Средневековье. Эпоха Возрождения

Стоики

Древнеиндийская философия

С VI века до нашей эры по VII век нашей эры. Веды - знания, религиозго-философские трктаты. Санхиты - гимны богам. Бразхманы - описание ритуалов. Араньяки - книги лесных отшельников. Упанишады - комментарии к ведам. Карма - предопределенность челоыеческой скдьбы.

БУДДИЗМ

Сидхарна Гаутама. Главная идея буддизма - средний путь; жизнь между аскетизмом и удовольствием.

Бытие опирется на закон цикличности. Душа человека состоит из двух начал: атман - частица брахмы, манос - душа человека. Сансара - круг вечных перерождений.

Эпикур топтал кур. На вратах сада Эпикура было написано: "Удовольствте есть высшее благо". Он был родоначальником гедонизма - учения о том что цель и высший смысл человеческой жизни есмь наслаждение. Более того, удовольствие есть высшая благодетель. Однако не все удовольствия являются равными:

* естественное удовольствие - все удовольствия, связанные стелесной оболочкой: питье, еда, отдых, созерцание картин. Здесь необходима умеренность!

* необходимое удовольствие - те удовольствия, которые необходимы для человеческого разума: любовь, дружба, покой и гармония, знания.

* пустые удовольствия - все удовольствия всех видов, но в чрезмерном виде.

Эпикур вводит девиз: "Проживи незаметно". Эпикур оправдывает самоубийства, если у человека нет возможности получатьудовольствие. Человек должен регулировать меру своего страдания потому что в мире нет плохих и хороших вещей, это люди изобрели понятия добра и зла и наделяют ими события. Смерти бояться не надо так как она не имеет к нам никакого отношения: когда я жив - я не знаю какова смерть, а когда умру - мне будет плевать. Государство - это структура, главная цель которой обеспечить возможности для получения удовольствия.

Сенека - самый известный представитель стоиков. V-VI века нашей эры. Человек всегда обречен терпеть множество несчастий, судьба наносит ему удар за ударом и бороться с ней бессмысленно, так как она всемогущая. Жизнь человека - это непрерывное страдание. Человек должен быть безразличен к жизни, а значит и безразличен к ударам судьбы.

Стоики вводят понятие "героический пессимизм": у человека нет шанса победить судьбу - он обречен, но он не должен быть сломлен и должен принимать удары судьбы с гордо поднятой головой.

Сенека провозглашает смерть с улыбкой на лице.

* Черта возрождения - секуляризация (от церковного к светскому), Б-г более не центр Вселенной.

* Антропоцентризм - человек есмь центр Вселенной.

* Человек - это высшая цель и ценность бытия, более того, человек может быть равным богу: в творчестве и в разуме. Возникает тема безумия.

*Великие открытия во всех сферах человеческой жизни.

* Исскуство отказывается от изображений святых, изображает земного человека. Человек стал считаться единством духовного и физического, соответственно он имеет право не только на радости духовные, но и на телесные. И это становится законным.

* Реформация. Человеку на пути к Б-гу не нужны посредники. Церковь всего лишь институт, занимающийся зарабатыванием денег. Веришь в Б-га, то обращайся к нему напрямую.

Появляется кальвинизм. Человек изначально рождается избранный или неизбранный Б-гом. Изменить сей выбор человек не может, но может в течение жизни доказать, что избран, при помощи богатства, успеха и прочего. Эпоха Возрождения принесла с собой огромный гуманистический заряд, однако человек остался в одиночестве и покинутым Б-гом, а потому вместе с Ренесансом приходит ощущение ненужности, одиночества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: