double arrow

Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы


Бытие – одна из самых общих философских категорий, определяемая через соотношение с противоположной категорией небытия, «ничто», и фиксирующее свойство, присущее всему, что окружает человека. Философское значение категории бытия предполагает проблематизацию всего существующего. Содержание категории Бытия тесно соприкасается с содержанием категории «субстанция», которое заключает в себе два момента: субстанция как «существующее само по себе», ни от чего не зависящее; и субстанция как первоначало, определяющее существование всех других вещей.

Попытка осмыслить идею бытия в ее первозданности и чистоте была предпринята Парменидом. Понятие бытия у Парменида тождественно понятию субстанции как того, что существует «само по себе». Оно не порождает мир с его изменчивостью и множественностью, оно несоединимо с понятием субстанции во втором значении – как первоосновы. Попытки слить значение понятий бытия и субстанции как первоосновы мира (Гераклит) вели к подмене понятия бытия понятием становления, которое по отношению к бытию имеет противоположные характеристики. В концепции Платона субстанцией как первоначалом выступают идеи и материя, они порождают видимый мир, а «чистое» бытие отодвигается от взоров человека, оно не постижимо для него, Единое, которое ведет абсолютно автономное существование.

В средние века категории бытия и субстанции были слиты воедино в персонифицированном образе Бога. Но в сотворенном Богом мире бытие и субстанция «расходятся»: все сотворенное лишь «причастно» бытию, но не есть само бытие. Отделение понятия субстанции от понятия бытия И. Кантом ведет к полному разделению сфер познавательной активности человека и ценностно-ориентационной, «практической». «Онтологический поворот» в философии XX в. связан с потребностью «помыслить человека» в его обособленности, конечности, временности. В новой онтологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др.) понятие бытия отделено от понятия субстанции. Человек рассматривается во взаимодействии с бытием, оформляющим его собственную жизнь; исследуются формы проявления бытия в человеческом существовании.




Таким образом, бытие есть, прежде всего, интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, явлений и процессов, кроме одной черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

Одним из главных вопросов философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира: материальный (природный, физический) и идеальный (сознание, психические процессы, духовный мир человека). Первый существует объективно, независимо от воли и сознания человека, «сам по себе». Второй – субъективно, т.к. зависим от воли и желания отдельных индивидов. Комбинация двух способов существования бытия позволяет выделить формы бытия: бытие самого человека; бытие вещей, создаваемых человеком; духовный мир человека (индивидуальный уровень); человеческое общество (материальная и духовная культуры), природный мир.

Дадим краткую характеристику своеобразных черт каждой формы. Природный мир – это мир физических форм, таких как неорганические минералы и стихии, растения и животные, космические и галактические явления. Мы предполагаем, что мир в его многообразии существует объективно, что он бездуховен и бессмысленен. Это основная установка научного познания, выработанная в процессе развития западного мышления. В рамках восточной философии данный принцип не работает, поскольку считается, что материальный мир является одушевленным.



Человек принадлежит одновременно к двум мирам: природному (как его часть) и духовному (что и делает его человеком). Мир материальной культуры отличается от бытия естественной природы, поскольку все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим сознанием.

Духовный мир существует в форме субъективной и объективной реальности. Субъективный дух – это психический мир человека, включающий самосознание, бессознательное, подсознание, чувства, эмоции, логическое мышление, нравственные принципы. Совместная деятельность людей в обществе порождает интерсубъективную или объективированную реальность. Это такие духовные образования, которые являются достоянием сообществ индивидов, духовной культуры общества в целом. Подобную природу имеет язык, научное знание, религия, мораль, искусство. Духовная реальность (субъективная и объективная) не может существовать вне материальных носителей.

Общество, любые социальные системы также представляют собой тесное переплетение материального и идеального. Кроме отмеченных форм бытия, существуют еще и уровни бытия: существование в возможности (потенциальное бытие) и существование в действительности (актуальное бытие).

Объективная реальность внешнего мира не является самоочевидной, поскольку мир дан опосредованно, субъективно (и по форме и по содержанию). Философ подвергает сомнению сам факт существования внешнего по отношению к человеку мира, показания его органов чувств, теоретические концепции, возможность познания вещей в их объективности. Внешний мир, если мы признаем его существование, открывается нам через различные каналы – органы чувств (цвет, запах, форма), разум (сущность, смысл, целостность, закономерность), интуицию, озарение. Требуется интеллектуальная работа по совмещению разнообразных картин, чем, собственно говоря, занимается философия. Бытие раскрывается человеку не сразу, целиком, а в процессе длительного его познания.

Фактически все различия в философских учениях касаются различий в понимании форм бытия, трактовки их взаимоотношения и взаимодействия. Прежде всего, это различие в вопросе о том, какая из форм является основной, исходной, а какие формы производны и вторичны. Так материалисты считают исходной формой природное материальное бытие, все остальные – производными (сознание, человек, общество). Субъективный идеализм основной формой считает внутренний мира человека (субъективное бытие). Объективный идеализм в качестве таковой формы принимает объективный дух. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование, представлены великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими позициями определяется персональными предпочтениями, типом образования (например, ученые склоняются к материализму), воспитанием, общим складом мышления.

Параллельно с двумя течениями всегда существовало и третье – дуализм, представители которого стремились к совмещению материального и духовного начал (Аристотель, Р. Декарт, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Т. Шарден).

Философское учение о бытии (онтология) сталкивается с рядом других кардинальных проблем, различные решения которых также определяют различия в философских воззрениях. Перечислим некоторые из дискуссионных вопросов: существует ли материальный мир как объективная реальность, находящаяся по ту сторону человеческого сознания?, обладает ли мир единством и что является основой этого единства?, является ли мир неизменным или он постоянно изменяется и развивается?, упорядочен ли мир в своем развитии?, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом?, обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В зависимости от их решения философские концепции делятся на монизм, плюрализм, детерминизм, индетерминизм, диалектику, метафизику и т.д.

Решение данных вопросов и проблемы бытия в целом претерпело значительную эволюцию в западной философии. Первый подход – субстанциональный (с VI до н.э вплоть до XIX в.). В трактовке Аристотеля это означало «попытку говорить обо всем, что существует, будь то материальным или идеальным, и вместе с тем искать абсолютные устойчивые основания всего сущего». Второй подход к проблеме бытия формируется в ХХ веке. Единственно несомненным и подлинным в этом мире признается жизнь человека, его потребности, чувства, желания. Человек перестает искать высоких смыслов в жизни, он стремится устроиться сейчас и здесь, а не в загробном мире. Отсюда нацеленность на пользу и успех. Весь мир превратился в поле деятельности человека, а не божественный миропорядок. Данный подход представлен в современной западной философии такими направлениями как экзистенциализм, философия жизни, феноменология, психоанализ. Новейшее время характеризуется полным отрицанием разумности человеческого существования; все оправдывается тем, что ничего в этом мире нет навеки.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

3. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1996.

5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

6. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

7. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

8. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

10. Финк О. Отношение к миру и понимание бытия // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб., 1998.

11. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций для студентов ВУЗов. Феникс, 2000.

12. Шептулин А.П. Категории диалектики. М., 1971.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: