Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества

Основные формы бытия

Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

Под вещами понимаются отдельные предметы материальной действительности, которые имеют устойчивость существования. Природа выступает как совокупность естественных условий существования человека и общества. В этом случае природа видится в более узком смысле слова как объект естествознания. Можно выделить естественную природу и, созданную человеком, т.е. «тождественную природу» - сложную систему, состоящую из множества машин, механизмов, фабрик, заводов, городов, полей, которые обрабатываются человеком, и т. д.

Бытие отдельного человека и человечества в целом уникально. Непосредственно человек существует как отдельная вещь, которая мыслит. Существование человека - это природно-телесное бытие. Специфика человека состоит в соединении трех относительно разных бытийственных измерений: 1) человек как мыслящая и чувствующая «вещь», 2) человек как индивидуальная особь, 3) человек как социально-историческое существо. Противоречивость и сложность отношений человека к природе связаны с единством в человеке биологического и социального, материального и идеального (духовного). Единство тела и духа, мысли и эмоций — важнейшая сторона целостного бытия. Духовное освоение человеком мира передается в наследство будущим поколениям, всему человечеству.

Духовное обычно подразделяют на индивидуализированное и неиндивидуализированное (объективизированное). К первому относятся сознание индивида, ко второму - все формы общественного сознания. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации, культура — это сфера объективного духовного, общечеловеческие ценности. Красота, справедливость, истина - примеры этих ценностей. Язык - это форма, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, процессы работы сознания.

Бытие социального — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека в его постижении мира и самопостижении, самоосуществлении и самоутверждении.

2.2 Философское учение о материи. Диалектика

Вопросы для изучения материала:

1 Философское учение о материи

2 Диалектика

1 Философское учение о материи

Практически любая философская система разрабатывала свое учение о материи. Согласно метафизическому пониманию материя вечна, несотворенна и неуничтожима. Согласно диалектическому материализму, разработанному К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным материя есть объективная реальность, охватывающая все формы бытия. Атрибуты (неотъемлемые свойства) материи: структурность, движение и отражение в сознании.

«Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существую независим» от них» (В.И. Ленин).

Структурные уровни организации материи:

- микромир (элементарные частицы, атомы, молекулы, клетки);

- макромир (физические тела, организмы, популяции, общество, планеты, звездные системы);

- мегамир (сверхгалактики, метагалактики).

Материя представлена в двух формах: пространстве и времени.

Пространство - форма бытия материи, выражающая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время — последовательность состояний, форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также самого мира вместе со всем, что к нему относится.

Физическое пространство-время. Свойства физического времени: однородность, одномерность, бесконечность, направленность протекания. Существует динамическая и статистическая концепции времени. Статистическая концепция допускает движение времени в обратную сторону. Динамическая концепция пользуется понятием «стрела времени» и не допускает возможность создания «машины времени». Свойства физического пространства: трехмерность, однородность, изотропность (законы природы не зависят от направления движения), бесконечность.

Биологическое пространство - время. Важнейшее специфическое свойство биологического времени — антропность. Существуют биоритмы организма. Асимметрия живых систем - важнейшая характеристика биологического пространства. Скученность животных на узком пространстве приводит к истребительной войне между ними.

Психологическое пространство-время. Время внутренних переживаний. Психологическая совместимость. Проксемика. Русский ученый и философ А.Л. Чижевский впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей.

Пространство-время культуры. Каждая молодая культура имеет сакральное и профанное пространство-время. Сакральное время - вечность, в которой живут боги и герои. Сакральное пространство - центр, где находится святое место (мировое дерево, пуп земли, главный храм). Эсхатология — учение о конце света. Пространство кочевых народов - пуль, пространство оседлых народов - замкнутый круг. Христианский храм символизирует бесконечность. Изобретение часов — жуткий символ убегающего времени (рассказ Шекяи). Густой коричневый фон (Рембрандт), симфонии Моцарта и Бетховена — символы бесконечного пространства.

Существуют две концепции, по-разному объясняющие сущность пространства и времени. Субстанциональная концепция — пространство и время есть особые сущности, существующие независимо от предметов (И. Ньютон). Реляционная концепция - пространство и время зависят от материальных процессов и вне них не существуют (Г. Лейбниц).

Способом существования материи является движение. Движение - неотъемлемое свойство материи, изменение состояния в результате взаимодействия тел. Источник движения - противоречия. Формы движения материи:

- механическое,

- физическое,

- биологическое,

- социальное.

Всякое усложнение в живой природе, появление новых, более сложных форм жизни называется развитием. Развитие общества называется прогрессом. Идея развития утверждается в философии в конце XVII — середине ХТХ века.

Современная наука в описании материи базируется на: квантовой физике, общей теории относительности, синергетики. Синергетика — теория самоорганизации сложных открытых систем. Закон энтропии - всякая неживая система стремится к хаосу. Открытые системы способны переходить от хаоса к порядку.

2 Диалектика

Диалектика (от гр. dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, основанный на разрешении противоречий, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Противоположность диалектике составляет метафизика - взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные. Диалектика отличается от метафизики пониманием развития. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения: Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элей. Аристотель называл Зенона «изобретателем диалектики». Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре: Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понитий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все они были стихийными диалектиками.

Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана немецкой классической философией. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего,

Материалистическая диалектика современности Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику, не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика — это движение я развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Предмет диалектики как науки — всеобщие, объективные принципы и законы развития материального мира. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы и категории являются одновременно законами и категориями как бытия, так и познания.

Структура диалектики как науки. Диалектика как наука — сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории, связанные между собой самыми многообразными способами.

Исходным принципом диалектики является принцип единства и борьбы противоположности - все явления связаны друг с другом причинными связями и обусловливают друг друга. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как они превращаются друг в друга. Другими исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. К принципам диалектики относится еще и принцип детерминизма, т.е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы. Категории — наиболее общие, фундаментальные понятия. Категория бытия выражает предельно общие характеристики всего существующего. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория сущности. Качество - совокупность существенных необходимых свойств вещи.

Закон — существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями.

Законы диалектики (впервые сформулированы Г.В.Ф. Гегелем):

- закон единства и борьбы противоположностей — вскрывает общий механизм развития;

- закон перехода количественных изменений в качественные - характеризует направление, форму и результат процесса развития.

- закон отрицания отрицания - выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: