double arrow

Движение и его основные формы


Движение – это категория философии, отображающая любые изменения, происходящие в природных, духовных и общественных системах. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменчивости, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции. Условно можно выделить следующие типы изменений, имеющих место в объективном мире: количественные и качественные изменения, а также развитие.

Материалистическая концепция рассматривает движение как способ существования всех материальных систем, как внутренне присущий им атрибут. Это означает признание неразрывной связи между материей и движением. Движение является объективной характеристикой бытия. Движение реализуется через взаимодействие, и наоборот, любое взаимодействие порождает движение. Неподвижная материя была бы неспособна обнаруживать свое существование, именно в движении тело обнаруживает свое существование как фрагмент объективной реальности, противостоящей нашему сознанию. Тезис о неразрывности материи и движения находит свое подтверждение в данных современных наук.

Основные свойства движения: объективность, всеобщность, неуничтожимость и несотворимость, абсолютность.

Опираясь на тезис о неразрывной связи материи и движения, можно сделать вывод о том, что основным, качественно различающимся видам материи, должны соответствовать и свои качественно отличные формы движения. Под формой движения материи понимается движение, связанное с определенным материальным носителем, имеющее достаточно широкую область распространения и охватывающее явления, которые обладают определенным качественным единством, подчиняются одним и тем же основным закономерностям.

Первая классификация была предложена Ф.Энгельсом в середине XIX в. и включает пять форм движения материи: механическую (перемещение в пространстве макротел), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (формы существования белковых тел) и социальную. Эта концепция не может не устаревать в силу постоянного прогресса научного знания. Так, в рамках физического движения различают на сегодняшний день движение элементарных частиц, внутриатомные, ядерные, молекулярные, электромагнитные процессы. В рамках химической формы: неорганические реакции, процессы образования органических веществ, элементоорганические процессы и т.д. Однако классификация Энгельса имеет непреходящую ценность, поскольку вытекает из принципов диалектического материализма.




Принципы построения данной классификации используются и в современной научной картине мире, конечно, с дополнением и уточнением. Это пять основных принципов: 1) Принцип развития. Субординация форм движения непосредственно совпадает с реальным процессом эволюции материальных систем от простого к сложному, от низшего к высшему. 2) Принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем. 3) Принцип генетической и структурной обусловленности высших форм низшими. Каждая высшая форма движения порождается более простой, является естественным продуктом ее развития. Вместе с тем высшая форма сохраняет в себе низшую в снятом виде. 4) Принцип несводимости высших форм к низшим. В методологическом плане это означает, что невозможно познать сущность более высокой формы движения только посредством изучения закономерностей функционирования низшей формы, на основе которой возникла первая. Например, сущность жизни нельзя понять только через изучение тех химических процессов, посредством которых осуществляются процессы жизнедеятельности. Жизнь проявляет себя в таких типах взаимодействия, которые специфичны только для биологической формы движения. 5) Принцип связи каждой формы движения с определенной группой наук. Это позволяет выявлять закономерности, специфичные для этой формы движения, и те материальные носители, с которыми эта форма движения связана.



В советской философии наиболее целостная классификация форм движения была предложена Б.М. Кедровым, который выделил ряд новых видов и подвидов форм движения материи. Все формы движения он разделили на частные и общие. Частными называются такие, которые связаны с одним строго определенным материальным носителем, или субстратом. Обычно это указывается в названии наук, изучающих соответствующие формы движения и их носители (ядерная физика, молекулярная физика, органическая химия и т.д.). Общими формами движения мы называем такие, пишет Кедров, которые не имеют отдельного, специфического для каждой из них материального носителя, но которые связаны с определенными системами различного рода материальных образований. Все общие формы движения, а также изучающие их науки (механика, квантовая механика, термодинамика, кибернетика), имеют общую черту: они учитывают лишь тип взаимосвязи и взаимодействия между элементами, общий для той или иной группы систем.

Диалектический материализм XIX века и современный материализм рассматривают движение как проявление внутренней активности материи, ее самодвижения. Данный принцип отстаивали Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, а также современная концепция синергетики. Так, Энгельс писал о том, что источником самодвижения материи являются диалектические противоречия между устойчивостью и изменчивостью, простым и сложным, прогрессивным и регрессивным. Например, в развитии живых организмов устойчивость выражается в сохранении наследственных признаков, а изменчивость – в приспособлении организмов к новым условиям среды.

Теория синергетики была создана бельгийским ученым Ильей Романовичем Пригожиным (род. В 1917 г.). Долгое время в науке преобладало представление о том, что процессы самоорганизации присущи только живым системам. Что же касается неживых, то, согласно второму закону термодинамики, они могли эволюционировать лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но тогда становится непонятным, откуда появились живые системы, способные к самоорганизации и почему физические законы не применимы к живым телам, состоящим из тех же молекул и атомов? Синергетика – это теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы. Сложнодинамические самоорганизующиеся системы (например, отдельная живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив, машина-автомат, машина-робот) способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта. Самоорганизующиеся системы приобретают присущие им свойства или функции без какого бы то ни было вмешательства извне. Примерами могут служить деление клеток в биологии или рост снежинок. Можно выделить три основные характеристики процесса самоорганизации: гомеостаз, информация, обратная связь. Гомеостаз – это стремление живой системы сохранить стабильность своей организации, рода, популяции. Информация – это отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала. Механизм обратной связи – это реакция системы на внешнее воздействие, определяющий изменение состояния данной системы.

Признавая многообразие типов изменчивости, диалектический материализм уделяет особое внимание прогрессивному развитию. Проблема прогресса имеет несколько аспектов. 1. Выявление критериев прогресса как на универсальном, всеобщем уровне, так и на уровнях трех сфер бытия – неорганическоой природы, органической природы, социальной. 2. О формах прогрессивного развития. 3. О конечности или бесконечности прогресса человеческой цивилизации.

Необходимо подчеркнуть трудность выделения универсального критерия прогресса. Например, для неорганической природы достаточным критерием прогресса можно считать степень усложнения структуры системы, например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным. Прогресс применительно к живой природе определяется повышением степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой. Регресс же – это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

Относительно прогресса общественной системы можно говорить о его критериях только в комплексном подходе: темпы роста производства и производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; степень свободы работников производства от эксплуатации; уровень демократизации общественной жизни; уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; увеличение человеческого счастья и добра. При этом ведущее место в этом комплексе занимает гуманитарный критерий.

Возвращаясь к вопросу о выделении универсального критерия прогресса, который был бы подходящим для любой сферы бытия, можно предположить, что он включает целый ряд признаков, например: увеличение степени разнообразия системы, сопряженное с интегрированностью ее частей; усиление мобильности и надежности системы; увеличение способности преодолевать противоречия; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени целостности системы. Очевидно, что системообразующий фактор является основным критерием прогрессивного развития системы, но он может дополняться другими – экологическим (для живой природы), информационным (для познавательной сферы), энергетическим (для материальной деятельности).

Прогресс всегда относителен. Прогресс, хотя и связан с гармоничным развитием системы, однако в нем есть и дисгармония, и конфликты, и регресс. Всегда нужно ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В результате одно и тоже явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным. Прогрессивная ветвь может совмещаться с временным отступлением назад (спиралевидная форма). Прогресс связан с регрессом и вертикально, когда общий прогресс системы включает в себя регресс ее отдельных элементов. Диалектика такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.

В проблему прогресса, как уже отмечалось, входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся только в одном: формы такого развития многообразны. Выделяются линейная (восходящая линия), спиралеобразная, веерная, волновая и другие формы.

В связи с вопросом о прогрессе встает проблема конечного или бесконечного развития человеческой цивилизации. Другими словами, это вопрос о развитии человеческого духа и познания. Научная философия, в принципе, не ставит пределов духовному прогрессу, за исключением одного: дух, сознание всегда будут находиться во взаимодействии с природой; материя неисчерпаема, поэтому при постоянном росте объема информации познание все же никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью.

В последние десятилетия происходят глубокие изменения в представлениях о Вселенной. Все больше доводов обретает концепция пульсирующей Вселенной, в рамках которой создается картина постоянного изменения, движения галактик, но не гибели всей системы. Не исключается возможность в крайне отдаленном будущем установления преемственности в развитии ряда однопланетных или однозвездных цивилизаций и слияния духовных систем планетного масштаба в единый поток интеркосмического сознания. Такая возможность маловероятна, но не исключена. Если она реализуется, то мыслящий разум обретет новое измерение, и перед ним откроются перспективы бесконечного существования.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: