double arrow

На этом заканчивается второй семестр курса истории философии

Эта первая лекция записана Сашей Болтасевой. Авторский стиль сохранен. Орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки полностью на совести набиравшего. За полноту и верность содержания набиравший ответственности не несет.

Иоган Гудвинг Фихте 1762-1814гг. Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775-1832гг. Фридрих Георг Вильгельм Гегель 1775-1834гг.

В истории философии Шеллинг предшествует Гегелю, хотя был его моложе.

Фихте выступал в начале как ученик и последователь Канта. Его первые работы воспринимались как работы Канта, написанные под псевдонимом. Затем Фихте развил свое собственное философское учение. Он является пионером послекантовской классической немецкой философии. Эта философия в значительной мере стремилась преодолеть разрыв между миром и сознанием человека (одно из фундаментальных учений Канта: "Между миром вещей в себе и миром вещей для нас (феноменов) есть не перепрыгиваемая стена, они принципиально отличны друг от друга - мир феноменов определяется действиями ноуменов и априорных качеств человеческого сознания - пространство и время (априорные формы человеческого рассудка), причинность - этого нет в ноуменах (вещах в себе)..." Следовательно, Кант утверждает, что есть барьер между миром, Бытием и Сознанием.) Этот разрыв называется проблемой тождества Бытия и мышления. Эта проблема стала для послекантовской немецкой классической философии.

Идеализм Канта характеризуется как трансцендентный идеализм (непознаваемость сущности мира), идеализм немецкой классической философии более или менее нормальный, не трансцендентный.

Особенности послекантовской немецкой классической философии:

  • Философский идеализм.
  • разрыв между философией и наукой.

Кант считал, что математика - это эталон для построения философии, а Фихте порывает с этой традицией. У Фихте появляется разрыв между философией и математикой. Идея геометрического метода принадлежит Декарту, его последователям: Спинозе, Лейбницу. А Фихте противопоставляет философию и математику, что достигает особенной силы у Гегеля. Свое философское учение Фихте рассматривал как науку наук (термин появился позднее у Гегеля, а у Фихте было слово "учение").

Фихте - субъективный идеалист. Ищет объяснение разрыва между Бытием и Сознанием. Рассматривает взаимоотношения Субъекта и Объекта, его решение - нет Объекта без Субъекта. Мыслим Объект с помощью Сознания, следовательно, никакой Объект не существует без Субъекта. Работа Фихте написана в форме диалога (классическая форма со времен Платона). Центральным в учении Фихте является именно Субъект, Я. Ему противостоит не Я - его не существует без Я, Я первично, не Я - производная от Я. Это позиция субъективного идеализма. (Беркли говорил, что любой Объект существует только в Сознании) Это влечет солипсизм. Выход из него у Беркли - объективный идеализм (Божественный Разум), а у Фихте этот выход крайне неубедительный - Я - это не индивидуальное, а некое абстрактное Я, но не Божественный Разум.

У Фихте существует некая взаимосвязь между Я и не Я. Я определяет не Я, но не Я определяет Я - идея самосогласованности (самосогласованное поле в физике). Фихте трактует эту идею на материале общества, права. Фихте - идея естественного права (проявление самосогласованности). Фихте - один из идеологов восстания против Наполеона в 1813 г, был санитаром, умер в больнице от заразной болезни.

Учение Фихте не получило продолжения в философии. Следующие представители - Шеллинг и Гегель - решили проблему на пути объективного идеализма. У Фихте Бытие есть Мышление, без Я нет не Я - проблема тождества Бытия и Мышления решается буквально - они тождественны.

Шеллинг ищет решение Кантовской проблемы на пути объективного идеализма. Основное понятие учения - интеллигенция (не социальный слой, который в России появился во второй половине XIX века), а по Шеллингу, да и по Гегелю, интеллигенция - это разумное, идеальное начало). Основное в интеллигенции - процесс ее развития, тесно связанный с единством противоположностей. Концепция Шеллинговского единства противоположностей является продолжением гераклитовой идеи единства противоположностей. (У Канта - это антиномии чистого разума, эти противоположности существуют в человеческом разуме.) У Шеллинга противоположности - это характеристики Бытия. По Шеллингу любое Бытие - это единство противоположностей. Демонстрация этого единства у Шеллинга - магнит, который нельзя разбить на два полюса. Интеллигенция порождает весь мир, натуру. У Шеллинга появляется некая идеалистическая концепция натуры - идеалистическая натурфилософия, вполне фантастическая.

Главное в учении Шеллинга - конструирование картины порождения интеллигенцией индивидуальных сознаний. Этот процесс Шеллинг называет "интеллигенция".

В Германии учение Шеллинга было вытеснено учением Гегеля, но в России были гегельянцы и шеллингианцы.

Гегель выступает сначала как ученик Шеллинга, а в начале XIX в Гегель отделился от Шеллинга и создал свое собственное учение - диалектический идеализм. В учении Гегеля сохранены и продолжены многие тенденции учения Шеллинга.

Гегель продолжает традицию отрыва философии от науки. Гегель считает философию наукой наук, всеобщей наукой, которая позволяет получать результаты изнутри самой философии - крайняя степень рационализма (основатели рационализма: Декарт, Лейбниц). Все остальные науки подчиняются философии, поэтому она не может заимствовать метода у подчиненной науки - математики. Философия должна основываться на собственном методе. Гегель живописует (не создает, ибо это не создание метода) некую конструкцию, которую называют диалектическим методом:

  • Единство противоположностей, доходит до тождества этих противоположностей (все создает в себе Иное (свое)). Эти противоположности борются между собой, и эта борьба противоположностей является источником развития - движения, которое является развитием.
  • Закон перехода количества в качество. Количество и качество - суть противоположности и переходят друг в друга.
  • Закон отрицания отрицания. Идея спиралеобразности процесса развития. При изменении (развитии) происходит отрицание старых противоположностей (снятие по Гегелю) и появление новых. Первое состояние отрицается вторым, второе - третьим. Третье - это возврат к первому, старому, но на новом уровне.

Гегель конструирует картину мира в рамках диалектического метода. Исходный Объект Гегеля - идеальное разумное первоначало - Абсолютная Идея. Абсолютная Идея Гегеля - чистое Бытие; Бытие как таковое; Бытие лишенное каких-либо единичных черт. Чистое Бытие тождественно не Бытию. Главное проявление Абсолютной Идеи - тождественность Бытия и не Бытия, в силу которого Абсолютная Идея и развивается. Чистое Бытие начинает дифференцироваться в некотором логическом пространстве. Единство Бытия и не Бытия - есть становление Абсолютной Идеи - это дифференцирование "первоначала", чистого Бытия в логическом пространстве с порождением множества логических единиц, логического мира, логики. По Гегелю, логика - это создание некоторого идеального логического мира - Понятие, Суждение, Умозаключение, Диалектический метод (он сам есть порождение этой Идеи). Логика - мир идеальных логических объектов. Гегель в "Науке логики" живописал логический мир. Качественный переход Абсолютной идеи в Природу (Натуру) по Гегелю: Натура - это Инобытие логического Мира, любой Объект в Натуре - Инобытие какого-либо логического Объекта, его проявление, следовательно, все знания о Натуре можно получить, рассматривая логический Объект, логический мир.

"Философия природы". Астрономия - Гегель был ярым противником Ньютона, очень враждебно настроен. Гегель не понимал, что три закона Кеплера следуют не только из закона всемирного тяготения, он не знал роль динамических уравнений. Из учения Гегеля следует, что у Солнца должно быть семь планет. "Тем хуже для фактов," - говорил он.

По Гегелю свет - это Инобытие Понятия как такового, Понятие Понятия, следовательно, свет не создает в себе конкретных частей, ибо понятие чисто. По Гегелю цвет есть помрачение света тьмой. Существует разная степень помрачения света тьмой и разные цвета спектра.

Для Гегеля явления природы - это Инобытие логических единиц. Классическое определение: "Истина - это соответствие наших представлений самому объекту" (по Аристотелю) - это определение Гегель называет пошлым и неверным. По Гегелю:" Истина - соответствие предмета идеальным прообразующим," - но в природе может не полно воплотит черты идеального прообраза, тогда "Тем хуже для фактов". Продолжение идеи Платона - эйдосы и их воплощения в эмпирическом мире.

По Гегелю в природе нет развития, только повторение, циклический процесс, ибо природа - это Инобытие; а развитие только в мире Идеального Начала, в Человечестве. По Гегелю, Человечество - Бытие Абсолютной Идеи, Бытие есть сознание, разрыва нет.

Особенности идеализма Гегеля - Человеческому Сознанию в других идеализмах противопоставляется Высшеее Сознание, Надчеловеческое (Беркли, Лейбниц). А у Гегеля Человеческое Сознание есть способ существования Божественной, Абсолютной Идеи на данном этапе. Абсолютная Идея осознает самое себя (это происходит в философии). Философия - осознание Абсолютной идеей самой себя. Это процесс реализуется в виде циклической смены философских систем (идеализм - материализм). По Гегелю, философ -только тот, кто создал систему (следовательно выпадает Юм, хотя был крайним гносеологистом).

Развитие Абсолютной Идеи:

  • Смена философской системы
  • Человеческое общество

В развитии Человеческого общества Абсолютная Идея реализует свою "свободу". "Свобода - осознанная необходимость" (Спиноза). По Гегелю, необходимость - это внутренняя характеристика процесса развития Абсолютной Идеи. Свобода - это осознание необходимости. Гегель считал:" Все разумное действительно, все действительное разумно". Разумность по Гегелю - это осознанная необходимость.

Процесс развития человечества - осознание внутренней необходимости. Сначала все люди не осознают своей свободы, затем некоторые люди проявляют осознание своей свободы, а остальные - рабы (восточная деспотия); далее Абсолютная Идея перемещается в Восточное Средиземноморье (Древняя Греция, Средняя Азия, Финикия) - уже больше свободных людей - появляется античное рабовладение; затем Римская держава, затем в Европе - Германия. Остальные области застывают - Абсолютная Идея ушла - стагнация. В Северной Германии происходит полное осознание Абсолютной Идеи самой себя. По Гегелю, личная свобода Человека - ничто, речь идет о Идеальном государстве - тоталитарном.

Вторая лекция, записана мною, то есть Антоном Азаровым.

Тенденция к сочинению терминов была очень сильна еще у Канта, но в дальнейшем в немецкой классической философии только нарастала, и у Гегеля достигла пика! В дальнейшем стало "модно" писать туманные и непонятные тексты, смысл которых затенялся терминологией. Но это не относится к английским авторам: Локк, Гоббс, Юм и другие, - зато в полной мере к немцам применимы злые шутки про злоупотребление терминологией, специально для этих целей и придуманной. Особенно это применимо к Гегелю, но даже и к Спинозе можно предъявить подобное обвинение!

Диалектический метод Гегеля методом не является! Ибо тексты - это один из качественных показателей метода. Для диалектического метода камнем преткновения явилось "единство и борьба противоположностей", и он превратился просто в метод построения фраз. Внутренняя противоречивость стимулирует построение бессмысленных фраз (в противоречивой системе можно доказать что угодно, как мы знаем из математики). Гегель, за редким исключением, не определяет терминов, которыми оперирует, например, что есть "свое иное"? С нашей точки зрения, "термин", понятие" отображают ряд, класс объектов. С точки зрения логики - это замечательно, например, вспомним треугольник Фрэда для термина "понятие", одной из вершин которого является класс объектов, денотат. Для Гегеля же "понятие" первично по отношению к объекту, и даже классу объектов, так как оно относится к объекту идеального, логического мира. По Гегелю, содержание понятия определяется системой понятий, системой объектов, но нигде он не определяет, как им пользоваться, по каким правилам?! Возникает крайний произвол. Его "логика" - это не логика, а техника составления фраз.

Тем не менее, учение Гегеля сильно захватило Европу, особенно Германию, а оттуда уже проникло в Россию. Слабее во Франции, и совсем слабый отклик нашло в Англии, так как там были сильны позиции школы английского эмпиризма (Ф. Бэкон, Юм и прочие). Почему это произошло? Трудно сказать. Если нельзя поставить эксперимент, надо вести статистическое наблюдение. К обществу это не применимо! Метод эмпиризма принципиально делится на активный эксперимент и пассивное наблюдение. Так каковы ее причины? Можно гипотетически выдвинуть следующие соображения:

  • В Германии получила государственную поддержку, так как Прусская монархия объявляется идеальным государством, в котором Абсолютная Идея получает полную свободу и развивается до Абсолютного Духа.
  • Грандиозность замысла - из одних только философских соображений получить все знания о мире.
  • Многим людям непонятность гегелевских текстов казалась верхом мудрости.

Как бы там ни было, Гегель - это переломное явление в истории философии, да и вообще, начало XIX века - это переломная эпоха.

Еще одна характерная черта учения Гегеля: если он определяет понятие, то часто вводит свое определение, отличное от общепринятого. Например, понятие "истина" (смотри предыдущую лекцию). Также изобретает много новых терминов: "у-себя-существование", "в-себе-существование", " для-себя-существование", "ячность", "самостность", "твойность" и так далее.

После смерти Гегеля вся эта единая гегелевская школа распалась. Среди "учеников" было много известных авторов. Среди них были старогегельянцы, самые ортодоксальные, например, Михелет. Они даже издавали его лекции как отдельные труды. У них ярко прослеживалась линия немецкого национализма. Они быстро оказались в меньшинстве. Начало XIX века - это великая эпоха в развитии науки. От них быстро отделились младогегельянцы, которые быстро забыли "философию природы", но уделяли внимание диалектике. При этом не так напирали на единство противоположностей, сколько на единство исторического и логического развития. Вообще, тогда была сильно распространена идея исторического подхода.

Из младогегельянцев выделим Бруно Бауэр 1809-1882 гг., Фридрих Штраус 1809-1874 гг. Много работали над историей религии, точнее христианства. Оба быстро пришли к скептическому отношению к Священному Писанию.

Далее, Людвиг Фейербах 1804-1872 гг. Довольно быстро покинул почву гегельянства, хотя сначала был одним из активистов. Перешел на почву антропологического материализма, одним из его последователей был Чернышевский. Его позиция в отношении природы и общества очень схожа с механическим материализмом XVIII века. Но в понимании общества немного расходится, хотя и очень слабо. Французские материалисты трактовали возникновение религии как обман дураков негодяями. Фейербах исходит из концепции естественного человека. С его точки зрения, естественный человек - это очень любящий человек. Все явления в обществе он объясняет исходя из любви. Религию характеризует как обожествление человеком своих нереализованных потенций. Не всё знает, может и так далее - создают образ всеведущего, всемогущего, всеблагого Бога.

К младогегельянцам можно приписать диалектических материалистов Карла Маркса 1818-1884, Фридриха Энгельса 1820-1893 гг. Их специфика - считали возможным отбросить гегелевскую Абсолютную Идею, логический мир, саморазвитие до Абсолютного Духа, но сохранить при этом диалектический метод. Именно в России широко распространился, но в мире не получил широкой поддержки. Хотя теория общества по Марксу, ее социально-экономические аспекты оказывали и оказывают сильное влияние на умы в мире. В России можно назвать последователей: Плеханов и Ленин. В послереволюционные годы приобрел статус государственной идеологии и дожил до конца 80х годовXX столетия.

Как бы там ни было, гегелевская эпоха дала мощный толчок развитию науки. Наука начинает делать теоретические предсказания, причем весьма нетривиальные. В эту эпоху произошла демаркация философии, некоторые ее направления стали "служанками науки", тесно с ней связавшись, с другой стороны, некоторые направления стали себя ей противопоставлять. Первые - это механический материализм XIX века, диалектический материализм (в меньшей мере) и позитивизм. Второе - это Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, от которого породилась философия жизни, а от нее - экзистенциализм, а также Мартин Хайдегер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: