.д.). При этом махаяна значи­тельно превосходила хинаяну по территории распространения и коли­честву приверженцев.

Буддийская религия с момента своего возникновения в Индии отно­сительно мирно сосуществовала (ведя только «идейную» борьбу) с на­циональными религиями: сначала в Индии с индуизмом (брахманизмом), а в эпоху Средневековья — после выхода буддизма за пределы стра­ны — и с другими национальными религиями: в Китае — с конфуци­анством и даосизмом, в Японии — с синтоизмом, на Тибете — с религией бон и т.д. На широкое распространение махаяны особенно влияло то, что она не противостояла местным религиям, а скорее «синтезирова­лась» с ними: буддийский пантеон неограниченно расширялся за счет включения «местных» богов. При этом они часто «сливались» с каким-то из воплощений Будды2 или признавались бодхисаттвами3.

2 Например, китайская богиня милосердия Гуань Инь отождествлялось с буддой Авалокетешварой. Строго говоря, аналогичное слияние божественных персонажей име­ло место и в христианском, и в мусульманском мире. Так, после прихода на Русь христи­анства языческий бог Перун слился с Ильей-пророком, Велес — со святым Власием и т.д. Но христианство и ислам старались изжить даже память о языческом прошлом этих персонажей, в буддизме же сохранялась и мифология, и культ этих богов, менялась только их сущность.

Все это способствовало тому, что в эпоху Средневековья, во-первых, в Индии и Китае продолжалось развитие не только буддийской фило­софии, но и возникших еще в древности философских школ и учений, связанных с национальными религиями. И в страны, находившиеся в зоне «культурного влияния» Китая (Япония, Корея и т.д.), пришли, в частности, идеи конфуцианства и даосизма. Во-вторых, буддийская философия оказала значительное воздействие на другие философские учения и в свою очередь испытала их влияние.

В других же странах Востока, таких как Япония, Монголия, Корея, Вьетнам, Шри Ланка и т.д., в эту эпоху началось развитие религиозно-философских учений в основном на базе буддизма. Распространение буддизма, естественно, привело к появлению ряда новых течений в нем и, соответственно, связанных с ними школ и учений в буддийской фи­лософии. Наиболее оригинальные и значительные из них — это фило­софия чань- или дзен-буддизма (Китай — Япония), и тантризм в тибетском буддизме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: