Закон отрицания отрицания раскрывает общую тенденцию развития. Его сущность проявляется в том, что всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.
Что же собой представляет отрицание? В мире постоянно что-то появляется, а что-то гибнет. Мир находится в постоянном развитии. Замена старого новым есть развитие, а преодоление старого новым есть отрицание. Этот термин ввел Гегель (через отрицание абсолютный дух идет к своему познанию). Отрицание не привнесено в предмет извне. Отрицание есть результат собственного, внутреннего развития предмета. Предметы и явления, развиваясь на основе внутренних противоречий, сами создают условия для отрицания, для перехода в новое качество. Поэтому отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития предметов.
|
|
1. Формально-логическое отрицание, которое не отражает процесс развития. Например, суждения типа: «Чины людьми даются, а люди могут ошибнуться» (А. Грибоедов), «Ни разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р. Гамзатов). Эти суждения – пример формально-логического отрицания.
2. Метафизическое отрицание, где отрицание понимается как простое уничтожение предмета, отрицать – значит сказать «нет». Отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало. Гносеологические корни подобного отрицания — непризнание наличия внутренних противоречий у предмета, причины развития не рассматриваются или же не сводятся к действию внешних сил. Примером метафизического отрицания может служить требование пролеткультовцев в первые годы Советской власти создать пролетарскую культуру на чистом месте.
3. Диалектическое отрицание представляет собой момент развития, обусловливает само развитие. Содержит в себе уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохраняет положительное, способное к развитию зарождающегося нового. (И да, и нет одновременно.)
Диалектическое отрицание характеризуется двумя моментами:
1. Оно есть условие и момент развития; что означает: только отрицание, которое служит предпосылкой для появления нового, есть положительное отрицание. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое полностью, а сохраняет лучшее, что в нем имеется, и не только сохраняет, а поднимает на более высокую ступень развития. Отрицание положительно, когда после него есть развитие.
|
|
2. Отрицание есть момент связи нового со старым. Новое характеризуется преемственностью. Новое, которое появляется, не всегда остается новым. Оно, в свою очередь, будет заменено более новым. Всякое явление, предмет внутренне противоречивы, количественные изменения в них вновь приведут к появлению нового качества, отсюда вытекает необходимость следующего отрицания. Это отрицание называется отрицанием отрицания. Каждый предмет существует как бы между двумя отрицаниями. Он появился в результате отрицания предыдущего и исчезнет в результате собственного отрицания. Каждое отрицание предполагает свое собственное отрицание. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий – свидетельства диалектического отрицания.
Отрицание отрицания прежде всего предполагает:
1. Повторяемость в процессе развития.
2. Возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени.
3. Относительную завершенность конкретных циклов развития.
4. Несводимость развития к движению по кругу.
Закон отрицания отрицания в целом обусловливает прогресс. Развитие ведет к прогрессу по восходящей спирали. Для прогресса характерна необратимость развития, т. е. развитие не может быть повернуто вспять, от высшего к низшему.
Закон отрицания отрицания характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как сложный, спиралеобразный процесс, с определенным повторением процессов, с известным возвратом к прошлому, но на новом уровне.