Древний Китай. Философия Др. Китая и Индии (книга Сепанянц «Восточная философия», Чанышев «Курс лекций по др. философии»)

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Философия Др. Китая и Индии (книга Сепанянц «Восточная философия», Чанышев «Курс лекций по др. философии»)

Причины возникновения осевого века:

1. Экономические причины (развитие производительных сил, переход от бронзы к железу, рост производительности труда, возникновение товарно-денежных отношений)

2. Социально-полит. (ослабление родоплеменных отношений, возникновение частной собстенности, возможность эксплуатации, возникновение первых государств)

3. Духовные (развитие системы знаний, недостаточность и критика мифологических представлений, отделение умственного труда от физичеческого)

Периоды:

1. Предфилософский (12-8 вв. до н.э.), или протофилософский:

· Пятикнижие – основа мировоззрения образования (книга, песен, книга истории, перемен, обрядов и летопись Чунь-Цю)

· Формируется поклонению небу, государству, предкам

2. Натурфилософский (8-6 вв. до н.э.) Что есть мир?

· Отказ от чисто мифолог. представлений

· Формирование об Инь и Янь

· Форм. Идеи перемен

· Учение о первоэлементах (вода огонь дерево воздух земля)

· Форм. Учение о Дао

3. Золотой век (6-3вв. до н.э.)

Школы китайской философии:

ü Конфуцианство:

Конфуций (551-478 до н.э.) – принцип традиционализма, обоснования морально-этической концепции управления страной)

· Основная тема: отношения человека, семьи, государства (прочность гос-ва зависит от прочности семьи, концепция «благородного мужа», который должен обладать человеколюбием, гуманностью, благопристойностью, разумностью, сыновья почтительность, ритуал)

· Моральные качества человека связаны с природой

· Отношения благородного мужа:
Государство –подданные, Отец-сын, Старший брат-младший брат, Муж-жена, (друзья)

· Конфуций подчёркивает дуальность личности:

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ: ПОСТУПАЙ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ТАК К ТЕБЕ

ü Легизм (оппонент Конфуция)

Государство не должно сводится к семье, гос-во должно быть сильным, должен быть единый правитель (принцип фа). Власть без насилия невозможна (Ши). Равные возможности для возвышения в стране каждого человека.

ü Моизм (Моц-зы 480-400 гг. до н.э.)

· Влияние любви и выгоды

· Принцип экономии в расходах

· Выработано учение о правильном знании

ü Даосизм: ( основатель Лао-цзи)

Основная категория – дао (путь)

· Дао – это порождающее начало

· Дао – синоним мирового целого

· Дао – закон бытия космоса

· Дао – источник движения

2 принципа: а) у-вэй (принцип недеяния, отсутствие произвольной целеполагающей активности)

б) «принцип забивания гвоздей» (не высовывайся)

· Главный принцип в познании: «не выходя со двора, можно познать мир; Не выглядывая в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идёшь, тем меньше найдёшь»

Некоторые принципы древнекитайской философии:

v Принцип Жэнь (гуманность и человечность)

v Принцип И (чувство долга)

v Ли (ритуал, этикет)

v Чжи (мудрость)

v Сяо (сыновья подчтительность)

v Цзюнь-цзы (благородный человек)

Особенность китайской философской традиции:

· Специфика иероглифического текста

· Приверженность традициям

· Светский рационализм

· Холизм (целое больше суммы частей)

· Интуитивность

· Включенность человека в систему этических отношений

· Ориентация на внутреннюю активность

· Неучёт активности человека вовне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: