Этот закон называют ядром диалектики, так как именно он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Каждому предмету, явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира.
Исходными категориями этого закона являются тождество, различие, противоположность, противоречие.
Тождество – это понятие, которое отражает постоянство предмета, его относительную устойчивость, совпадение его сторон, тенденций. Однако предмет постоянно изменяется, т. е. нарушает установившееся равенство самому себе. Различие – это понятие, которое отражает изменчивость предмета, несходство его сторон, тенденций.
Тождество и различие не существуют друг без друга. В тождестве есть всегда различие, а различие предполагает тождество. Тождество конкретно. Тождество содержит различие, а различие основано на сравнении. Сравнение предполагает уравнивание предметов в каком-то отношении. Например, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). Чем сложнее форма движения материи, тем большую роль играют различия. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.
Противоположности – это различия в явлениях, предметах, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе – наследственность и изменчивость, в общественной жизни –имущие и неимущие.
Отношение между противоположностями есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета, при котором они взаимополагают, взаимообусловливают, взаимоотрицают друг друга.
Противоречия можно классифицировать по характеру возникновения (необходимые – случайные), по месту в системе (внутренние – внешние), по роли в развитии (основные – не основные), по типу (антагонистические – неантагонистические).
С точки зрения диалектики источником развития являются внутренние противоречия (обусловленные внутренними противоречиями системы). Внутренние противоречия служат источником самодвижения вещей. Мир предстает перед нами как единый, состоящий из двух противоположностей (материальное и идеальное). Противоположности, составляющие противоречия, стремятся преодолеть друг друга. Между ними существует натяжение, борьба, преодоление друг друга. Борьба противоположностей в едином и есть та сила, которая заставляет развиваться природу, общество и мышление. Противоречие и есть источник развития.
Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:
1. Если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи предмету, явлению, процессу.
2. Противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно.
3. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей.
4. В процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность.
5. Борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.
Закон единства и борьбы противоположностей в неорганической природе проявляется в виде борьбы между притяжением и отталкиванием. В органической природе закон проявляется как единство и борьба двух противоположных процессов – ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости. В обществе – во взаимодействии производительных сил и производственных отношений, борьбе старого и нового и т.д.