3.1. Антиалкогольная реформа Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий. Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а также многомиллиардные убытки бюджета. 3.2. Кадровые реформы в правительстве
В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А.Н. Яковлев и А.И. Лукьянов. Фактически, 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.
3.3. Общественные и социальные реформы
В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.
Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю.
3.4. Реформы во внешней политике
В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:
Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.
Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций.
СССР отказался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». В 1990 году за вклад в ослабление международной напряженности Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Во время его визита в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.
3.5. Реформы политической системы СССР
Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к
Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится
Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае - июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу. В него вошли Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова), Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис), Депутатская группа «Жизнь» и другие.
Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию.
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.
Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
Вопрос №49. Россия на пути суверенного развития. 1991-2000гг.:политика, экономика, культура. Становление новой российской государственности.
С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России. Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й. Начавшиеся реформы изм. и банк. сис-му. Важную роль в фин. сфере стало играть своб. хождение иностр. валюты. Сократилась гос. и кооперативная форма торговли, резко увел. частный торговый сектор. Российский рынок оказ. заваленным иностр. товарами. Но новые, т.н., рыночные, отн-я имели мало общего с цивилизованным рынком, что нанесло большой вред и гос-ву, и гражданам. В этот период активизир. борьба за первонач. накопление капитала. И Россия стала похожа на Америку 30-х годов, кот. переживала в то время войну гангстеров. Переход к частной собств-ти, рыночным отнош-м вызвал и частное предпринимательство. Но оно прояв. прежде всего в фин. сфере, в развитии рынка, разл. услуг, в то же время практ. не коснулось матер. произ-ва. Большинство предприятий не выдержало такого курса реформ. Фактич. была разрушена пром-ть, т.к. промышл. произв-во упало более чем наполовину. Падение произ-ва повлекло за собой массовые неплатежи, сокр. отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увел. задолженность по з/п. Около года проработало это прав-во. Страну удалось повернуть в сторону рынка, но какой ценой. Напряж. борьба в пол-ке переплеталась с борьбой за выбор экон. курса преобразований. Для успешного развития реформ, необх. б. выработать научно обоснов. концепцию развития, но времени для этого не было. Руководство вынуждено б. составлять ее в спешке, допуская при этом ошибки. Реформа стала проводиться без поддержки масс, что осложнило ее проведение. Нужны б. хорошо подготовленные реформистские кадры. Отсюда частые смены руководства страны. Измен-я в составе Прав-ва РФ иногда прин.и затяжной характер и приводили к негат. экон. последствиям. Так произошло при очередной смене прав-ва 23 марта 1998 г., когда впервые оно было отправлено в отставку в полном составе во главе с председателем В. С. Черномырдиным. В апреле 1998 г. новым председателем Прав-ва б. избран молодой реформатор С. В. Кириенко. Это прав-во работало недолго. 25 августа 1998г. указом президента оно было отправлено в отставку. Это было вызвано решением правительства о замораживании ГКО (одновременном дефолте) и девальвации. Это привел к катастрофическим последствиям. За месяц экономика была отброшена на уровень начала 90-х гг. некоторое время была парализована вся фин. система России. Экон. кризис усугубился и полит. кризисом, кот. б. связан с созданием нового прав-ва РФ. Премьер-министром б. избран Е. М. Примаков, человек, кот. в сентябре 1998 г. поддержали практ. все фракции в Гос. Думе. Началось формирование нового кабинета. Но самые серьезные последствия осеннего кризиса 1998 г., заключающиеся в отторжении власти от людей, в потере руководством страны доверия народа, преодолены будут еще не скоро. Процесс трансформации экон. сис-мы оказ. куда более мучительным, долгим и сложным, чем предст. ранее. Механизмы рынка нах. на примитивном уровне, фин. сектор по международным стандартам еще слаб, пром-ть и с/х переживают многолетний спад. Это происходит из-за неблагопр. обст-в, как внеш., так и внутр. характера. Прежде всего для успешного проведения реформ России не хватает ср-в. Небывалый экон. кризис привел к многократному сниж. доходов федерального прав-ва. Гос. бюджет составил в 1997 г. около 80 млрд. долл. В рез-те не б. вып. даже уменьшенный план расходов гос-ва. Российское прав-во живет в долг: в 1995-1997 гг. размеры гос. внутр.о долга выросли с 14,7 до 25, 4 % ВВП. Заметно сокр. налогооблагаемая база, т.к. продолж. спад промышл. произв-ва. Бюджетный дефицит растет. А это озн. поиск новых средств за рубежом. Усиливается завис-ть России от внеш. кредиторов. Россия унаслед. от СССР около 70 млрд. долл. внешнего долга, с тех пор он удвоился. Только в 1995-1996 гг. внеш. долг увел. на 12 млрд. долл. Одной рукой прав-во платит по новым счетам, др. - набирает все новые и новые кредиты. После распада социалистической системы России практ. заново приходиться интегрироваться в мир. экономику. И это происх. в усл., когда конкурентоспособность российской экономики крайне низка. Внеш. торговля России напоминает слаборазвитые страны: в экспорте доминируют нефть и газ, др. полезные ископаемые. Возможности у России еще есть – в авиации, спецметаллургии, машиностроении, энергетике, биотехнологии и в др. сферах. Научно-техн. развитие страны стремительно идет на убыль. снижение инфляции и валютный “коридор” привели не к распр-ю зоны действия рубля, а к ее сокращ. Жесткая налоговая пол-ка и в отн-и мелких и ср. предпринимателей, и в отн-и граждан, привела к обратному рез-ту: налоги стали собир. еще хуже. Низкая инфляция д. была сокр. цены на предоставление кредитов и займов, но ничего подобного не произ. Прав-во попыталось оживить пром. произ-во путем выработки стратегич. направления, проведения конкурса проектов, в дальнейшем привлечении средств гос-ва и иностр. инвесторов. Но не нашлось необх. средств, и программа промышл. пол-ки так и не была утв. К концу 20 века Россия оказ. в сложном пол-и. Но еще не все потеряно. У России еще есть шанс выбраться из затянувшегося кризиса. Есть три пути развития:
утрата интеллектуального и культурного потенциала развития страны, превращение ее в сырьевую базу и источник дешевой рабочей силы.
Реализация идеалов потребительского общ-ва и формирование высокого уровня потребления.
Поиск движения к информационному обществу, выработка новой стратегии реформ, смену идеалов потребительского общ-ва на систему ценностей, утверждающую престиж духовной и интеллектуальной сферы, развитие культуры, науки, технологическую револ-ю и т. д.
В стране продолжается реформирование полит. системы. Дальнейшие изменения в полит. жизни идут в направлении утв. государственности.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция. Она закрепила перемены, произошедшие в стране. В ней указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Новый закон ограничил полномочия парламента, но усилил власть президента. Президент осуществляет право управления и законотворчества посредством указов. Президентские выборы 1996 г. утвердили Ельцина еще на 4 года.
Выборы в стране стали постоянным явлением.
№33. Репрессивная и реформатская деятельности правительства Столыпина.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) 6 марта 1907 г. Столыпин изложил перёд депутатами II Государственной Думы программу преобразований, намеченных правительством. Намечалось осуществить бессословную систему местного управления, основанную на взаимодействии помещиков, имущих крестьян и чиновников; предусматривалась отмена института земских начальников. В области рабочего законодательства планировалось страхование рабочих от несчастных случаев, по болезни, инвалидности и старости; ограничение рабочего времени для подростков и пожилых рабочих; устранение детского и женского труда на подземных и ночных работах. Предполагалось введение всеобщего начального образования, реформа средней и высшей школы. Для совершенствования судебной системы предусматривалось установление возможности условного осуждения и досрочного освобождения осужденных, введение нового уголовного законодательства, объединение жандармского корпуса с полицией. В 1907-1908 гг. были подготовлены проекты реформ в армии. Столыпин приложил максимум усилий для налаживания сотрудничества между Правительством и Думой. Однако основное содержание деятельности Столыпина состояло в преобразовании аграрного сектора экономики. Став в 1906 г. министром внутренних дел, а затем одновременно Председателем Совета министров, Столыпин возглавил работу по подготовке аграрной реформы. Крестьянам предоставлялось право выхода из общины, с обязательным предоставлением земли из ее фондов. Полученную землю можно было передавать по наследству. Разрешалось также покупать землю помещиков. Столыпин создал земельный фонд из государственных земель. В широких масштабах началось переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток, где имелась масса пустующих земель. Почему же община выдержала организованный на нее мощный натиск? Во-первых, процесс социальной дифференциации крестьянства не дошел еще до такой степени, чтобы подорвать общинные устои. Во-вторых, аграрная реформа имела целью соединить традиции с новыми тенденциями развития. Однако при осуществлении акцент делался на всесторонний учет интересов дворянского сословия. В-третьих, преобразования проводились традиционными бюрократическими методами, которые зачастую превращались в насильственные. Главный недостаток аграрной реформы - игнорирование региональных особенностей. Выход крестьян из общины наиболее успешно происходил в тех регионах, где аграрно-буржуазная революция проходила более интенсивно (Прибалтика, Белоруссия, Западная Украина), или где община была слабой (степные губернии - Самарская, Ставропольская, Таврическая). Существенные изменения произошли и в сфере просвещения. Увеличились ассигнования на начальное образование. Увеличилось количество гимназий и реальных училищ. Оживилась деятельность высшей школы. Реформы в России в конце ХК-ХХ веков оставили заметный след в ее развитии. Все основные проекты, отражали давно назревшие потребности развития российского общества. При осуществлении политического курса они опирались прежде всего на власть, а не на определенные общественные силы, действовали в интересах власти стремились остановить революционное движение и обеспечить развитие России при сохранении основ самодержавной формы правления. В правящих кругах России существовала сильная оппозиция реформам. Поэтому они не оказались настолько глубокими, чтобы остановить движение страны к революции.
№40. Национальные отношения в условиях советского строя. Образование СССР.
«Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), формально поставившая проблему внутренней политической организации нового государства (будет ли оно централизованным или федеративным?), но не давшая на нее ответа, признавала, что в качестве альтернативы расколу существует «добровольный и честный союз народов России», которые, как было заявлено, равны между собой. Несмотря на то, что Ленин был против федерализма, перед угрозой развала бывшей Российской империи он решил основать новое, советское государство на принципе федерации. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» говорилось: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». В документе уточнялась процедура присоединения к России; решение об этом должно было приниматься на съезде Советов каждой национальности. Однако федерация мыслилась как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. С 1918 по 1922 г. развитие Союза шло по двум направлениям:
- вхождение республик и автономных областей в Российскую Федеративную Республику;
- двусторонние договоры между независимыми республиками и Российской Федеративной Республикой. В 1920 г. свою позицию по вопросу о будущих отношениях между советскими республиками Ленин определил так: «Федерация, которую мы вводим... послужит именно важнейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единый демократический центр - Советское государство». Но если некоторые республики (Белоруссия) были готовы развивать эти связи и согласны с таким пониманием федерации и ее динамики, то другие (Грузия) саботировали совместную деятельность. Затянувшийся кавказский конфликт, трудности на Украине побудили Ленина ускорить процесс федерализации. 10 августа 1922 г; для выработки проекта федеративного государства была создана комиссия во главе со Сталиным. Представленный 10 сентября проект, известный как проект «автономизации», на самом деле начал поглощение республик РСФСР, правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия приняли этот проект, но украинцы, и особенно грузины полностью его раскритиковали. Ленин отверг идею «автономизации» и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Всем республикам гарантировались равные права внутри Союза Советских Социалистических Республик и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. Этот проект приняли все национальные партии. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками (РСФСР, Украиной, Белоруссией, Закавказьем). Каждая республика уже имела собственную конституцию. Однако создание Союза делало необходимым принятие совместного документа. Конституция 1924 г. подготовленная в течение 1923 г. конституционной комиссией во главе с М. И. Калининым и одобренная II съездом Советов СССР формально узаконивала союз равноправных и суверенных наций. Она провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик. Во второй половине 1920-х годов произошли многочисленные территориальные изменения. Образовалось несколько автономных республик и три союзные (Туркмения, Узбекистан и Таджикистан). Обретение народами бывшей Российской империи своей государственности имело двоякое следствие. С одной стороны, оно пробуждало национальное самосознание, способствовало становлению и развитию национальных культур, позитивным сдвигам в структуре коренного населения. Постоянно повышался статус этих образований, удовлетворяющий рост национальных амбиций. С другой стороны, этот процесс требовал адекватной тонкой и мудрой политики центрального союзного руководства, соответствующей национальному возрождению. В 1920-е годы в рамках национально-государственных образований проводилась так называемая политика коренизации, которая заключалась, во-первых, в вовлечении в их руководящий аппарат национальных кадров, их ускоренной подготовки. Другой аспект коренизации - культурный. Он заключался в определении статуса национальных языков, создании письменности для тех народов, которые ее не имели, строительстве национальных школ, создании собственных литературы, искусства и т. д. Надо отдать должное: государство уделяло очень много внимания помощи отсталым в прошлом народам, выравниванию уровней экономического, социального и культурного развития отдельных наций.
№29. Общественные движения 80-х – нач. 90-х гг. XIX в.
В 80-е - 90- е гг. в правительственных кругах России возобладала консервативная идеологии, критически относящаяся к реформам Александра II. В ней можно выделить два течения. Первое, возглавляемое министром внутренних дел Д.А.Толстым, стремилось к укреплению позиций правящих сословий (прежде всего дворянства), к установлению известной иерархии в государстве. Идеологом этого течения был В.П. Мещерский. Второе течение в правительственном лагере, будучи также консервативным, в то же время ставило себе целью защиту слабых от сильных, предпочитало широкие народные массы, отделившимся от них "верхам", носило в известном смысле «христианско-социальный» характер. Идеи этого течения активно пропагандировались редактором "Русских ведомостей" М.Н. Катковым. Но главным идеологом этого течения был обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев Свергнув в 1881 г. сторонников реформ, обер-прокурор развернул свою программу, впечатляющую, яркую и сулившую, казалось, несомненный успех. Гибельное саморазвитие общества, по мысли Победоносцева, должно смениться строгой опекой со стороны власти. Заманчивой была идея дать правильный ход государственным делам без реформ, лишь назначив достойных людей на все важнейшие посты. Заботясь об общественной нравственности, заявлял обер-прокурор, власть должна регулировать культурную жизнь страны. Все благие намерения К.П. Победоносцева приводили к прямо противоположным результатам. Он не понимал относительности всего на свете, невозможности создать общественный уклад, лишенный негативных сторон. Вместо того, чтобы терпеливо изменять, реформировать существующую действительность, К.П. Победоносцев хотел "отменить" существующую жизнь и на пустом месте выстроить новую счастливую утопию, подогнанную к своим принципам. Особенностью либерализма 80-х первой половины 90-х гг. 19 в. то, что носителям реформаторских идей были гл. об. выходцы из дворянской среды, кот. действовали в рамках земских учреждений. В н. 80-х гг. наблюдался кризис революционной идеологии народничества. Революционная борьба не привела к ожидаемому рез-ту. В этих усл. в лагере революционеров происходит раскол. В 1883 г. за границей возникает первая российская марксистская группа, названная "Освобождение труда" (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Я. Игнатов), которая поставила перед собой задачу пропаганды и распространения марксизма в России. Основной же преобразующей силой общества, по мысли членов группы "Освобождение труда", должен был стать класс, совершенно новый для России - пролетариат. Только пролетариат мог послужить связующим звеном между народом и интеллигенцией. Не удалась Плеханову и его товарищам и попытка анализа действительного экономического положения России: они стремились показать как должно происходить становление капитализма в стране, исходя из марксистской доктрины, а не как оно происходило в действительности. В легальной прессе стали появляться работы, в которых доказывалась не только прогрессивность капитализма, но и обосновывались перспективы его развития в России. Публикация в органе немецкой социал-демократии статьи П.Б. Струве, посвященной критическому анализу взглядов народников, вызывала оживленную полемику между ними и марксистами. Струне опровергал народнические утверждения об отсутствии условий для становления товарно-денежных отношений в стране. Он призывал признать российскую некультурность и идти на выучку к капитализму. Впоследствии взгляды П.Б. Струве и его сторонников получили в литературе название "легального марксизма". Выступление "легальных марксистов" имело большое значение в связи с тем, что в целом в 80-е гг. XIX в. народническая идеология, несмотря на кризис в начале десятилетия не утратила своего господствующего положе ния в русской общественной мысли. Мри этом решающее значение приобретает легальное реформаторское направление в народничестве. Неверной, на наш взгляд, является и попытка свести все взгляды народников 80-х-начала 90-х гг. к либеральным и полулиберальным положениям. Являясь сторонниками реформ, народники, в то же время говорили о перспективах социалистического развития деревни, связывая с социализмом (в их понимании) судьбы российского крестьянства. В то же время для народников, активных защитников интересов крестьянства, было неприемлемым марксистское понимание исторического процесса в том виде, в каком оно излагалось "легальными марксистами", а в известной степени и Г.В. Плехановым.
№34. Участие царской России в ПМВ.
Первая мировая война вспыхнула в августе 1914 г. Она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.), охватив 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Боевые действия велись в Европе, Азии, Африке, на всех океанах и многих морях. Поводом для начала войны послужила драма, порожденная национально-освободительным движением славян против австрийского владычества. Германия стала и организатором первой коалиции империалистических государств для борьбы за передел мира. Еще в 1879 г. был заключен австро-германский союз, к которому в 1882 г. присоединилась Италия. Таким образом, был создан Тройственный союз, направленный против Англии и Франции. В ответ на притязания Тройственного союза Англия и Франция в 1904 г. заключили так называемое "сердечное согласие" (по-французски "антанта кордиаль"). В силу этих обстоятельств Россия была "фатально" обречена оказаться в центре назревавшего военного конфликта, когда встал вопрос о переделе мира. В августе 1907 г. Россия присоединилась к Антнте. Таким образом, империалистический мир оказался разделенным на два враждебных лагеря. Обе коалиции, как две разбойничьи шайки, столкнулись в борьбе за сферы влияния в мире. Каковы же были конкретные цели участников этой войны? Правительство Германии рассчитывало положить конец господству Англии на море, ослабить ее конкуренцию на мировых рынках и захватить колонии западноевропейских стран, Правительство Австро-Венгрии намеревалось захватить Сербию, утвердить свое господство на Балканском полуострове, отнять у России часть Польши, Подолию и Волынь. Турция рассчитывала на захват российского Закавказья и восстановление своего влияния на Балканах. Правящие круги Англии, Франции и России стремились сломить могущество Германии и ее претензии на военное и политическое господство. Англия хотела отнять у Турции богатые нефтью Месопотамию и часть Аравийского полуострова. Франция рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию, утраченные в ходе Франко-прусской войны 1870-1871 гг. и присоединить "какую захочет" часть рейнской Пруссии. Англия, Франция и Япония планировали также разделить между собой германские колонии. Тайные соглашения между Россией и ее союзниками по Антанте предусматривали присоединение к России Галиции, Угорской Руси, Буковины, ликвидацию Восточной Пруссии. Самой же заветной целью самодержавия было овладение черноморскими проливами. Победоносной войной Россия хотела также поправить свой пошатнувшийся политический и военный авторитет, вызванный поражением в русско-японской войне. Экономические и территориальные претензии у всех государств были различны. Но была одна причина, которая роднила и подталкивала империалистические державы к войне. Этой причиной являлось желание с помощью войны сбить накал революционной и национально - освободительной борьбы. По своему происхождению и результатам Первая мировая война носила империалистический, захватнический характер для всех ее участников, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, народы которых вели борьбу за свое освобождение. Именно такой, империалистический, характер признавали за ней ее непосредственные свидетели и участники. По своим масштабам и последствиям ПМВ не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. По своему происхождению и результатам. Первая мировая война носила империалистический, захватнический характер для всех ее участников, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, народы, которых вели борьбу за свое освобождение. Именно такой, империалистический, Она потребовала колоссальных финансовых затрат. В ходе войны произошло массовое уничтожение материальных и культурных ценностей. Целые районы были превращены в пустыню. Рост налогов, инфляция, повышение цен - все это обострило нужду, нищету, крайнюю необеспеченность подавляющего большинства населения. Беспрецедентными были масштабы войны, Совершенно новым был и характер боевых действии. Впервые в таком массовом масштабе для уничтожения людей применялись новейшие технические достижения: магазинные винтовки, пулеметы, тяжелая дальнобойная артиллерия, подводные лодки, авиация, танки и т.п. Весной 1915 г. в районе бельгийского города Ипр германские войска впервые применили оружие массового уничтожения, выпустив на противника газовое облако хлора. Впервые в мировой истории вся мощь военной машины применялась не только против армии противника, но и против мирного населения. В годы войны впервые был осуществлен практически всеобъемлющий государственный контроль над хозяйственной жизнью. В годы ПМВ на занятых иностранными армиями территориях впервые был установлен особого рода режим - оккупационный. Он был основан на прямом насилии по отношению к мирному населению, в том числе на массовых принудительных реквизициях, контрибуциях и других поборах, а проще говоря - на самом настоящем грабеже. По количеству жертв та война тоже не имела себе равных в 1914-1918 гг. людей погибло больше, чем за все войны, которые велись на Земле в предыдущие 1000 лет. Отношение в войне политических партий России было неоднозначным. Буржуазные и помещичьи партии заняли шовинистские позиции и поддержали правительство. Безусловной была поддержка царизма в войне и со стороны октябристов. Обещая правительству поддержку, кадеты и октябристы в своей печати выражали надежду, что единение царя и общества во время войны заставит власти после её окончания, Война вызвала раскол и размежевание среди меньшевиков и эсеров. Среди них были и оборонцы, и пацифисты, и интернационалисты. Таким образом, большинство эсеров и меньшевиков в той или иной степени придерживались позиции: долой царя, но да здравствует победа над Германией! Отличные от всех других партий позиции занимали большевики. По словам В.Й. Ленина, война велась в интересах капиталистов, выкачивавших из пролетарской крови чистое золото своих доходов. Исходя из характера войны как несправедливой и захватнической, большевики определили тактику своей партии. Она сводилась к трем основным лозунгам: поражение своего правительства в империалистической войне, превращение войны империалистической в войну гражданскую, создание III Коммунистического Интернационала. Лозунги большевиков были встречены негодованием правых партий. Большевиков обвиняли в отсутствии патриотизма, предательстве и т д. Первые пять месяцев войны стали тяжелым испытанием для армии и страны. Наступательные действия, которые предприняла в начале войны русская армия, привели к огромным потерям. Все это было следствием недостатков планирования будущей войны. Громадный недостаток вооружения и отсутствия помощи со стороны союзников снижали боеспособность русской армии и во много раз увеличивали жертвы. Поражения на фронте обострили политические противоречия в обществе. До лета 1915 г. буржуазия почти безоговорочно поддерживала царизм в ведении войны. Но поражения на фронте, начавшаяся разруха показали, что Николай II и его правительство не в состоянии успешно продолжать войну. Тогда буржуазия, ее партии, по меткому выражению кадетов, стали переходить от «патриотического подъема к патриотической тревоге», нажиму на царизм. Однако, попытки буржуазных партий, и даже части царскою Совета министров, внести изменения в систему правления наталкивались на сопротивление Николая II и его сторонников. Буржуазия постаралась перестроить свои ряды, подготовиться к долгой осаде власти. Но политические и экономические планы буржуазии натолкнулись на решительное противодействие с двух сторон: со стороны царского правительства и со стороны большевиков. В глубоком кризисе, как и вся страна, оказались учреждения народного образования: сократилось число учащихся, поредел учительский корпус. Война принесла в школу хаос и разрух. Война, которая наиболее тяжким бременем легла на крестьянские плечи, обострила ранее существовавшие на, селе противоречия. Уже в 1915 г. начинает увеличиваться число крестьянских выступлений. Резко начало меняться и отношение к войне солдатской массы. Состояние безысходности, тоска по дому, семье, неубранному клочку земли заставляли солдат бросать оружие, дезертировать из армии. Рабочие, крестьяне, солдаты все чаще требовали немедленного мира, протестовали против эксплуатации, нехватки продовольствия, одежды, обуви, топлива, против обогащения верхушки общества.
№43. Советское государство в системе международных отношений в 1920-1930-е гг. Эволюция внешнеполитических приоритетов.
Пик ожидаемой большевиками мировой революции пришелся на конец 1920-х гг., когда в капиталистическом мире разразился небывалый экономический кризис. Между тем в начале 1930-х гг. приближалось время смены приоритетов внешней политики. В 1931 г. Япония приступила к захвату Северо-Восточного Китая (Маньчжурии). Второй очаг военной опасности возник в Европе с приходом к власти в Германии Гитлера. Третьим очагом войны стало нападение Италии на Эфиопию в 1935 г. Государства-агрессоры открыто заявили о необходимости территориального передела мира силой оружия Основной вывод, сделанный в начале 1930-х гг. советской дипломатией, состоял в том, что интересы СССР требуют не просто поддержания состояния "не войны" с капиталистическими странами, не только развития торговли, но и сближения с теми из них, которые "давали доказательства своего искреннего стремления к сохранению мира". В связи с тем, что в Лиге Наций остались лишь страны, не ставившие целей передела мира, в 1934 г. СССР вступил в эту организацию. Еще раньше, в 1933 г., были установлены дипломатические отношения между Советским Союзом и США, начался диалог с Францией. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. Летом 1935 г. на VII Конгрессе Коминтерна в докладе Г. Димитрова и последующих решениях был сделан вывод о необходимости единства всех представителей рабочего класса в борьбе против фашизма и опасности войны. Для советского руководства наиболее неблагоприятной и опасной перспективой была бы ситуация, при которой страны, вставшие на путь экспансии, обратили бы острие агрессии против СССР при нейтралитете или даже косвенной поддержке Англии, Франции и США. Избежать такой опасности можно было при условии создания системы коллективной безопасности, то есть военного союза стран, не заинтересованных в войне. До 1939 г. советское руководство считало оптимальным вариантом создание системы коллективной безопасности. Ни Англия, ни Франция, ни США не были заинтересованы в войне. Рост экспансионизма Германии, Японии, Италии угрожал в первую очередь их интересам. Начатый в 1933-1935 гг. диалог с СССР был призван создать лишние "козыри давления" на Германию и Японию. Что касается перспектив восприятия СССР как реального союзника, то они сводились к минимуму. Впрочем, недоверие было взаимным. Рождалось подозрение, что правительства этих стран заинтересованы в военном столкновении между СССР и державами антикоминтерновского пакта (Японией и Германией). Правительства западных держав, в свою очередь, хорошо помнили времена, когда СССР провозгласил себя "базой и рычагом" мировой революции, когда многие руководители ВКП(б) и Коминтерна не скрывали надежд на "образование новых советских республик" в итоге ожидавшейся ими войны. "Большой террор", развязанный Сталиным, сделал немыслимым заключение союза с Англией, Францией и США против фашистской агрессии. Престиж СССР серьезно пошатнулся в глазах демократических сил и правительств. Это особенно проявилось во время политического кризиса в Европе летом 1938 г., возникшего в связи с предъявлением Германией территориальных претензий Чехословакии. Советский Союз предлагал Чехословакии оказание помощи даже а одностороннем порядке, в сентябре 1938 г. в Мюнхене между Германией, Англией, Францией и Италией было подписано соглашение о передаче Германскому рейху Судетской области. Фактически именно тогда была совершена роковая (военная и политическая) ошибка, открывшая дорогу второй мировой войне. Германия, поглотив Судеты, резко увеличила свой военно-экономический потенциал, приобрела реальную способность вести крупномасштабную войну. Западных столицах сложилось убеждение об отсутствии у Советского Союза иного выхода, кроме поиска союза с Англией и границей против угрожающей всем агрессии Германии и Японии. Между тем мюнхенское соглашение усилило в советскому руководству скептицизм в оценке возможностей добиться существенного прогресса в реализации идеи коллективной безопасности, и в 1939 г. Сталин открыто повернул к политике сговора с агрессорами.
№35. Причины падения самодержавия. Февральские события 1917 г. Установление двоевластия.
Главное место в газетах всех политических направлений занимала война. Ежедневно давались фронтовые сводки, сведения о положении союзников, о действиях вражеского лагеря, подводились итоги, делались прогнозы. Все больше места газеты уделяли экономическому положению страны. Обзор легальной прессы России показывает, что с конца 1916г. кризисные явления нарастали и в экономической, и в политической жизни страны. В расстройство приходили финансы, транспорт, вся система снабжения. Обострились отношения царской власти с буржуазией. Усиливалось брожение в армии, многомиллионной крестьянской массе. В итоге, к началу 1917 г. в стране созрела революционная ситуация. Она была вызвана внутренними противоречиям, достигшим небывалых размеров и остроты. Николай II полагал, что до конца войны никаких потрясений в стране не произойдет. После же ее окончания намечалось проведение некоторых реформ, в том числе наделение крестьян-фронтовиков землей, отмена ограничений для евреев, расширение свободы торговли, большее привлечение в Думу представителей крупного капитала. В начале 1917г. буржуазные партии заметно активизировали свою деятельность. В докладе охранки от 2б января говорилось, что члены этих партий разделились на две группы. Одна из них, во главе с Родзянко и Милюковым, добивается власти через Думу; другая, возглавляемая Гучковым и князем Львовым, стоит за дворцовый переворот, который совершат военные. О дворцовом перевороте говорил в то время весь Петроград. Его больше всего связывали с именем Гучкова, который в свое время был военным и продолжал поддерживать тесные контакты с армией. 10 февраля в связи с началом очередной сессии Государственной Думы с докладом к царю выехал председатель Думы Родзанко. Николаи II принял его очень холодно. Угроза, однако, не подействовала. Главные события разворачивались не в Думе. Центр их переместился на фабрики и заводы, в солдатские казармы. Забастовочное движение после 15 февраля не прекращалось. Поводом для забастовок было недовольство экономическим положением, продовольственные трудности. Но в напряженной обстановке тех дней любое экономическое выступление могло молниеносно перерасти в политическое. Разрастался конфликт на Путиловском заводе. Забастовка здесь началась 17 февраля, а 22 февраля дирекция объявила локаут. 25 февраля события развернулись с новой силой. В этот день бастовало свыше 300 тыс.человек. Правительственная машина с этого дня стала буксовать. А демонстранты действовали все решительнее. До царя и его правительства дошло, что происходит что-то неладное. Вечером Николай II по прямому проводу приказал командующему округом генералу Хабалову: "Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки..." Хабалов это понял так: "Стрелять надо". Грозный приказ Хабалова, расклеенный по городу, подействовали на некоторые слои населения. Демонстрантов было меньше. Но те десятки тысяч, которые вышли на улицы, были неустрашимы. Начались расстрелы. Стреляли не только из винтовок, но из пулеметов. Хотя удар был нанесен очень сильный, расстрелять революцию не удалось. Появился очень важный симптом: солдаты заколебались, выходили из повиновения начальства. 27 февраля. Утром первым на сторону восставших перешел Волынский полк, который еще вчера стрелял в демонстрантов. Вслед за ним на сторону восставших стали переходить другие части. В результате соединения рабочих с солдатами образовалась сила, противостоять которой уже никто не мог. В чем причина сравнительно легкой победы восстания? Участвовавшие в Февральской революции классы и партии преследовали различные цели и по разному видели перспективу дальнейшего развития страны. Но на определенном, хотя и весьма коротком отрезке времени, их усилия слились воедино, обеспечив тем самым побед революции. Следует признать, что все без исключения политические партии не ожидали молниеносного успеха вооруженного восстания и были обескуражены таким ходом развития событий. Утром 27 февраля, когда на улицах города шли бои, депутаты IV Государственной Думы стоя выслушали царский указ о перерыве заседаний. Понимая всю сложность политической ситуации, депутаты решили не расходиться, а провести "частное" заседание Думы. Чтобы подчеркнуть его неофициальный характер, было решено перейти в другой зал, находящийся в правом крыле Таврического дворца. Был сформирован Временный комитет во главе с Родзянко. Главной задачей комитета осторожно называлось восстановление порядка в городе. На большее, лидеры буржуазных партий не осмелились. Был избран Исполнительный комитет Совета из 15 человек. 