Неоплатонизм. В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и фи­лософии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в

Глава 10. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и фи­лософии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мыс­ли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской философии шло под сильным влиянием мусульманской, поэтому большинство еврейских фи­лософов X—XII вв. писали свои сочинения на арабском языке, и только в XIII—XIV вв. эти произведения были переведены на еврейский язык. Преследования евреев мусульманами, начавшиеся в XIII в., а затем в XV в. и христианами (после того как Испания была отвоевана у арабов), при­вело к разрушению этого центра еврейской философии.

Развитие еврейской средневековой философии началось в восточ­ных центрах на базе теологии, где в VIII—X вв. существовало два ос­новных направления: раввинское и караимское.

Караимы по своим воззрениям были близки к мутазилитам. Как и последние, караимы считали, что Священное Писание (в иудейской традиции — Ветхий Завет и Талмуд) должно истолковываться с по­мощью разума, причем таким образом, чтобы религиозные идеи не противоречили научным. Виднейший представитель движения караи­мов — Анан бен Давид (VIII в.).

В раввинском направлении первым теологом, начавшим использо­вать философские учения и методы для обоснования религиозных идей, стал Саадия из Файюма в Египте (892—942). Он утверждал, что высшими истинами являются истины религии, изложенные в Священ­ном Писании. Истины, к которым в конце концов приходит разум, не Могут противоречить религиозным. Но если в Откровении эти истины Даны нам сразу, то разум обретает их постепенно, после длительных Усилий и многих ошибок.

В развитии еврейской философии в X—XIII вв. на Западе (Испа­ния) можно выделить три основных направления.

Неоплатонизм, крупнейший представитель которого Соломон ибн Гебироль (бен Иегуда) (1020—1070), известный в средневековой Европе под именем Авицеброн.

Перипатетизм (аристотелизм), крупнейший представитель — Моше (Моисей) бен Маймон (1135—1204), чаще называемый Май­монид.

Каббала — мистическая философия, в развитии которой сыграл важную роль Моше де Леон (Моисей Лионский).

Ибн-Гебирол (Авицеброн) (Avicebron)

Биографические сведения. Соломон бен Иегуда, или в мусульманской традиции — Ибн-Гебироль1, (1020— 1070) — средневековый еврейский мыслитель; был широко известен в мусульманском мире под именем Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, а в средневековой Евро-

1 «Ибн» на арабском языке и «бен» на еврейском — означают «сын». Хотя Авицеб­рон был по происхождению евреем, и в Европе, и в мусульманском мире многие ученые считали его арабом и мусульманином, поэтому распространенным было его имя в араб­ском звучании Ибн-Гебироль.

пе — под именем Авицеброн. Он родился в Испании в г. Малаге, боль­шую часть жизни прожил в Сарагосе. Был поэтом и философом.

Основные труды. Главное произведение «Источник жизни», по­строенное в виде диалога между учителем и учеником, было написано на арабском языке. Оригинал утрачен, частично сохранились еврей­ский и латинский переводы. Последний был широко известен в сред­невековой Европе, а автор считался арабом.

Философские воззрения. Онтология. Онтология Авицеброны представляет собой попытку соединить религиозные представления о Боге с неоплатоновской онтологией и учением Аристотеля о материи и формах: «В бытии имеются всего три вещи, а именно: материя вместе с формой, первая субстанция и воля, представляющая собой промежу­точное звено между этими двумя крайними звеньями». Бог при этом понимается как первая субстанция и по сути дела отождествляется с идеей Единого у Платона и неоплатоников.

Космогония. В космогонии имеет место синтез библейского уче­ния о творении мира Богом из ничего и неоплатоновского учения об эманациях. Бог посредством Логоса (т.е. Слова, которое есть одновременно еще и воля Божья) создает бытие из ничего. Это пер­вый и последний акт творения, результатом которого является Космический разум (ум), включающий в себя материю и формы. Да­лее космогонический процесс идет по схеме неоплатоников: в ре­зультате эманации, исходящей от Космического разума, рождается Мировая душа, отдельные души, природа.

Все существующие объекты — за исключением Бога — есть един­ство материи и формы, т.е. материальными признаются не только телес­ные, но и духовные сущности, например человеческие души, ангелы и т.п. Материальные объекты различаются по степени «тонкости» мате­рии, из которой они состоят, что связано с той формой, которую «вос­приняла» материя (материя, как и у Аристотеля, понимается как универсальный носитель возможностей). Принципиальным является Деление материи на воспринявшую «форму телесности» и «форму ду­ховности». Чем более тонкой становится материя, тем более совершен­ной и знающей она является. Познание Бога возможно только интуи­тивным путем в состоянии экстаза.

Судьба учения. Ибн-Гебироль оказал некоторое влияние на му­сульманских и христианских-философов. Особо можно отметить его влияние на пантеистические идеи Джордано Бруно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: