Хомяков Алексей Степанович

Славянофилы

Возникло направление в середине30-х годов. Наибольший расцвет 40-50-е годы. К концу 50-хгодов практическиисчезает и приобретает различные видоизменения: византизм Леонтьева, неославянофильствоДанилевского и т.д.

Основные деятели: Алексей Степанович Хомяков, Киреевский, Константин Сергеевич Аксаков, Юрий Федорович Самарин. Имели свои издания, журнал "Москвитянин". Печатались. Было много сочувствующих и близких, то есть направление носило литературно-общественный характер. Состоит из дворянской интеллигенции. Возникает оно в салонах.

Отношение к нему было различным. Белинский первоначально относился исключительно отрицательно, в статье 48 года высказался более смягченно, сославшись на условия русской жизни. Чернышевский относился отрицательно. Писарев считал их русскими Дон-Кихотами (мечтатели). В начале 20 века славянофильство стало достоянием всей русской мысли.

Важно перенести спор из социальных кругов в литературно-нравственные. По большому счету они были за отмену крепостного права, но при условии сохранения русских порядков.

У славянофилов были предшественники. Их предвидел Карамзин в своей Истории Российской. Он сыграл большую роль в пропаганде русского православия, самодержавия (с подачи графа Уварова возрождается при Николае 1). Три принципа: православие, самодержавие и народность. Этим отличается от Европы.

Славянофилы внешне поддерживали эту триаду, но было некоторое несоответствие, что вызвало притеснение. Притесняла цензура, например, журнал Киреевского был запрещен. Хомяков не имел права печатать статьи религиозного плана. Политика должна преследоваться, так как нравственная. Правительство вело за ними определенный надзор.

(1804 - 1860)

Он был тульским помещиком. Служил в армии, участвовал в заграничных походах. Был близок декабристам, но не воспринял их суждения. Вышел в отставку и вольнодумствовал. Написал ряд сочинений, в основном в виде статей. Написал "Записки о всемирной истории". Кроме того, занимался вопросами богословия. Писал стихи.

Выступил с критикой гегелевской философии (гегелевского панлогизма). Утверждение формы знания основой жизни. Она дает ложные предпосылки о действительности, о жизни.

Кант поставил задачу воссоздания разума из понятий самого разума - чистый разум. Этим и занимаются Гегель, Фихте. Гегель, пытаясь рассуждать чисто логически, не удержался на этой почве. Он вместо логики апеллировал к психологии мышления. Не мог логически показать переход понятий. Поэтому, говоря о чистом мышлении, вводит отрицание. Отрицание - реальная форма, взятая из самой действительности. Отсюда начинается разрушение самой системы. Мышлению приписывается субстанциональная роль. Следовательно, логика есть часть духовного процесса, она одна не способна раскрыть сущность действительности. Это философия слова, безволия.

Философия, которая ориентируется на необходимость, в силу внутреннего сцепления логических форм.

Гегель создал "фабричный процесс деятельности сознания. В дальнейшем развитии философии все переходы Гегеля сохраняются, а в философию вводится новое материалистическое содержание = вещество. Это искажает все задачи философии. Само понятие материи оказывается полным противоречий. Хомяков предлагает бес субстанциональную философию наполнить определенной субстанцией. В качестве этой субстанции взял разум и волю как единое начало. Волющий разум - живое, деятельное начало. Он обеспечивает деятельность мира, а разум предполагает разумное, упорядочивающее начало. Разумная воля - о ней свидетельствует наше соборное сознание, которое есть достояние православия. Наш православный опыт является искомой основой мышления. Не от ничто надо исходить в понимании жизни, построении философии, а необходимо отправляясь от восприятия, ощущения веры в живого Бога. В православном опыте, религиозном сознании постигает начало бытия. Философия приобретает субстанциональный характер. Она имеет онтологию. Соборное сознание имеет характер нравственный и социальный. Это сознание не единичного человека, а общественное. Воспримется истинность всех начал. Соборным сознанием общество соотносит свои деяния с высшими ценностями и черпает постоянный источник своей жизни, деятельности. Соборное сознание проявляемся в соборе = церковь, в церкви истина. Основа нашей нравственности в жизни церкви. Поэтому философия Гегеля внерелигиозна. Абсолютизируя логические формы, она лишает человека веры, Бога. Православное мышление предполагает веру в церковь. Здесь источник всех наших знаний, всей нашей нравственности. Церковь есть божественное проявление, так как там существует соборное сознание = единство всех людей с Богом.

Рассуждения о церкви вызывало недовольство духовенства, так как видело попытки рационально обосновать веру и зачатки протестантизма. Православная церковь предполагала историческую церковь - единство Писания и Предания.

На основе религии понимали историю. У каждого народа как целого есть свое понимание мира.

Надо говорить не о чистом, а о вещественном разуме, деятельный, но положительный, которого основа - Бог (и Логос, и Рацио, и единая сущность). Попытка развития философии, на христианских началах. Православный опыт Востока - и истинно христианская православная церковь. Все остальное - стремление к этому совершенному содержанию (понятие соборности).

Истинно православная христианская церковь, которая пронизана духом, осознана Богом. Эта церковь есть соборная, святая, апостольская, единая, истинная церковь. В этой церкви соединение конечного (человек) и бесконечного (Бог).

Истинные ценности доступны соборному сознанию. В церкви только человек может постигать истину. Дух вне церкви: односторонность, лишен единого духа святого. В молении, в вере - истинная церковь. Народ, который носитель соборного сознания, реализует его в своем быту, в своей жизни, правовом сознании - основа, корень народа. Вне православия русский народ не мог бы быть русским.

"Записки о всемирной истории" (Семирамида). С точки зрения славянофильства, всемирная история - религиозные цели, состояние и истории - религиозно. Смысл в духовном.

Два начала: - иранское;

· кушитское. Они пронизывают всю историю, борются в ней.

Иранское - ведущая роль в истории человечества - торжество религиозности, слова. Высшее - Библия. Торжество творения, свободы. Православие в русском варианте. Должно восторжествовать это начало духа, добра.

Кушитское (Западная Европа, Россия с Петра) - вещественная необходимость. Начало материальности, вещественные памятники истории - пирамиды, римское право. Высшее проявление - гегельянство (абсолютная необходимость).

Славянофилы: исследования истории народного творчества, языка; до этого умалчивалось.

С Петра три культуры народа:

1. светское - критика;

2. церковное (религиозное) - с уважением, но не исследовалось;

3. народное - особое внимание.

Критика Киреевского, так как слишком ценит допетровское устройство. Хомяков считал, что возврат к допетровской Руси немыслим. Позиция либерально политическая. Должна быть разумная критика. Надо соединить западную цивилизацию с православной русской традицией. Политическое устройство самодержавие, но истинно народное (патриархальный характер). Уважение прав всех людей, подчинение обычаям, в которых нет борьбы. Призвание самодержца не только политическое, но и духовное противостояние - это тяжелая ноша, духовные сыновья церкви. Русская власть органична, а не механистична (как на Западе). Механистическое подсчитывание, которое не создает истинную правду, механистическая государственность. Отсюда идея конституциональности у славянофилов ничто, так не создает право, правду. Мало имело общего с режимом Николая 1. Правительство подозрительно на них смотрело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: