ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Философия Др. Китая и Индии (книга Сепанянц «Восточная философия», Чанышев «Курс лекций по др. философии»)
Причины возникновения осевого века:
1. Экономические причины (развитие производительных сил, переход от бронзы к железу, рост производительности труда, возникновение товарно-денежных отношений)
2. Социально-полит. (ослабление родоплеменных отношений, возникновение частной собстенности, возможность эксплуатации, возникновение первых государств)
3. Духовные (развитие системы знаний, недостаточность и критика мифологических представлений, отделение умственного труда от физичеческого)
Периоды:
1. Предфилософский (12-8 вв. до н.э.), или протофилософский:
· Пятикнижие – основа мировоззрения образования (книга, песен, книга истории, перемен, обрядов и летопись Чунь-Цю)
· Формируется поклонению небу, государству, предкам
2. Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.) Что есть мир?
· Отказ от чисто мифолог. представлений
· Формирование об Инь и Янь
· Форм. Идеи перемен
· Учение о первоэлементах (вода огонь дерево воздух земля)
· Форм. Учение о Дао
3. Золотой век (6-3вв. до н.э.)
Школы китайской философии:
ü Конфуцианство:
Конфуций (551-478 до н.э.) – принцип традиционализма, обоснования морально-этической концепции управления страной)
· Основная тема: отношения человека, семьи, государства (прочность гос-ва зависит от прочности семьи, концепция «благородного мужа», который должен обладать человеколюбием, гуманностью, благопристойностью, разумностью, сыновья почтительность, ритуал)
· Моральные качества человека связаны с природой
· Отношения благородного мужа:
Государство –подданные, Отец-сын, Старший брат-младший брат, Муж-жена, (друзья)
· Конфуций подчёркивает дуальность личности:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ: ПОСТУПАЙ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ТАК К ТЕБЕ
ü Легизм (оппонент Конфуция)
Государство не должно сводится к семье, гос-во должно быть сильным, должен быть единый правитель (принцип фа). Власть без насилия невозможна (Ши). Равные возможности для возвышения в стране каждого человека.
ü Моизм (Моц-зы 480-400 гг. до н.э.)
· Влияние любви и выгоды
· Принцип экономии в расходах
· Выработано учение о правильном знании
ü Даосизм: ( основатель Лао-цзи)
Основная категория – дао (путь)
· Дао – это порождающее начало
· Дао – синоним мирового целого
· Дао – закон бытия космоса
· Дао – источник движения
2 принципа: а) у-вэй (принцип недеяния, отсутствие произвольной целеполагающей активности)
б) «принцип забивания гвоздей» (не высовывайся)
· Главный принцип в познании: «не выходя со двора, можно познать мир; Не выглядывая в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идёшь, тем меньше найдёшь»
Некоторые принципы древнекитайской философии:
v Принцип Жэнь (гуманность и человечность)
v Принцип И (чувство долга)
v Ли (ритуал, этикет)
v Чжи (мудрость)
v Сяо (сыновья подчтительность)
v Цзюнь-цзы (благородный человек)
Особенность китайской философской традиции:
· Специфика иероглифического текста
· Приверженность традициям
· Светский рационализм
· Холизм (целое больше суммы частей)
· Интуитивность
· Включенность человека в систему этических отношений
· Ориентация на внутреннюю активность
· Неучёт активности человека вовне