Те же причины, что и у Китая
Специфические черты древнеиндийской философии:
· Морально-этический характер
· Психология человека
· Развитие способностей, самосовершенствования
· Носит безличностный характер
Философские идеи начинаются во 2 тысячелетии до н.э. Основной памятник – «Веды».
«Веды» - своеобразные гимны, песни, молитвы на санскрите.
Школы:
1. Астика (ортодоксальные) – авторитет Вед (веданта, йога, миманса, вайшешика)
Познание состоит из освоения вед, рационально-философское осмысление Вед, признается роль интуитивного познание посредством медитации и интуцией
Категории орт. Школ: брахман (безличное дух. Начало мира), атман (личное), сансара (круговорот рождений), карма (связь между перевоплощением и поведением)
2. Настика (неортодоксальные) - не признавали авторитет Вед. Основная школа – буддизм. Четыре истины: вся жизнь – это страдание, причина страданий – стремление к удовольствиям, прекратить страдания можно отказом от желаний, есть путь (благородный восьмеричный путь) – правильная речь, жизнь, усилие, намерение и т.д. Они не признают бессмертие души, главное – работа над своим сознанием.
Периоды:
· Ведический (15-6 вв. до н.э.)
· Эпический (6 – 2 вв. до н.э.)
· Эпоха Суд (2 в. до н.э. - 8 в. н.э.)
Веды состоят из:
· Ригведы гимны
· Самаведа (ритуальные песнопения и знания)
· Яджуведа
· Атхарваведа
Касты: брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы), шудры (самая низшая каста)
Выводы древневосточной философии:
· Интерес к морально-этической и психической проблематике
· Активность человека обращена внутрь
· Восточный мир строится на принципе деспотического подчинения
· Особенности соц-эконом. жизни мира (невозможность единоличного хозяйства)
· Зависимость человека от социального окружения
· Приверженность традициям и культу
Лекция 3. Русская философия (книга Евлампиева)
Первая философская система – автор Соловьёв
Ключевые принципы западной философии:
1. В структуре зап. мировоззрения – наличие абсолюта, или Бога, который был как высший разум. Это разум обуславливал жизнь и поведение человека.
2. Разум человека. Разум в главенстве.
3. Философия на Западе – научная, т.е. строится по образцу строгой научности.
Признаки, отличающие русскую философию от западной:
· Дистанцирование от Зап. Европы произошло в 988 году, когда было выбрано православие.
· Скрытым нервом русской философии становится поиск другого, истинного христианство, отличного от византийской версии.
· На первый план – проблема смысла жизни.
· Предельный дуализм. Нет цельности.
· Стиль философствования или его язык. Происходит утрата личности, личность подменяется гносеологическим субъектом.
Исторические пути русской философии
Философская мысль была «в плену» у богословия, которое пришло с Византии. Зарождение русской философии – 12-13 вв. первая философия была зафиксирована в «красках» и образах, это русская иконопись (Новгородская, Андрей Рублёв).
16-17 вв. Глубокое погружение в византийское богословие, которое происходило в монастырях. Основная фигура – Григорий Полома (идея исихазма или фагорский свет). 2 подхода: нестежатели (монах Нил Сорский) – мысли и душа человека не должна завесить от обрядов; огосударствление религии – религия как институт власти и не более того.
Эпоха Петра I: окончательное отделение философии от религии.
Темы:
· Наука (Ломоносов, Татищев)
· Осмысление пути России. Власть и личность.
· Православный гнозис – попытка переосмыслить ключевые знания.
· Первые философы: Григорий Сковорода, Александр Радищев
Чаадаев – критическое осмысление судьбы России, Россия не способна породить собственную идею.
1 направление: славянофильство, отрицало этот принцип. Хомяков, Киреевский. Они отвергали секуляризацию культуры и идею главенства разума в жизни. Основное понятие – начало соборное, духовная цельность.
2 направление: западники. Чаадаев, Станкевич, Герцен, Белинский. Основная идея – ценность в индивидуальном начале, оно не может родиться естественно, единственный путь – это просвещение.
3 направление: Самобытная русская философия конца 19 – первой пол. 20 века. Владимир Соловьёв.
Основная черта – преодоление дуализма славянофилов и западников. В центре – проблемы человека и Бога. Представители: Бердяев, Ильин, Шестов, Франк, Булгаков, Лосский.
Лекция 3. Философия Древней Греции
Древняя Греция - цивилизация с 7 вв.до н.э. (юг Балканского полуострова, Эгейское море и т.д.)
Особенности:
· полисный тип организации
· демократия
· рационалистический характер древнегреческой философии
2 принципиальные установки:
1. Идея изменчивости (форм. личностно-индивид. подход)
2. Идея доказательства (обоснование концепции)
Этапы развития:
1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.)
Учения о первоэлементах, возникновение космоса. Поиск архэ (первоначало), космоцентризм, построение первичного категориального аппарата (движение, свобода, необходимость).
Основная школа – Милетская.
o Фалес (640/624 – 548/545 до н.э.) – «всё есть вода».
o Анаксимандр – произведение «О природе». Вводит понятие «апейрон» (что-то безграничное, непонятное)
o Анаксимен – «воздух – первоначало»
o Гераклит (из Эфеса) – родоначальник диалектики. Всё изменяется. «Нельзя в одну реку войти дважды». Главное – борьба и противоборствующих сил.
o Демокрит – атомизм, атомы находятся в постоянном движении.
2) Классический (5-4 вв. до н.э.)
Систематизированное учение, переход от онтологии к гносеологии и социальному познанию.
Основные идеи - идеи человека
Разрабатывается логика - Аристотель
o Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Сам ничего не писал, больше всего его позиция рассматривалась Платоном.
Главные вопросы – как жить? проблемы нравственности, проблема добродетели (сдержанность, мужество, справедливость)
o Платон (428 – 347 гг. до н.э.), ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Круг его тем: человек, его разум и познания. Мир состоит из мира идей(первичный) и мира вещей.
Душа состоит из:
· Разум (даёт мудрость)
· Воля (отвагу)
· Вожделение (самообладание).
Всё вместе даёт справедливость.
Платон рассматривает общество как неоднородное: есть мудрецы-философы, воины, ремесленники.
o Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Обобщил идеи всего периода (философию, онтологию, физику, логику, социологию, политику).
Любая вещь имеет 2 начала: материя и форма.
Причина изменения вещей:
· Формальная
· Материальная (хар-ка субстрата)
· Двигательная (что есть основа движения)
· Целевая (куда и как изменяется вещь)
Система научных дисциплин:
· Теоретическая: математика, физика, психология
· Практическая: этика
· Творческая (искусства, ремесла)
Правильные формы государства: монархия, аристократия, полития
Неправильные: тирания, олигархия, демократия
Иерархия уровней всего живого:
· Неорганический
· Мир растений и живых существ
· Мир животных
· Человек
3)Эллинистический (греко-римский) (4-3 вв. до н.э.)
Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций, переход к смыслу жизни.
o Эпикур – родоначальник.
Он принимает учение атома, но эти атомы могут отклоняться. Человек должен стремиться к атараксии (невозмутимости).
Основные положения:
ü В реальности есть место для счастья
ü Достигнуть можно вытеснением страданий и беспокойства
ü Человек сам кузнец своего счастья
Истина – основа познания.
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко все гипотезам и теориям.
o Пиррон (350-270 гг. до н.э.)- основатель скептицизма.
Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия)
o Зенон Китийский – основатель стоицизма. Надо жить согласно природе, в согласии с самим собой.