Древняя Индия. Специфические черты древнеиндийской философии

Те же причины, что и у Китая

Специфические черты древнеиндийской философии:

· Морально-этический характер

· Психология человека

· Развитие способностей, самосовершенствования

· Носит безличностный характер

Философские идеи начинаются во 2 тысячелетии до н.э. Основной памятник – «Веды».

«Веды» - своеобразные гимны, песни, молитвы на санскрите.

Школы:

1. Астика (ортодоксальные) – авторитет Вед (веданта, йога, миманса, вайшешика)

Познание состоит из освоения вед, рационально-философское осмысление Вед, признается роль интуитивного познание посредством медитации и интуцией

Категории орт. Школ: брахман (безличное дух. Начало мира), атман (личное), сансара (круговорот рождений), карма (связь между перевоплощением и поведением)

2. Настика (неортодоксальные) - не признавали авторитет Вед. Основная школа – буддизм. Четыре истины: вся жизнь – это страдание, причина страданий – стремление к удовольствиям, прекратить страдания можно отказом от желаний, есть путь (благородный восьмеричный путь) – правильная речь, жизнь, усилие, намерение и т.д. Они не признают бессмертие души, главное – работа над своим сознанием.

Периоды:

· Ведический (15-6 вв. до н.э.)

· Эпический (6 – 2 вв. до н.э.)

· Эпоха Суд (2 в. до н.э. - 8 в. н.э.)

Веды состоят из:

· Ригведы гимны

· Самаведа (ритуальные песнопения и знания)

· Яджуведа

· Атхарваведа

Касты: брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы), шудры (самая низшая каста)

Выводы древневосточной философии:

· Интерес к морально-этической и психической проблематике

· Активность человека обращена внутрь

· Восточный мир строится на принципе деспотического подчинения

· Особенности соц-эконом. жизни мира (невозможность единоличного хозяйства)

· Зависимость человека от социального окружения

· Приверженность традициям и культу

Лекция 3. Русская философия (книга Евлампиева)

Первая философская система – автор Соловьёв

Ключевые принципы западной философии:

1. В структуре зап. мировоззрения – наличие абсолюта, или Бога, который был как высший разум. Это разум обуславливал жизнь и поведение человека.

2. Разум человека. Разум в главенстве.

3. Философия на Западе – научная, т.е. строится по образцу строгой научности.

Признаки, отличающие русскую философию от западной:

· Дистанцирование от Зап. Европы произошло в 988 году, когда было выбрано православие.

· Скрытым нервом русской философии становится поиск другого, истинного христианство, отличного от византийской версии.

· На первый план – проблема смысла жизни.

· Предельный дуализм. Нет цельности.

· Стиль философствования или его язык. Происходит утрата личности, личность подменяется гносеологическим субъектом.

Исторические пути русской философии

Философская мысль была «в плену» у богословия, которое пришло с Византии. Зарождение русской философии – 12-13 вв. первая философия была зафиксирована в «красках» и образах, это русская иконопись (Новгородская, Андрей Рублёв).

16-17 вв. Глубокое погружение в византийское богословие, которое происходило в монастырях. Основная фигура – Григорий Полома (идея исихазма или фагорский свет). 2 подхода: нестежатели (монах Нил Сорский) – мысли и душа человека не должна завесить от обрядов; огосударствление религии – религия как институт власти и не более того.

Эпоха Петра I: окончательное отделение философии от религии.

Темы:

· Наука (Ломоносов, Татищев)

· Осмысление пути России. Власть и личность.

· Православный гнозис – попытка переосмыслить ключевые знания.

· Первые философы: Григорий Сковорода, Александр Радищев

Чаадаев – критическое осмысление судьбы России, Россия не способна породить собственную идею.

1 направление: славянофильство, отрицало этот принцип. Хомяков, Киреевский. Они отвергали секуляризацию культуры и идею главенства разума в жизни. Основное понятие – начало соборное, духовная цельность.

2 направление: западники. Чаадаев, Станкевич, Герцен, Белинский. Основная идея – ценность в индивидуальном начале, оно не может родиться естественно, единственный путь – это просвещение.

3 направление: Самобытная русская философия конца 19 – первой пол. 20 века. Владимир Соловьёв.

Основная черта – преодоление дуализма славянофилов и западников. В центре – проблемы человека и Бога. Представители: Бердяев, Ильин, Шестов, Франк, Булгаков, Лосский.

Лекция 3. Философия Древней Греции

Древняя Греция - цивилизация с 7 вв.до н.э. (юг Балканского полуострова, Эгейское море и т.д.)

Особенности:

· полисный тип организации

· демократия

· рационалистический характер древнегреческой философии

2 принципиальные установки:

1. Идея изменчивости (форм. личностно-индивид. подход)

2. Идея доказательства (обоснование концепции)

Этапы развития:

1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.)

Учения о первоэлементах, возникновение космоса. Поиск архэ (первоначало), космоцентризм, построение первичного категориального аппарата (движение, свобода, необходимость).

Основная школа – Милетская.

o Фалес (640/624 – 548/545 до н.э.) – «всё есть вода».

o Анаксимандр – произведение «О природе». Вводит понятие «апейрон» (что-то безграничное, непонятное)

o Анаксимен – «воздух – первоначало»

o Гераклит (из Эфеса) – родоначальник диалектики. Всё изменяется. «Нельзя в одну реку войти дважды». Главное – борьба и противоборствующих сил.

o Демокрит – атомизм, атомы находятся в постоянном движении.

2) Классический (5-4 вв. до н.э.)

Систематизированное учение, переход от онтологии к гносеологии и социальному познанию.

Основные идеи - идеи человека

Разрабатывается логика - Аристотель

o Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Сам ничего не писал, больше всего его позиция рассматривалась Платоном.

Главные вопросы – как жить? проблемы нравственности, проблема добродетели (сдержанность, мужество, справедливость)

o Платон (428 – 347 гг. до н.э.), ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Круг его тем: человек, его разум и познания. Мир состоит из мира идей(первичный) и мира вещей.

Душа состоит из:

· Разум (даёт мудрость)

· Воля (отвагу)

· Вожделение (самообладание).

Всё вместе даёт справедливость.

Платон рассматривает общество как неоднородное: есть мудрецы-философы, воины, ремесленники.

o Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Обобщил идеи всего периода (философию, онтологию, физику, логику, социологию, политику).

Любая вещь имеет 2 начала: материя и форма.

Причина изменения вещей:

· Формальная

· Материальная (хар-ка субстрата)

· Двигательная (что есть основа движения)

· Целевая (куда и как изменяется вещь)

Система научных дисциплин:

· Теоретическая: математика, физика, психология

· Практическая: этика

· Творческая (искусства, ремесла)

Правильные формы государства: монархия, аристократия, полития

Неправильные: тирания, олигархия, демократия

Иерархия уровней всего живого:

· Неорганический

· Мир растений и живых существ

· Мир животных

· Человек

3)Эллинистический (греко-римский) (4-3 вв. до н.э.)

Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций, переход к смыслу жизни.

o Эпикур – родоначальник.

Он принимает учение атома, но эти атомы могут отклоняться. Человек должен стремиться к атараксии (невозмутимости).

Основные положения:

ü В реальности есть место для счастья

ü Достигнуть можно вытеснением страданий и беспокойства

ü Человек сам кузнец своего счастья

Истина – основа познания.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко все гипотезам и теориям.

o Пиррон (350-270 гг. до н.э.)- основатель скептицизма.

Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия)

o Зенон Китийский – основатель стоицизма. Надо жить согласно природе, в согласии с самим собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: