Герцен Александр Иванович

Кружки 30-х годов.

Кружок Станкевича существовал при Московском университете (до 1839-1840 г. - смерть Станкевича). Состоял из студентов и профессоров, которые изучали Гегеля, Шеллинга. Их воззрения были проникнуты определенным догматизмом вследствие слепой веры в Гегеля. В кружок входили: Станкевич, Белинский, Бакунин, Грановский, Аксаков, Киреевский, И.С.Тургенев и др. Сам кружок положительных результатов не имел. Задача была чисто воспитательная. Форма развития самосознания молодежи. Шли к политике, общественной жизни от философии.

Параллельно существовал кружок Герцена и Огарева. Эта молодежь занималась преимущественно социологией и политикой. Считали себя продолжателями декабризма. Сенсимонизм, фурьеризм, французская философия (Руссо, Гельвеций). Входили: Савич, Кетчер и пр. В дальнейшем общении между кружками усилилось. Кружок Герцена и Огарев прекратил свое существование вследствие ссылки Герцен и членов кружка.

(1812 - 1870)

Почувствовал неудовлетворенность прочтением идей Гегеля -ошибка в толковании идеи примирения с действительностью. Изложил в статьях "Дилетантизм в науке". Дилетанты - это романтики, которые имеют дело с литературой, художественным творчеством. Во всем выражают собственное Я. 1. Дилетант-романтик. поэт, художник, мыслитель романтического склада. 2. От своей личности также не могут отрешиться ученые - мыслители 2-го разряда. Их способ мышления ограничен: физики, химики, прикладники различного рода. Они выработали свой язык и считают, что владеют всей истиной. Таким образом, каждый ученый владеет своей системой, своим языком, своей наукой. 3. Есть третий тип мыслителей - буддисты. Они пожертвовали личностью во имя всеобщего (= наука, философия). Здесь все связано логическими связками, переходами. Своей целью имею построение всеобщей системы знания. Всеобщее = законы, идеи, понятие всеобщего. Буддисты находятся в сфере всеобщности. Их не интересуют частности, как и Гегеля, конкретный живой человек. В понятии личности все люди объединяются воедино. Такова и цель познания, чтобы достичь единичого и раствориться в этом? Нет. Общие теоретические положения не являются ключом к истине, и могут породить ошибки в практической жизни. Гегель подчеркнул необходимость оглядываться на факты, но его сословное положение приводит к тому, что говорит одно, а делает другое. Теория оказывается ложной в таком случае. Теорию и философию необходимо постоянно соотносить с действительностью. Единственный мостик между ними деяние, деятельность. Через нее теория становится содержательной, становится инструментом познания деятельности. Герцен намечал переход от теории к практике. Теория призвана служить орудием познания.

"Письма об изучении природы". Здесь развивается критика буддизма применительно к вопросам сугубо научным и философским, по отношению к методу. К сожалению, существуют эмпирические науки (естествоиспытатели) и идеализм (философия. = буддистская философия). Идеализм занят только мышлением, А эмпирики только экспериментами и опытом. Философы считают, что им достаточно одной логики для развития знания; а эмпирики считают, что им достаточно опыта. Философы строят пустые формулы, а эмпирики чисто субъективные концепции. Речь идет о соединении, которое возможно благодаря методу, который разрабатывает философия. Метод понимается как связи с материалом. Это фактически есть закон развития самого материала. "Метод не есть что-то, придуманное нами, метод есть эмбриология самой истины". Реализм предполагает реализацию законов в самом материале (Бэкон, Декарт). Отдельно эти науки не действенны.

Отсюда, эти работы привели к тому, что Герцена стали считать материалистом. Но Плеханов считал идеалистом. Герцен был идеалистом. Носит свет гегельянства, перерастающего в идеализм.

Об идеализме свидетельствует 2-ое письмо "Наука и природа - феноменология мышления". Соответственно не материализм, а идеализм. Мышление - первая субстанция, а наука и природа его вторичные субстанции. Все является результатом мышления. Проблема истины - соответствие мышления бытию, действительности. Подобное познается подобным. В сфере всеобщего достигается тождество. Следовательно, все разумно. Наше мышление и познание возможно в силу всеобщей разумности. Особенно это проявляется во взгляде на историю.

Герцен придерживался оптимистического и рационального взгляда на историю, человек - разумная основа всего. Когда занялся социалистическими идеями, придерживался идеалистического взгляда на социализм и возможности социальных преобразований. На Западе произошли революции, которые были осуществлены 3-м и 4-м сословиями под социалистическими лозунгами. Третье сословие расстреляло четвертое. Таким образом, представления о разумности истории и о теоретическим просвещении масс оказывается ложными. Герцен впадает в пессимистический цикл писем "С того берега" - имеет ли история свою разумность? Предыдущие события показали кризис исторического разума. Таким образом, история иррациональная. В ней каждый момент имеет свою ценность и свой собственный смысл. Предвидеть, что будет завтра, нет возможности. История делается людьми, которые принадлежат конкретному времени. Каждый человек носит в себе свой собственный смысл. Каждое поколение имеет право на свою полноценную жизнь.

Герцен обрушился с критикой на мещанство Европы (3-е сословие). Запад оказывается далеким от социализма, от Запада нечего ждать. Очевидно, в России надо искать средство, с помощью которого можно преобразовать жизнь. Отсюда, сельская община, основана на совместном владении землей. И еще мирское самоуправление. Это и есть "русский социализм". К сожалению, в России это начало находилось в печальном состоянии. Развивал демократическую платформу.

Нравственная концепция ("Былое и думы"). Дружеская объективность при высокой художественности. В книге 8 -"Кружение сердца" рассказывается о несчастье, которое постигло его семью. Отбрасывает личные мотивы и ставит вопрос в нравственном плане. Как может быть человек, восхваляемый как революционер, безнравственным? Одно условие - честность и порядочность. Совершать революцию должны люди кристально чистые нравственно.

Был известным человеком в России, в Европе. Несколько раз правительство пыталось его притеснить, но попытки были вскоре оставлены.

Государство должно существовать до тех пор, пока оно не исчерпало себя. (разрыв с Бакуниным, который утверждал, что государство всегда зло, его надо уничтожить). Наиболее лики к Герцену в подходе были Лавров и Плеханов. Главное расхождение со славянофилами и западниками - религия и революция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: