Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе

1. Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.

2. Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.

3. Понятие культуры и ее социальные функции.

4. Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.

5. Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

1) В различных видах деятельности человек как правило опирается на определенные знания.

Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов знаний можно разделить на 2 класса:

1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о св-вах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.)

Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое).

2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых, а об отношении субъекта к этим вещам.

Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития.

Цен.

ВЗ Субъект

Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами.

К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское.

Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта.

Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру.

Чтобы конкретизировать понятие мировоззрения нужно рассматривать его структуру.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Аспекты:

1) Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения:

a. Индивидуально-личностное

b. Социально-групповое

c. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития

2) Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения:

В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру:

a. Духовно-познавательная деятельность

b. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д.

c. Практическое отношение

А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире)

Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности)

Каково соотношение целей и идеалов? Норма?(деятельности и поведения). Какова ее роль в жизнедеятельности человека?

В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.)

Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов.

В чем сущность убеждений? Как соотносятся убеждения и знания человека?

3) В структуре мировоззрения различают 2 его уровня:

- обыденный уровень мировоззрения.

Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека.

- теоретический уровень мировоззрения.

Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности.

Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в).

Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и соц.-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.

2) ФИЛОСОФИЯ - теоретическая форма рефлексии над мировоззрением и культурой исторически определенного вида.

Рефлексия над чем-либо, какой-либо вещью есть ее анализ, обоснование, осмысление и на этой основе обоснование плана, стратегии.

Рациональный – т.е. логический

Теоретический подход (теоретическая форма знания) характеризуется тем, что знание:

- является системно-рационализированным

- знание о сущности, закономерности некоторого класса вещей

- теоретическое знание является специализированным, т.е. получение подразумевает использование специальных методов и средств.

- теоретическое знание выражается посредством специального языка, т.е. системы специальных понятий.

ФИЛОСОФИЯ – рефлексия над мировоззрением и культурой, которая осуществляется в теоретической форме. Поэтому философское знание (как результат рефлексии) представляет собой системно-рационализированное, специализированное знание, выраженное в специальном языке.

Эти черты философского знания сближают его с любым другим знанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: