Западноевропейская схоластика

Глава 11. ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Время существования Византии1 (Восточной Римской империи) ох­ватывает период с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, по­деливший Римскую империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь.

Византия является непосредственной преемницей античной куль­туры и философии. Здесь не было разрыва в культурной традиции, не было и проблем с переводом, поскольку большая часть античных философских текстов была написана на греческом языке, а греческий был государственным языком в Византии.

Однако превращение христианства в государственную религию привело к тому, что для борьбы с язычеством стали использоваться политические и силовые методы: по приказу властей были закрыты не только языческие храмы и запрещены языческие верования, но также стали закрываться языческие философские школы, послед­ней из которых была Академия Платона в Афинах, просуществовав­шая до 529 г.

Такое отношение властей к философии было вызвано двумя при­чинами: во-первых, именно в рамках различных философских учений осуществлялась наиболее последовательная критика христианства на теоретическом уровне; а во-вторых, именно философские учения и методы послужили основой для возникновения множества различ­ных течений в христианской теологии, признанных позднее еретиче­скими.

1 В 325 г. по указу императора Константина столица Римской империи была пере­несена из Рима в небольшой город на берегу Босфора — Визант, переименованный в Константинополь.

Ожесточенная борьба между представителями различных течений в христианстве (монофизитами и дифизитами, иконоборцами и иконопо­читателями и т.д.) протекала в IV—X вв. на всей территории Византии. Эта борьба часто охватывала большие слои населения и приводила к бунтам, восстаниям и гражданским войнам, которые подавлялись импе­раторскими войсками. Решающим в теологических спорах на церков­ных соборах нередко оказывались не теоретические аргументы, а под­держка императора. Осознавая пагубность теологических конфликтов для жизни империи, власти вели политику на выработку унифицирован­ной идеологии, что отнюдь не способствовало свободному развитию фи­лософских учений и рациональных методов исследования.

Отсюда вытекают следующие особенности византийской филосо­фии:

• практически полная погруженность в религиозную проблема­тику: философские идеи и методы используются почти исключительно для обсуждения теологических проблем;

• безусловный примат веры над разумом: авторитет Священного Писания и Священного Предания ставится много выше, чем авторитет науки (философии).

В истории византийской философии выделяются три основных пе­риода: ранний — IV — первая половина VII вв.; средний — вторая по­ловина VII—XII вв.; поздний — XIII—XV вв.

В ранний период в Византии продолжается развитие идеалис­тических учений античной философии эпохи эллинизма, и прежде все­го неоплатонизма. Одновременно ведется активная работа по синтезу философских идей и христианского вероучения; в истории христиан­ской философии это время относится к периоду патристики. Крупней­шие философы этого времени — Псевдо-Дионисий Ареопагит и Мак­сим Исповедник (580—662).

Средний период характеризуется возникновением и развитием византийской схоластики1, послужившей основой западноевропейской схоластики. Завершение периода патристики и начало схоластическо­го периода связано в первую очередь с именем Иоанна Дамаскина (675—750). В его работах было систематизировано православное ве­роучение, научные и философские знания того времени. Для Иоанна Дамаскина характерно обращение к некоторым философским идеям Аристотеля, а также широкое и последовательное применение его ло­гики при анализе всех рассматриваемых проблем.

1 Термин «схоластика» происходит от греческого слова, означающего «школа», т.е. «место, где учатся».

Крупнейшими философами этого периода являются также Миха­ил Пселл (1018—1096) и его ученик Иоанн Итал (вторая половина XIв.).

В поздний период наиболее интересным течением византийской философии можно считать мистическое учение исихазм.

Исихазм (Hesychasm)

Термин «исихазм» происходит от греческого слова, означающего «покой», «безмолвие», «отрешенность». Как и в других мистических учениях, главной целью исихастов является достижение максимально возможного для челове­ка единства с Богом. Для этого помимо аскетического образа жизни используется особая система психотренинга, состоящая из упражне­ний, во многом напоминающих аналогичные упражнения в йоге и в су­физме, например многократное повторение определенных молитв, регу­лировка дыхания и движения крови и т.д. Эта система психотренинга была в основном разработана в IV—VIIвв. египетскими и синайскими аскетами (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник). Класси­ческое описание техники исихазма принадлежит жившему в XI в. Си­меону — монаху одного из монастырей в Константинополе.

Философские идеи исихазма нашли свое выражение и систе­матизацию в творчестве Григория Паламы1 (1296—1359), поэтому философское учение исихазма часто называют паламизмом. В 1351 г. паламизм был признан православной церковью на Влахернском поме­стном соборе как официальное учение.

Центральный тезис учения Григория Паламы (который он отстаи­вал в борьбе со своими идейными противниками) состоял в том, что аскет, выполняющий систему упражнений исихастов, может достичь состояния экстаза, в котором он способен видеть исходящее от Бога излучение — «Фаворский свет», т.е. тот свет, который, согласно Еванге­лию, видели апостолы на горе Фавор.

Этот свет (излучение или энергия), исходящий от Бога, трак­туется Григорием Паламой как реальный, т.е. не иллюзорный, а так­же как несотворенный и невещественный. Это имманентно прису­щее Богу свойство, неотделимое от его сущности, т.е. не может су­ществовать самостоятельно, отдельно от Бога. В то же время в духе учения Аристотеля о сущности и существовании Григорий Палама утверждает, что Бог как сущность пребывает в себе и недоступен людям. Тогда как Божественные энергии, являющиеся формой само­проявления Бога, пронизывают мир и могут восприниматься чело­веком.

Судьба учения. Исихазм оказал особенно существенное влияние на русскую средневековую философию и на философию начала XX в., в частности на движение «имяславие» и «философию имени» (П. Фло­ренский, С. Булгаков, А. Лосев и др.).

1 Григорий Палама вскоре после смерти был причислен к лику святых.

Захват Рима варварами в 476 г., считающийся началом эпохи Сред­невековья, был для Европы лишь одним из эпизодов Великого пересе­ления народов, проходившего в V—VIII вв. Этот период получил в ис­тории название «темные века». В эту эпоху с востока на запад пере­двинулось большое количество различных племен — в основном германцев и славян. На развалинах бывшей Западной Римской импе­рии началось становление новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX—XI вв.

Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит назва­ние «схоластика». Хотя формально история средневековой филосо­фии начинается с конца V в., но в силу социально-политических при­чин в «темные века» развития философии в Западной Европе практи­чески не происходило. Почти единственными центрами культуры в это время были христианские монастыри, в библиотеках которых хра­нились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и философского содержания.

Систематическое и последовательное развитие западноевропей­ской схоластики началось только с XI в. В истории средневековой философии можно выделить следующие периоды.

1. Ранний период:

а) предсхоластика (эпоха «темных веков») — V—VIII вв.;

б) ранняя схоластика — IX—XII вв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв.

3. Поздняя схоластика — XIV—XV вв.

Все философские произведения эпохи схоластики были написаны на латинском языке, который в то время был не только языком церкви1, но и международным языком науки.

В V—XIвв. основной базой для философских построений служил неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В пе­риод зрелой и поздней схоластики ведущим учением становится пери­патетизм, и прежде всего в интерпретации Фомы Аквинского (томизм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: