Декартовское направление

Последователи Декарта разработали логику (в основном, во Франции и Голландии) - логику Пор-Ройаля (по названию монастыря, где работали авторы). В работах Декарта и последователей логика была фактически формализована (в логике Аристотеля 4 объектах оказались лишними, пустыми, именно они были выявлены и удалены). Логика Аристотеля получила более четкое оформление. Это происходило в 1660-70 годах. Дальнейшего продолжения деятельность не получила, так как группа Пор-Ройаля связана с движением янанистов (во Франции, по имени Янания, близкого к протестантизму), а при Людовике XIV была ярко выраженная католическая реакция, впоследствии гонения на протестантов. Поэтому логика во Франции не получила широкого дальнейшего развития.

Основное развитие логическое направление получило в Голландии. Основной вопрос - о взаимодействии души и тела. У Декарта: человек обладает, кроме телесной субстанции, душой. Как эти субстанции взаимодействуют? Связь эта существует, но как она возможна?

Одно из направлений, развившихся в Голландии, отрицало эту связь, так как душа не обладает протяженностью и не может взаимодействовать с телесной субстанцией. Этой точки зрения придерживался Беккер. Он развивал идеи и сделал вывод о фантастичности явления духов людям, критиковал спиритов и экстрасенсов.

Второе направление - тоже голландец Д. Арнольд Гейлинкс (1625-1669). Он и его последователи развили учение, которое получило название окказионализм - душевное состояние никак не превращается в телесное движение, а механизм связи состоит в связи души с Богом, а Бог приводит в движение тело. Человеческие движения - лишь повод, оказия. Развитие окказионализма привело к представлению о том, что физические (телесные) и душевные изменения существуют параллельно через Божественное предопределение. Эта параллельность состоит в том, что они "идут" одинаково как часы. Эта идея получила развитие в учении Лейбница - предустановленная гармония.

Самым крупным представителем линии Декарта в XVII веке - Спиноза (1632-1677) (Спиноза - испанский еврей, переселившийся в Голландию из-за инквизиции). Спиноза изучал Талмуд, его считали будущим светилом талмудического учения. Но Спиноза начал логически анализировать иудаическое учение и Библию. Спиноза определил, что Библия - сборник исторических народных сочинений иудеев, а не Священное Писание. Он первым стал критиковать Библию, его грозились отлучить от церкви и предать проклятью. Он ушел из еврейской общины и сменил имя Бордх на Бенедикта. Спиноза лишился всякой поддержки еврейской общины и занимался шлифованием стекол для очков. Занимался философией, жил уединенно, правильно, праведно. Его воспринимали как вероучителя. Основное занятие - философия. Философская деятельность Спинозы - удел богоискателя. У Спинозы был период увлечения кабалистическим учением (мистическое еврейское учение Каббала). Он стремился обосновать веру не мистическими причинами.

В теоретико-познавательском плане Спиноза критиковал теорию врожденных идей Декарта, но сохранил декартовский критерий ясности - говорить о идеях, которые ясно осознаешь. Спиноза принимал идею геометрического метода и аксиом как самоочевидных истин (самоочевидность состоит в предельной ясности осознаваемой идеи). На основании геометрически-логической схемы пытался строить доказательство существования Бога и этику (учение о поведении человека). Этика Спинозы - сначала идут аксиомы, потом постулаты (аксиомы - самоочевидные истины, а постулаты - более слабые по очевидности), потом теоремы (более 3/4 книги - комментарии к доказательствам теорем, так как доказательства, в основном, не очень убедительные).

Основная идея Спинозы - идея логической обоснованности и понимание единой Вселенской сущности. Спиноза понимал ее как абстрактное метафизическое пространство (идея пространства - фундаментальная для геометрии, Божественная сущность - метафизическое пространство - основа для псевдогеометрической картины мира). Исходные понятия Спинозы - единая Божественная сущность - субстанция (Декарт постулировал 2 субстанции - телесную и духовную, у Спинозы - единая субстанция) - монистический характер философского учения Спинозы (учение Декарта - дуализм). Спиноза интересно анализирует вопрос о том, что эта единая субстанция не нуждается во внешней причине, она является причиной самой себя.
Эта субстанция обладает фундаментальными характеристиками - атрибутами (то есть фундаментальными характеристиками, без которых объект не существует), их бесконечно много. По Спинозе, единая субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, но человеческому пониманию доступны только два атрибута - протяженность и мышление. Далее Спиноза различает мышление и самосознание (иногда мышление и интуицию) - 3 атрибута. Остальные атрибуты не доступны пониманию. Все, что происходит в мире обусловлено внутренним законом единой субстанции. Спиноза использует понятие причинности и детерминации (причинность - порождение состояния, детерминированность - определение последнего состояния предыдущим). По Спинозе, все события определены предшествующими событиями. Спиноза сталкивается с извечной проблемой свободы, предопределенности человеческого поведения, который появляется еще у Демокрита - предопределенность движения атомов). Спиноза: " Свобода - это осознанная необходимость" (тезис стал очень известным с руки Гегеля и Энгельса, иногда им приписывают этот тезис). Спиноза отвергал свободу как не предопределенность человеческого поведения, отвергал случайность - ее не существует в природе, все детерминировано. Весь мировой процесс Спиноза понимал в духе механистической картины (интуитивно повторяет позицию Гоббса - одно состояние влечет другое и в духовном состоянии человека). Спиноза продолжает позиции Гоббса. Он исключает из рассмотрения теологический компонент (первым критиком теологического взгляда был Бэкон, после Гоббс, Декарт, Спиноза). Спиноза отвергает телеологизм в пользу детерминированной связи. По Спинозе, вся природа - множество проявлений единой Божественной сущности. Кроме фундаментальных характеристик существуют конечные проявления (модусы) этой бесконечной сущности, эти модусы (вещи) - проявления Божественной сущности.

Кто Спиноза - идеалист или материалист? С одной точки зрения - он материалист (единая субстанция обладает протяженностью). С другой точки зрения - идеалист (субстанция обладает сознанием), следовательно, такое деление иногда лишено здравого смысла. Интегрально, философское учение Спинозы ближе к производной идеализма, наиболее правильно назвать его пантеизмом. Пантеизм - весь мир по сути своей божественный, Божественная сущность разлита по пространству.

Теизм - классическая идеалистическая концепция. Бог создатель и управитель мира. Деизм. Бог - создатель, потом не вмешивается, только предопределяет законы. Пантеизм. Божественная сущность - вся природа, некая деперсонификация.

В пантеизме Божественная сущность теряет персонификацию, это некая жидкость, разлитая по мру, вся природа божественна по своей сути. Все религии основаны на теизме. Даже в свободомыслящей Голландии пантеизм Спинозы считался чем-то очень нехорошим.

Большое место в учении Спинозы занимает политика. Он во многом следует Гоббсу. Спиноза рассматривал человека как часть природного мира. Основная философия человека - выживание. До некоторого момента мысли совпадают с Гоббсом (война всех против всех у Спинозы не так ярко выражена). Но оптимальным устройством общества Спиноза считает абсолютную монархию, а республика лучше обеспечивает существование отдельного индивида. Спиноза склонен к идее аристократической республики, а не всенародной. Модель устройства общества - Голландия, а не Англия как у Гоббса. Учение Спинозы не очень сильно повлияло на дальнейшее развитие философии. Идеи были, но, в основном, не новые, но имя Спинозы было широко известно как представителя очень чистой философии.

Гольфрид Вильгельм Лейбиц (1646-1716) - следующий наиболее значительный представитель декартовской линии. Лейбниц и Ньютон создали дифференциальное и интегральное исчисление (обозначения производной в виде дифференциалов восходит к Лейбницу, с использованием штрихов - к Ньютону). Лейбниц не оставил систематического изложения философского учения, его идеи перемешаны в различных книгах.

Теоретико-познавательный компонент учения Лейбница. Лейбниц начинает с обсуждения локковской теории познания. (Локк - создатель сенсуализма). В интерпретации Лейбница тезис Локка звучит так:" Нет ничего в разуме, чего не было в чувствах, кроме самого разума." Лейбниц пытается объединить эмпиризм и рационализм. Лейбниц считает, что все знание о мире заложено в человеческом разуме, но в скрытой форме (в современности - как на не проявленной пленке, там есть скрытое изображение), а в опыте это знание проявляется - такую модель предлагал Лейбниц. Потом модель самим Лейбницем почти забылась. Лейбниц эволюционировал от попытки объединить сенсуализм и рационализм к рационализму в духе Декарта. Эволюция к рационализму сопровождалась постоянным проведением параллелей между философией и математикой (для Лейбница математика - эталон философии). Эта картезианская компонента выражена в методе познания Лейбница - термин "геометрический" используется не так часто, но речь идет о математическом методе получения знаний и построении философии. Лейбниц считает метод более важным, чем результат измерений этим методом.

Основные труды Лейбница - "Теодицея" и "Монадология". Лейбниц, а не Кант, родоначальник немецкой классической философии. "Теодицея" - "оправдание Бога". Лейбниц пытался развернуто доказать Бытие Божье. В основе - космологическая модель. Основная идея - гармоничность мира. Проблема 0 а мог ли мир быть другим? Лейбниц принимает идею сотворения мира Богом, причем Бог создал мир лучшим их возможных (могли быть и другие миры). "Все к лучшему в этом лучшем из миров". Лейбниц развивал рационалистические идеи теории познания Декарта. Развивал идею о том, что наши знания могут быть выражены в виде суждений, имеющих обязательный характер или имеющих вероятностный (случайный) характер. "2х2=4" - всеобщий характер, "идет дождь" - случайный характер. Идея о том, что знания могут иметь различный характер (всеобщий и случайный), проводится Лейбницем очень последовательно. Отличие случайных знаний от необходимых - резкая ограниченность человеческого мышления. Для Божественного сознания все знания носят обязательный характер. Это следствие идеи о наилучшем строении нашего мира. Идеи "Теодицеи" продолжены в следующей книге.

"Монадология" - Лейбниц обсуждает понятие субстанции и продолжает обсуждение, начатое Декартом и Спинозой. По Лейбницу, субстанция - это нечто, внутри себя замкнутое, обладающее единой целостностью. Далее, каждый объект мира обладает замкнутостью и единой целостностью, то есть является субстанцией, следовательно, число субстанций бесконечно, но эти сущности (монады) похожи. Монада (каждая сущность) представляет собой некоторую духовную субстанцию, это некие духовные атомы нашего мира. Сущность каждой монады состоит во внутренней активности (собственной), связанной с живой силой (кинетической энергией mv2/2). К концу XVII - началу XVIII века относится начало спора о том, что является правильной мерой движения - импульс (Декарт, mv) или энергия (Лейбниц mv2/2), который продолжался до середины XIX века). Лейбниц приписывал каждой монаде собственную внутреннюю активность. По Лейбницу, монады - это духовные атомы, не обладающие протяженностью. А понятие пространства Лейбниц трактует как нечто производное от относительного расположения монад (тоже несколько непоследовательное положение).

Второй фундаментальный спор - между Лейбницем и последователями Ньютона (Кларк) - дискуссия относительно абсолютного пространства Ньютона и относительного пространства Лейбница. По Лейбницу, пространство - нечто вторичное по отношению к монадам, к расположению тел. Спор был напряжен, позиция Лейбница была отвергнута (по Лейбницу, любое изменение расположения тел должно было привести к изменению пространства. Лейбниц не мог обеспечить необходимой инвариантности и устойчивости пространства). Ньютоновская точка зрения господствовала до создания СТО в начале XX века. По Лейбницу, внутренняя активность монад состоит в том, что в ней отображается весь мир и другие монады. Монады отличаются друг от друга степенью отображения. Высшие монады - это люди (не считая Божественного разума, где отображается весь мир абсолютно полно). Простые монады интегрируются в сложные, где теряют свою индивидуальность (модель интегрирования монад - это интегральное исчисление. Простые монады (прямоугольники) составляют целую монаду). Мир монад не является статичным, они развиваются. Смысл развития - увеличение степени полноты, точности отображения мира. По Лейбницу, в мире происходит общий процесс развития - опять интегральное исчисление). Каждая монада отображает каждую другую и ее внутреннее развитие. Как это происходит? По Лейбницу, между монадами нет взаимодействия. Лейбниц использует идею Спинозы, что каждая так устроена, что ее внутреннее развитие отображает развитие мира - Божественный разум предопределил гармонизацию развития всего мира - идея предустановленной гармонии (опять аналогия с синхронизированными часами, которые так созданы). Лейбниц говорил об идее о возможности создания автоматического мышления (продолжил идею Гоббса) - создал алгоритм системы мышления (практический выход идеи получили почти через 250 лет).

Хр. Вольф 1679-1754. - систематизатор учения Лейбница. Основная идея - сделать знание (философию) точным и достоверным - рационализм в философии. Это превратилось у Вольфа в ультра логицизм и схематизм. Лейбниц различал аподиктические (необходимые) истины, которые получаются логическим рассуждением, а есть опытные, случайные истины. Лейбниц подчеркивал, что эта случайность характеризует состояние нашего разума, а для Божественного разума все истины носят необходимый характер. У Вольфа этот подход трансформировался в схематизацию, систематизацию опытного данного. Выступил как создатель единой схемы, включая натурфилософию (которая основана на концепции монад как атомов нашего мира), обще философский подход, теологический подход. Благодаря Вольфу была создана немецкая система университетского образования; идеи Лейбница, подход Вольфа, единая философская терминология и единая система натурфилософии. Рационализм как противоположность эмпиризма все-таки на начальных этапах был связан с опытным знанием (Декарт, Лейбниц), а у Вольфа - это переходит в систематику. Влияние Вольфа на немецкую систему образования было очень сильно (первый учебник по физике в России, написанный Ломоносовым, назывался "Начала вольфианской физики"). В этом и заключается роль Вольфа в истории философии. Именно Вольф являлся проводником идей политического либерализма в Германии (после Локка в Англии, французских материалистов), идеи Вольфа насчет устройства государства суть модифицированные идеи Локка. Рассматривал общество и государство как средство для развития индивида, то есть его идеи имели более моралистический оттенок; защита от государства и других индивидов нужна для морального совершенствования.

Однако наиболее крупным продолжателем идей Лейбница в Германии был Иммануил Кант 1724-1800. В философской деятельности Канта резко различаются докритический период (до 1770 года) и критический (после 1770).

1. Ряд работ по этике, теологии, но главным достижением было развитие натурфилософии в духе Лейбница и отчасти Вольфа. Исходит от представлений о монадах как о целостных и неделимых атомах нашего мира, причем трактует их очень странно. Считает их нематериальными, трактует их как непротяженные силовые центры. Почему они нематериальны? Так как в это время еще сохранялось представление о протяженности как атрибуте материи: представление о силовом центре заимствовано у Лейбница, сила является выражением активности монад. Еще одно заимствование - идея о развитии мира. Строит не статическую, а развивающуюся модель мира. Здесь, несомненно, имеется влияние Ньютона. В качестве фундаментального закона использует закон всемирного тяготения, но в отличии от Ньютона, этот мир не статический. Развитие мира по Канту: исходным является равномерное распределение атомов в пространстве, и они взаимодействуют по закону обратного квадрата расстояния. Кант указывал на то, что пространство трехмерно, и трехмерность пространства связана с силовым законом. (Впервые представление о размерности пространства было введено Аристотелем, причем его аргументация заключалась в совершенстве числа 3, которое имеет начало, середину и конец. Затем в течение 2000 лет ничего умного о размерности пространства не было сказано, до Канта.) Как мы бы сказали сейчас, однородное распределение обладает гравитационной неустойчивостью. Все это однородное распределение фрагментируется на облака. Сжатие адиабатическое, следовательно, температура повышается, появляются плотные, горячие, сферические тела. Далее Кант постулирует наличие вращения (гравитационная неустойчивость уже была понятна, а турбулентная - нет), и может создаться центробежная неустойчивость, отклонение от эллипсоида вращения. Эти отклонения начинают вытягиваться из тела, отрываться, и вращающегося тела появляется струя, которая фрагментируется на сгустки, и таким образом около звезд появляются планеты. Это - первая научная модель образования звезд и планет. Эта модель объясняет многие черты устройства нашей Солнечной системы: вращение в одну сторону, лежат в одной плоскости, сначала малые планеты, потом большие, потом снова малые. Но не объясняет закона Тициуса-Боде. В дальнейшем ее использовал Поль Гольбах, затем ее математически обосновал Лаплас, она стала называться космологической моделью Канта-Лапласа, и только в XX веке стали появляться альтернативные модели. Сейчас имеет только историческое значение. Но в течении 150 лет была единственной и поэтому занимает огромное место в истории науки.

Эта задача была основным результатом первого периода. Еще одна крупная проблема этого периода - приливное торможение Земли и Луны. Впервые объяснение было дано Ньютоном. А то, что это явление будет приводить к торможению вращения Земли и Луны (за счет вязкого трения) первым указал Кант. Учет этого явления приведет к тому, что через длительное время вращения будут синхронизованы. В Солнечной системе около 20 резонансов такого рода. Это с точки зрения Канта - творческая модификация идей Лейбница - идей гармонии и развития Вселенной, идеи монад - все это у Канта преломилось привело к созданию космогонической модели.

2. Перелом, вызванный чтением трудов Юма. Юмовская критика возможности априорного знания оказала на Канта очень сильное влияние. "Юм разбудил меня от догматической спячки". Основные труды этого периода носят названия "Критика чистого разума", "Критика практического разума". Именно критическая философия принесла ему известность. После Канта разнообразные "Критики" стали очень популярны. 1770-1776 "Критика чистого разума" и в дальнейшем затратил значительные усилия для разъяснения основных позиций критической философии. Восприняв основную идею о критике априорного знания, Кант не во всем соглашается с Юмом. 1. Позиция Юма носит четко выраженный антитеоретический характер (знание - только систематизация опыта), а Кант все-таки много внимания уделяет теоретическим исследованиям. 2. Юм трактует математику как средство получения чего-то из исходных предпосылок (более современная формулировка), а Кант трактует более традиционно как составную часть знания о мире. Однако постановка задач Канта существенно определена идеями Юма, хотя часто Кант полемизирует с Юмом.

Кант отказался от натурфилософии и обращается целиком к теории познания и формулирует четыре фундаментальных проблемы:

  • Как возможно познание вообще?
  • Как возникла необходимая и обязательная для всех математика? (У Юма была другая точка зрения: математика зависит от выбора аксиом, а Кант считал математику единственной)
  • Как возможно теоретическое естествознание? (Вопрос ставится и под влиянием Юма и в противовес ему)
  • Как возможна научно обоснованная метафизика?

Параллельно с этими четырьмя проблемами Кант рассматривает еще ряд проблем, связанных с Юмом. Юм формулирует понятие аналитического суждения: следствие исходных аксиом и правил вывода, и ничего не говорит о нашем мире, только раскрывает тот смысл, который уже был заложен в аксиомах. Кант развивает эту идею, вводя синтетические суждения.

1. Кант: познание возможно только если мы принимаем как факт существование каких-то объектов вне нашего сознания, иначе знания не существует. Тем самым Кант направляет свое философское учение против Беркли. Это существование устанавливается только человеческим разумом, оно не дано нам в опыте, чувствах, и эти объекты существуют вне нашего сознания, Кант называет ноуменами (то есть умопостигаемыми), или "вещами в себе". Эти "вещи в себе" как-то действуют на человеческое сознание, и в результате их действия в человеческом сознании появляются явления, феномены, и поскольку эти феномены существуют в нашем сознании, доступны нашему сознанию, то они являются "вещами для нас" - появляются противопоставление.

Кант очень существенно использует идею Лейбница, а именно "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума". У самого Лейбница соединение сенсуализма и рационализма не очень получилось. Кант спрашивает:" Что же есть в разуме?" Кант делит человеческий разум на три уровня:

  • способность ощущать (чувственность)
  • рассудок - способность оперировать понятиями
  • разум (высший уровень человеческого интеллекта) - способность вырабатывать новые понятия.

Каждый из этих уровней характеризуется некоторыми единичными для всех людей обязательными доопытными априорными характеристиками. Чувственность в качестве априорных характеристик имеет пространство и время. Эти априорные характеристики чем-то похожи на врожденные идеи Декарта, но по Декарту, это некоторые содержательные суждения, а априорные формы являются пустыми формами, но объединение действия "вещей в себе" на человеческое сознание и априорных форм человеческой чувственности дает явления, феномены. Это - синтез, и здесь появляется понятие синтетических суждений: люди не могут ощущать иначе, чем в пространстве и во времени - это необходимое условие возможности ощущений. Отсюда следует.

2. Обязательная для всех математика возможна именно в силу априорности пространства-времени: трехмерное пространство дает геометрию, а одномерности времени Кант сопоставляет одномерную числовую ось.

Здесь Кант рассматривает введение аналитических и синтетических суждений. Аналитические суждения трактует по Юму как тавтологию и приводит пример:" Любое тело обладает протяженностью". Суждения об опыте и феноменах являются синтетическими, в них объединяется то, что обязательным не является. Все аналитические суждения являются априорными, доопытными (Юм считал, что они вообще не нуждаются в опыте и не носят характера знаний). Кант: могут ли быть априорные синтетические суждения? Да. Он считает математические теории именно априорными синтетическими суждениями (Юм классифицировал их как аналитические), в том смысле, что происходит синтез априорных характеристик человеческой чувственности и "вещей в себе".

3. Кант обращается к свойствам рассудка. Ему также присущи априорные характеристики - фундаментальные понятия - категории (от Аристотеля). Анализ категориального аппарата - традиционное любимое занятие философов, хотя на этот счет имеется позиция Бэкона, что надо просто договориться. Вплоть до Канта ничего интересного не было сделано. Кант делит категории на 4 семейства:

  • существования или сущности
  • количества
  • качества
  • модальности - способа существования.

Внутри каждой группы есть категория тезиса, антитезиса и синтеза (знаменитая кантовская триада, которая в дальнейшем стала одной из фундаментальной основной гегелевской философии, но в отличие от Гегеля это деление нежесткое). У Канта деление условно, количество категорий качества и количества могут не совпадать. Среди 10 категорий Аристотеля есть 1-3, но нет модальности. У Канта: категории модальности делятся на необходимость, случайность, причинность. Именно эти категории, особенно причинность, являются основой теоретического естествознания. Априорный характер причинности заключается в том, что люди не могут рассуждать иначе, чем причинным образом, и это есть основа теоретического естествознания, которое основано на причинности.

4. Как соотносятся между собой "вещи в себе" и "вещи для нас"? Кант утверждал, что никак. Сущность "вещей в себе" непознаваема. Этот тезис Канта совпадает с юмовской позицией (Юм первым высказал его в философии Нового времени), но мотивировка совсем другая: у Юма - существование объекта не следует из опыта, поэтому ничего нельзя узнать, у Канта - в явления, феномены человеческое сознание вносит априорные формы (пространство - время, причинность), которых нет в "вещах в себе", а раз мы внесли чуждую характеристику, то между феноменом и "вещью в себе" существует непреодолимый разрыв. Кант присоединяется к позиции Юма - критике метафизики: никакой научно обоснованной метафизики как знания о сущности мира кроме теории познания быть не может. Здесь Кант обращается к разуму и приходит к следующему результату: объединяя опыт, человеческий разум вырабатывает новое фундаментальное понятие: мира в целом как целостной совокупности всех явлений, человеческой души как целостной совокупности моральных, интеллектуальных и душевных качеств, необходимого существа (в последствии Бога) как первопричины существования. О каждом из этих понятий могут быть высказаны с равной степенью обоснованности диаметрально противоположные исключающие друг друга суждения - кантовские антиномии чистого разума.

Антиномии мира в целом:

  • мир делится до бесконечности и существует некоторый предел деления
  • мир бесконечен и конечен в пространстве
  • мир обладает и не обладает началом во времени.

Антиномии человеческой души: человеческое сознание предопределено окружающими обстоятельствами и предысторией и носит необходимый характер, но человек свободен в выборе своего поведения (существуют и второстепенные антиномии). Антиномии необходимого существа: существует и не существует.

Продолжает их исследовать и пытается их доказать. Например, 1. начало мира во времени: если было начало мира, то что было до этого? (Августин: Бог готовил вечные кары тем, кто дерзнет задать этот вопрос) Если не было начала, то к настоящему моменту должна была истечь бесконечность, а бесконечность не может истечь. 2. Антиномия свободы и необходимости - проблема ответственности человека за свои поступки, общественно- нравственная проблема. 3. Кант анализирует приведенные у Фомы Аквинского доказательства существования Бога и находит в них логическую ошибку - предвосхищение результата или в их основе лежат спорные недоказанные утверждения.

Учение об антиномиях Кант использовал как дополнительный, но исключительно важный аргумент в пользу непознаваемости сущности нашего мира. В России учение об антиномиях получило ироническое выражение: русские студенты, побывавшие за границей, начинали рассуждать об антиномиях, что вызывало иронию.

"Критика практического разума" - отход назад от позиции критики чистого разума. Основной предмет - антиномии существования Бога и человеческой души. Если в чистом разуме эти антиномии не могут быть разрешены, то в практическом разуме мы их решаем волевым актом в пользу существования Божественного начала и свободы выбора. Бог так ограничил возможности человеческого разума, чтобы оставить место для религии. Кант строит свое крайне схоластическое доказательство существования Бога, но в основе его - комбинация космологического и этического доказательств. "Что убеждает меня в существовании Бога? Звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня". Таким образом, эти две антиномии упираются в понятие нравственного закона. В основу понятия нравственности кладет понятие долга, как необходимости следовать нравственному закону. Трактует эти понятия своеобразно: некий поступок можно оценивать как нравственный или безнравственный только критерием абсолютной нравственности. Если человек совершил хороший поступок по своему желанию, а не по долгу, то этот поступок нравственным не является. Дальнейшая тема у Канта - поиск категорического императива, основного нравственного закона. При этом рассматривает различные критерии нравственности, но приходит к выводу, что все имеющиеся критерии не носят абсолютного характера, это относительные императивы. В конечном итоге сформулировал свое: "Требование, из которого вытекает поступок человека, должно быть таким, чтобы сам человек был готов положить это требование в основание всеобщей нравственности", - то есть (не) поступай так, как (не) хочешь, чтобы поступали с тобой. Кант придает этому известному выражению логифицированную форму.

"Критика способности суждения" - не сыграла значительной роли в истории философии. Основное содержание критического периода - критика чистого разума и критика практического разума. Влияние Канта оказалось сильным, но ему нельзя дать однозначную оценку. Положительный момент - четко выраженная тенденция к строгости и четкости самого философского мышления, неслучайно, что именно математику Кант рассматривал как эталон (продолжая Декарта и Лейбница). Но эта же тенденция во многих случаях вырождается в схоластику: Кант называл свою позицию трансцендентным идеализмом (вводит также трансцендентальный), но, вводя эти понятия, начинает их путать. Кант очень склонен к изобретению новых терминов и оперированию ими, а также к крайне усложненным формулировкам, например абсолютного императива. В отношении непознаваемости сущности нашего мира юмовская и кантовская мотивировка часто конкурируют. Идея тезиса, антитезиса и синтеза получила продолжение у Гегеля - крайне жесткое, доведенное до абсурда, и поэтому может быть оценено как отрицательное. Идея антиномии человеческого мышления получила продолжение в русской религиозной философии: Владимир Соловьев, Павел Флоренский. В конце XIX - начале XX веков неокантианская школа получила широкую известность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: