Писарев Дмитрий Иванович

Добролюбов Николай Александрович

(1836 - 1861)

В 18 лет потерял отца и мать. Остался дом в Нижнем Новгороде. Учился в это время в институте. Было 8 братьев и сестер. Когда стал знаменитым забрал их и снабдил средствами. Был последовательным и радикальным. Добролюбов вел отдел критики и библиографии, занимался вопросами литературы и социальными вопросами. Полное соответствие по философским взглядам с Чернышевским. Антропологический материализм.

Разъяснял многие вопросы, связанные с литературой. Значение литературы в том, что она есть сила служебная. Она ничего по своему почину не творит. Литература есть отражение состояния общества, она не может пересоздать, она может просветить и перевоспитать. Отличие между литературой и философией большое. Истинный литератор изображает действительность и в ней находит ростки, которые не замечает общество, наука. Когда ростки наглядно проявляются в жизни, философы эти явления исследуют и объясняют их теоретически. По фундаментальности слабая, но опережает по жизненности и своевременности. Создается впечатление, что литераторы создали весь общественный процесс. Литература обладает и функциею воспитания и просвещения. Она все время переплетается с философией. Литература воспитывает и просвещает и на построение теории философа. Писателя определяют по тому, каково его мировоззрение.

Правда - первое условие для литературы. Общество человека - главное. Правда в том, что воспроизводится естественное стремление жизни в человеке. Добролюбов раскрывал Тургенева, Островского.

Много говорил относительно личности и народа. В России созрели условия для революционных преобразований, отсюда статьи "Накануне". "Когда же придет настоящий день?" Это объясняется тем, что условия жизни в России не дают человеку существовать в естественных условиях. Личность играет первостепенное значение. Это должен быть передовой человек. Он должен быть вооружен передовым мировоззрением и служить идеям, поставленным на интересы общества. Должен отличаться единством слова и дела. Единство духа и силы (Катерина из "Грозы" - натура в человеке проявляет всю свою силу). Всю свою социальную концепцию связывал с народом - носитель веры, нравственности и идеала. Народ здоровое начало, но его натуру насилуют.

(1840 - 1868)

Философия, история. Философские проблемы естествознания. Свою деятельность связал с "Русским Словом", связано с тем, что хочет быть самостоятельным деятелем. Возле Писарева складывается круг молодых людей, которые тяготели к "Русскому Слову". В Петропавловскую крепость посажен за статью "Русское правительство под покровительством Шедо-Феротти" (русский шпион за границей). Заявил, что это прогнивший режим, поэтому рано или поздно придет конец. 4,5 года в Петропавловской крепости, но мог писать только по отвлеченным вопросам.

Философскую позицию оценивал как реализм. Философская концепция предполагала существование объективного мира, существующего вне нас. Реалист на почве материализма. Природа творит мир, в ней возникает и сознание, и познание и т. Статья "Схоластика Х1Х века" выступил против отвлеченных концепций в любой сфере. Поддержал реализм Чернышевского. Материализм = реализму. Требует смотреть на тот процесс, который действительно происходит в природе. В отношении общества реализм означает прижимание во внимание жизненных отношений между людьми. Поэтому, когда говорят об обществе, не надо ударяться в мифологические, фантастические сюжеты. Материализм можно развить умозрительно. Материя может быть объективно существующей, идеальной действительностью. Различие систем в том, что они исходят из разных понятий. Таким идеализмом-материализмом можно заниматься на досуге, но это все пустое. Речь должна идти о вопросах жизненных, неотступных. О существовании или не существовании вещи можно судить по ее проявлениям. Вещь, которая не воздействует на нас, не существует. Абстракции не отрицает. С точки зрения Писарева, философия Гегеля оказывается пустой и приносит вред. Диалектика как пустая форма не является целью философского познания и оказывается бесполезной для человеческого познания. Шел за материалистами и Гегеля понимал как схоластику. Главное - факт, эмпирическая действительность и возможность ее научного познания. Философия может решать вопросы науки, органически связанные с жизнью человека.

Отрицал эстетику, лирику. Так как в нынешнем голодном положении многих - это безнравственно. Но нельзя полностью отвлекаться от этих вопросов.

Разработка проблем познания и развития науки. Наука - главное средство в руках человечества для улучшения жизни. Выступил как пропагандист в науке. (Этим сыграл важную роль и увлек массу юношей в науку. Разговаривал о концепциях Молешотта, это вульгарные концепции, но главное их материальный смысл). Все вопросы о природе можно объяснить без всякого чуда, исходя из ее законов. Обстоятельно разъяснял теорию видов Дарвина. Происхождение видов в развитии животного царства - естественный процесс, подчиняющийся фактору борьбы за существование. Естественный отбор. Посредством этого развивается природа и порождает новые формы. Отрицал скачки в природе, так как процесс развития есть сплошной скачок, иначе, если объяснять скачки природы, надо ввести понятие чуда. Без чудес явления природы - процесс возникновения новых видов из старых видов. Борьба происходит повсеместно между живой и неживой природой. Все связано в единую линию. Недостающие линии - отсутствие сведений. О первом виде ничего не знаем, но когда-то наука, может быть, откроет этот первый вид.

Для Писарева процесс познания философии и науки практически одно и то же. Философия превращается в орудие познания, в орудие действия. Главное - пропаганда познания.

Писарев исследовал труд и общество с точки зрения социологии. Рассматривал значение труда для истории общества. Труд как источник и основа человеческого прогресса. Статья "Очерки из истории труда" ("Зарождение культуры"). Имеет исследования американского социолога Кэри, на них основывается. Человеческое общество не может существовать вне природы. Оно существует в природе и посредством овладения природой. Труд - борьба человека и природы. Результаты труда являются критерием полезного и прогресса. Постоянная борьба; других средств нет для овладения силами природы. Человечество должно овладеть силами природы. "Природа это мастерская, человек в ней работник". Он говорит о покорении природы, об использовании сил природы посредством труда. Спорил с Мальтусом. Мальтус говорил, что необходимо сократить рождение рабочих, так как они рождаются и опережают силы природы. Теория ложна потому, что человек является главой производительной силой. Каждый рабочий производит продукт, чем больше рабочих, тем общество богаче. Человечество реализует главную задачу - сохранение и формирование вида. В высокоразвитом обществе население увеличивается. С отсталыми средствами производства население находится на грани уничтожения. Человек - главная производительная сила. Понимание человека соединяется со средствами производства. Главную роль играет науки. В промышленности и сельском хозяйстве происходят скачки, постоянное совершенствование труда за счет накопления труда.

Задача - разбудить интеллигентское сознание и ориентировать на познание.

Большое внимание уделял науке, знанию, которое материализуется в орудия труда и становится реальной силой.

Вредит неправильное понимание людьми своих интересов и небрежение науки. Интересы направляются на выгоду, отсюда историческая сфера, поскольку захватывают средства производства. Написал в Петропавловке историю Европы с Х11 века до середины Х1Х века. Статья "Крестьянин во времена Французской революции". Революция определяется неразрешенностью земельного вопроса. Революции играют благотворительную роль, освобождая общество от рутины.

Является создателем и носителем идей нигилизма. Нигилизм - скептицизм в отношении всего существующего, как нравственность, семейство и пр. Нигилистическое правило: бей налево, бей направо. То, что изжило себя, должно быть разрушено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: