Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии

Проблема происхождения человека

Вопросы для изучения

Проблема человека в философии

1 Основные подходы к определению сущности и существованию человека

2 Человек как биосоциальное существо. Индивид, индивидуальность и личность

1 Основные подходы к определению сущности и существованию человека

Термином «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры. Антропология - наука о человеке.

В различные эпохи мыслителя по-разному определяли человека

Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Аристотель: «Человек - политическое животное».

Б. Паскаль: «Человек - это мыслящий тростник».

Б. Франклин: «Человек - это животное, производящее орудия».

Ф. Нищие: «Человек — это то, что нужно превзойти».

А. Шопенгауэр: «Человек - это халтура природы».

Основные подходы к определению сущности человека:

Теоцентризм. Сущность человека определяется тем, что он создан Богом, т. е. его
нельзя определить самого по себе, независимо от Бога. Только исходя из идей творения,
можно оценить содержание и цель человеческой жизни. Этот подход был очень
популярен в русской философии конца XIX - начала XX вв. (В.С. Соловьев,
Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой). Бердяев: «Сущность человека определяет его подобие Богу-
творцу», т. е. сущность человека в том, что он — творец. Все остальные существа «живут
по своей мерке».

Натуроцентризм. Человек - это природное живое существо. Биологический уровень существования человека играет определяющую роль по отношению к его индивидуальности, к формам его общественного поведения и ко многим социальным процессам. Натуроцентризм сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. В философии XX в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма.

Социоцентризм. Главное в человеке то, что он — часть человеческого общества. Только в нем он может существовать как человек. Все человеческие качества формируются в социально-культурной среде. У истоков социоцентризма стоял Аристотель с определением человека как государственного животного. Сущность человека — совокупность всех общественных отношений. В XXв. в рамках этого подхода разрабатывается понятие "социальный тип личности". Это совокупность качеств, наиболее характерных для определения человеческого сообщества и обусловленных особенностями истории и деятельности данного сообщества. Основными направлениями социальной антропологии в ХIХ - XX веках являются структурализм, марксистская антропология, функционализм и эволюционизм.

Антропоцентризм. Сущность человека не в чем-то ином, внешнем по отношению к нему, а в нем самом, в его самопознании. Формирование человека — это всегда самосозидание в активной деятельности. Любые внешние воздействия не могут полностью определить человека. У истоков такого понимания стояли Сократ и Кант.

Одной из форм развития антропоцентризма является переход от рассмотрения человека с точки зрения сущности к рассмотрению его с точки зрения существования. Существование — это бытие объекта во всей совокупности его индивидуальных характеристик и процессов, с ним происходящих. Философское направление, которое рассматривает человека с точки зрения существования, называется экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: