Киреевский Иван Васильевич

(1804 - 1856)

1832 год - издание журнала "Европеец", но только 1 номер. Западник. После перешел на славянофильские позиции.

1911 г. - издание сочинений - 2 тома. "О характере просвещение Европы и его отношении к просвещению России". Различие Европы и России не в параметрах количественных характеристик, а в том, что Западное просвещение - растение, выросшее из собственного корня, а в России особый корень, из которого Россия не может выродиться.

Западная Европа - на развалинах древнего мира (Рима) - их влияние.

Три начала: - каким образом проникает христианство;

-каким образом воспринимается языческая культура (образование);

· каким образом возникла европейская государственность.

Особенности языческого Рима влияли на все три начала. Римская античная культура - торжество материальности, отсюда, формализм. В Риме все формально (религия формальна - Богов брали из других). Во главе император-понтифик. Римское право - формальный характер, никто по нему не жил. Следовательно, абстракция. Латинский язык - мертвый, который в Древнем Риме уже умер - говорили на итальянском. Христианизация (католичество) - римский характер. Единство духовное ищут в единстве власти папы. Потом разделение. Католическое христианство неистинно. Изменен символ веры - Дух святый и от Отца, и от Сына. Папа наместник Христа, носитель св. Духа. В православии нет чистилища и других. Различие - рациональный характер. Схоластический силлогизм может доказать все, что угодно.

Уклонение западной культуры - виновато католичество. Утверждали превосходство разума в вере, но католичество сохранило предание, пророчества, сохранило и церковь. Вера выше разума - авторитет; разум обосновывает авторитет.

Протестантство. Это критика католичества. Новое:

· принимают св. Писание, его обосновывают, но Предание отвергают; отвергают все историческое, в христианстве нет церкви;

· отвергают церковь (и католичество, и православие) - это духовное общение Бога с человеком и индивидуальная вера, следовательно, разобщенность.

Отрицание в церкви мистики, магии, колдовства. Разум оправдывает веру. Индивидуальный разум - свое представление о Боге. Воедино людей связало общее в мышлении - логика. Торжество не просто силлогизма, но и логики. Родоначальник протестантской религии - Декарт.

(Хомяков: непосредственное восприятие Бога, логика в протестантизме. Без логики - безверие. У каждого свой Бог).

Россия, Восток - восприятие религиозных догматов. В непосредственном чувстве логика не нужна для доказательства. Это все предполагает веру. Особенность веры - нет сомнения в разуме. Они разводятся.

Чистота непосредственного религиозного чувства. Единый глава православной церкви - Христос (не папа). Образованность в чистоте и целостности, важно нравственное содержание знания; духовность, которая в знаниях содержится. Прообраз университетов - монастыри, из них в народную жизнь, там взаимодействие. Начала из духовного понимания православия - начало добра, милости. Образованность - принцип нравственной жизни. Мы должны оставаться в вере, все истины должны проверить верой.

Государственность. Дух Рима, язычество в Западной Европе плюс варварское язычество - развивается внешними путями. На первом плане дух рыцарства, в России монастыри, нет рыцарей, воинов. Русская государственность из земли, общин, в отличие от запада. Различие в вере: русское - истинное христианство;

Западное - рационализм, искажение истинного христианства.

Запад - односторонность рассудочного мышления. У нас - торжество разумности, но раскол. Петр - искажение православного образа мышления. Задача славянофильства - развитие. Отличие - единство, цельность.

Нет противопоставления разума (в эмпирическом чувстве наличие целостности духа). Истина религии - идеальная. (Запад - это результат). Необходимо подвергнуть критике односторонности. Развивать в себе православное мышление, в котором единство чувственного восприятия, разумного мышления и деятельной воли. Мы должны сам разум поднять до уровня православного мышления, развить эту ценность. Развить начало, на котором основана наша жизнь.

Эпоха Петра. Не надо идеализировать допетровское время, но не надо оценивать и отрицательно. В то время это имело один характер. Если начала петровских реформ вызвали новую жизнь в ХУ111 веке, то в Х1Х веке упадок, неспособность к жизни. Их развитие, возможности должны принимать. Вопрос к чему бы эти начала привели, если бы Петр не разбил ничего. Тогда имели бы другие варианты.

Славянофильство - идеализм, толчок национальному самосознанию, национальной культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: