Выдающиеся философы, внесшие вклад в науку
Общая характеристика эпохи
С наступлением XVII века Западноевропейская культура породила множество новых подходов к миру, человеку, государству, Богу. Начинался период экономического подъема, что привело к подъему промышленности и появлению новых изобретений и орудий труда. Появился принципиальный полход к человеческой личности, правам, свободам; к государству — ограничение или устранение монархий, как «бескровным», так и революционным путем. В рамках культурной жизни Европы наблюдалась следующая тенденция: растет интерес к точным и естестввенным наукам: физика, математика, медицина. До этого были популярны магия, алхимия, которые постепенно вытеснялись с исторической арене. Философия также внесла посильный вклад в развитие науки, превратившись в наукообразную, точную и прагматичную дисциплину. Произошла радикальная переоценка всех ценностей и, в первую очередь — Бога, он уже не является сердцевиной всего и центром интересов, а им становится уже человек. Зарождение деизма — Господь только созидает мир, но не принимает непосредственного участия в дальнейшем его существовании. Крайний радикальный деизм — атеизм. Таким образом, человек, понимая себя как главное действующее лицо, начинает считать, что все вокруг принадлежит ему, и усилия направляются на освоение природных ресурсов, подчинение природы с целью служения человеку и удовлетворения всех его потребностей.
|
|
- Френсис Беккон (1561-1626),
- Томас Гоббс (1588-1679) (социальная философия, «Левиафан» - читать),
- Рене Декарт (1596-1650),
- Блез Паскаль (1623-1662),
- Бенедикт Спиноза (1632-1677)
- Джон Локк (1632-1704) (концепция о разделении властей),
- Годтфрид Вильгем Лейбниц (1646-1716) (проект университетов, обмена студентами),
- Джордж Беркли (1685-1753),
- Девид Юм (1711-1776),
Примечательно, что его занятие философией обусловлено неудавшейся политической карьерой. Также он говорил о разочаровании в философии Аристотеля по причине ее идеальности, но при этом трудной применимости методов, о которых в нейговорилось. Знания были оторваны от современности, и требовалось все кардинально менять и перецонивать.
Изначально построил блестящую карьеру юриста, получив отличное образование, должность отца (хранитель печати), титулы, звания. Однако на пике его карьеры из-за завистнико и недругов ему было предъявлено обвинение в расхищении госказны, его лишили его политических достижений, заставили уплатить штраф и запретили заниматься политикой впредь, и хотя заключения в Тауэр он избежал благодаря покровительству короля, он в дальнейшем занимался лишь философией: «Новый Органон», «Новая Атлантида», «Опыты» «Введение к истолкованию природы», «Обдуманное и увиденное», «О мудрости древних», «Описание интеллектуального мира» (см. хрестоматию Челышева «Книга для чтения по истории философии).
|
|
Френсис Беккон: «Три главных изобретения существенно продвинули вперед европейскую цивилизацию — книгопечатание, компас, порох». Книгопечатание облегчило доступ к знаниям и их хранение, компас расширил границы мировосприятия и географию, а порох — качественный и серьезный рывок в вооружении и военном деле. По Беккону, главная задача человечества — выработка четких и ясных методов научного познания при помощи философии. Его называют вторым в истории систематизатором и классификатором наук (первый — Аристотель). Ф. Беккон рассматривал вопрос того, что скрывается за магией и алхимией и начинал пересматривать взгляды на эти науки. «Магия, являясь тайным знанием, служит лишь определенной группе людей, а знания должны принадлежать широким массам». С алхимией — то же самое, ее преимущества не могли быть использованы народов в целом. По Ф. Беккону, вся традиционная философия (до него) не дала человечеству ничего, в силу того, что оперирует нечеткими, абстрактными, логическими понятиями. Требовалось выработать более четкие понятия (сочинение «Новый Органон»). Для достижения достоверного знания необходимо создать правильного научного метода. В свою очередь, для его создания требуется избавить сознание от множества ошибок и заблуждений. Френсис Беккон выделял 4 основных вида заблуждений, Идолов:
«Идолы и ложные понятия препятствуют в поиске истины, а также продолжают вредить, если с ними не бороться»:
- Идолы Рода (изначально человеческая природа такова, что не совсем укладывается в окружающий мир);
- Идолы Пещеры (индивидуальные ошибки восприятия, врожденные и приобретенные);
- Идолы Площади (результат общественной деятельности человека и использование языка);
- Идолы Театра (то, что усваивается человеком от других людей)
После освобождения от 4 идолов нужно выработать новой подлинной или истинной науки, для чего следует выработать новые принципиальные методы научного мышления. Таковых четыре:
- Для более полного и целостного познания природы необходимо увидеть природу не только во всей ее полноте, но и в частностях и в деталях;
- Рассмотрение природы в деталях и частностях должно сопровождаться разложение каждой отдельно взятой вещи на составные части;
- На основании знаний о частном необходимо вывести всеобщие закономерности или законы природы;
- Необходимо составление подробного комплексного перечня всех закономерностей, форм и образов природы.