13 из них были меньшевики, эсеры, трудовики. Большевиков было двое. Совет сразу же заявил о себе как орган революционной власти. Таким образом, царская власть в столице фактически перестала существовать. Однако, проявив себя как орган реальной власти, имея полную поддержку петроградского гарнизона, Совет не собирался брать всю государственную власть в свои руки. Уже 28 февраля он начал переговоры с Временным комитетом Государственной Думы о формировании им Временного правительства. 1 марта это правительство было сформировано. Большинство мест в нем получили кадеты. Во главе правительства стал князь Львов. Занятые укреплением своей власти в Петрограде и Временный комитет и Петроградский Совет забыли о самом царе. И только 2 марта Временный комитет решил вступить с ним в переговоры для получения формального отречения от престола. Таким образом, фактически в стране установился республиканский строй. Власть перешла в руки Временного правительства. Но власть эта была чисто номинальной. Правительство было лишено главного признака власти - вооруженной силы. 9 марта Гучков писал: "Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который владеет важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. Можно прямо сказать, что Временное правительство существует, лишь пока это допускается Совет рабочих и солдатских депутатов". Реальность была такова, что итогом Февральской революции явилось установление в стране двоевластия.
№41. Политика форсирования социально-экономических и культурных преобразований. Итоги первых пятилеток.
Разгром «правых» происходил в условиях обвального крушения НЭПа по всем направлениям хозяйственной и социальной политики. Одним из направлений происходящих изменений был переход к директивному централизованному планированию в масштабах пятилеток. Первая пятилетка началась с октября 1928 г. При этом Госпланом СССР было подготовлено два варианта пятилетнего плана: отправной и оптимальный. Они не противопоставлялись друг другу, но учитывали некоторые факторы, которые могли повлиять на ход экономического развития (урожай, внешнеполитическая обстановка конъюнктура мирового рынка и т.д. Попытка форсировать темпы индустриализации потребовала громадных капиталовложений, а их не было. Между тем к концу 1920-х годов весь капиталистический мир был охвачен экономическим кризисом. Создалась уникальная возможность сравнительно дешево и в больших количествах закупить самое передовое оборудование и технологии и ускорить модернизацию советской промышленности. Оставалось либо свернуть модернизацию, либо получить дополнительные ресурсы за счет увеличения изъятия средств из сельского хозяйства и ограничения потребления городского населения. Темпы и методы индустриализации, таким образом, были связаны с темпами и методами преобразований в сельском хозяйстве. Попытка "большого скачка" в 1930-1932 гг. оказала крайне отрицательное воздействие на ход выполнения плана, привела к диспропорциям в экономике, ибо неоправданно высокие капиталовложения в новое строительство приводили к нехватке материалов и оборудования, недостатку транспортных и энергетических средств. Директивы по составлению второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.), принятые XVII съездом ВКП(б) в 1934 г., предусматривали хотя и высокие, но более реальные темпы развития. Вторая пятилетка являлась пятилеткой освоения новых предприятий. Основное внимание второй пятилетний план уделял созданию промышленных предприятий в восточных районах страны, ставя задачу создания второй угольно-металлургической базы — Урало-Кузнецкого комбината. В 1935 г. возникло стахановское движение. По объему валовой промышленной продукции СССР в 1937 г. стал второй державой в мире. За годы первых пятилеток в строй вступило около 9 тыс. заводов, фабрик, шахт, электростанций. Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы и др. упор на развитие тяжелой индустрии в СССР превратился в самоцель. В самой тяжелой промышленности все более усиливались позиции отраслей, связанных с производством вооружений, приведших уже в предвоенные годы к началу формирования военно-промышленного комплекса. Усугубляя отставание других отраслей. Система приоритетов фактически подменила плановое развитие и стала одной из существенных черт советской экономики Политика "большого скачка" осуществлялась и в сельском хозяйстве. Форсирование индустриализации требовало средств, а взять их можно было только у населения. Переход к политике ликвидации кулачества как класса. Государство не располагало ни материальными, ни финансовыми ресурсами для помощи создаваемым колхозам. Поэтому имущество раскулаченных передавались в распоряжение колхозов. Репрессиям подверглось около 1 млн. крестьянских семей. Вместо сельскохозяйственных артелей в деревнях стали создаваться коммуны, где обобществлялось буквально все: мелкий скот, домашняя птица, постройки, предметы быта и т. д. По стране прокатилась волна закрытия церквей, ликвидировавшихся в административном порядке. Все это вызвало сильное недовольство крестьян, по стране прокатились крестьянские выступления. Одной из наиболее мрачных страниц советской истории был голод 1932 - 1933 гг. на Украине, Южном Урале и в Казахстане, явившийся результатом политики коллективизации. Каковы же были результаты коллективизации Предполагаемого увеличения валовой продукции сельского хозяйства достигнуто не было. Были разорены наиболее продуктивные фермерские хозяйства. Были созданы колхозы, в большинстве своем нерентабельные. Вместе с тем, форсированная коллективизация позволила ре шить ряд проблем социально-экономического развития страны. Хлеб, изъятый у колхозов, экспортировался, что позволяло закупать за рубежом технику и технологии. Коллективизация обеспечила мгновенное создание достаточных условий для форсированной индустриализации. С конца 1920-х годов усилился контроль со стороны государства за развитием духовной жизни общества. Принцип классовой борьбы находил своё отражение и в культурной жизни советского общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой, что характеризовалось усилением авторитарно-бюрократического стиля в их руководстве. Были созданы Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933) и др. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительной работы. В 1928 г. был объявлен "Всесоюзный поход за грамотностью". В 1930 г. было введено всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей В 1934 г. в целях повышения роли преподавателей вузов и научных работников вновь были введены учёные степени и звания. Итоги преобразований в советской культуре были неоднозначны. С одной стороны были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры, повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. С другой стороны, социокультурные процессы в советском обществе характеризовались дальнейшей идеологизацией культурного развития, усилением авторитарно-бюрократического стиля руководства культурой, что вело к отставанию в развитии общественной мысли, изоляции советского общества от достижений мировой культуры и прогресса.
№42.Формирование административно-бюрократической системы. Режим личной власти Сталина. Массовые репрессии 1930-х гг. Тоталитарное государство.
В годы НЭПа наметился определенный отход от административных методов управления в пользу экономических. Происходит централизация управления экономикой, переход от территориальной системы управления к отраслевой. Постепенно в качестве единственной утверждалась государственная собственность на средства производства. В 1928 г. была запрещена сдача в аренду государственных предприятий частными лицам. К концу первой пятилетки были национализированы последние частные предприятия. Административные методы управления утверждались и в аграрном секторе. Уже с 1930 г. колхозам стали спускаться государственные планы. Таким образом, к середине 1930-х гг. в СССР сформировалась особая система управления экономикой, позволявшая мобилизовать все имевшиеся в наличии ресурсы на нужды индустрии. Ее характерные черты: жесткий централизм, широкое применение административных методов. Были сильно ограничены товарно-денежные отношения. Административно-бюрократическая система управления, отсутствие материальной заинтересованности, отчуждение практически всего населения страны от собственности, принудительный характер труда — все это требовало усиления государственного контроля над всеми сторонами жизни. С середины 1930-х гг. в СССР складывается тоталитарное государство - политическая система, установившая полный (тотальный) контроль над жизнью общества в целом и каждого человека в отдельности. Для такого государства характерны:
-тотальная идеология, являющаяся обязательной для всего общества; всякое инакомыслие рассматривается как зло, подлежащее уничтожению;
-монополизация власти; власть в руках одной партии, а сама партия — под властью одного лидера; сращивание правящей партии с госаппаратом, полная ликвидация гражданского общества (всех организаций, не контролируемых правящей партией);
-монопольный контроль государства над экономикой;
-монополия на информацию, строгий контроль за её содержанием.
Все эти признаки имели место в советском государстве 1930-1950-х гг. Государство постепенно устанавливало тотальный контроль за каждым гражданином страны. В 1932 г. была введена паспортная система. Колхозники паспортов не имели и не могли уехать из колхоза. Они, по существу, находились в положении крепостных. В стране установилась единая идеология - марксизм. Важнейшим элементом этой системы стала коммунистическая партия. Она превращалась в централизованную, строго дисциплинированную организацию, ориентированную на беспрекословное исполнение директив центра. Дисциплина в партии поддерживалась регулярными чистками. С начала 1930-х гг. начинает складываться личная диктатура И.В. Сталина. С конца 1920-х гг. начал формироваться культ личности И. В. Сталина. Выходят книги К. Ворошилова, Л. Берии, Е. Ярославского и других авторов, в которых Сталину приписывается исключительная роль в Октябрьской революции, создании Красной Армии, подъеме экономики страны и т. д. В 1938 г. был издан "Краткий курс истории ВКП(б)", написанный под личным руководством Сталина, где роль Сталина раздувается до гигантских размеров. Проводится теория "двух вождей" — Ленина и его наследника Сталина, остальные руководители партии объявляются "бандой шпионов и убийц", боровшихся против ленинско-сталинского курса. Тоталитарное государство не есть исключительно советское явление. В 1930-е гг. аналогичные системы сложились в большинстве европейских стран: Италии, Германии, Испании, Венгрии, Румынии, Польше, Латвии и др. Для тоталитарных государств характерно применение террора как средства внутренней политики, крайняя милитаризация общества, создание в стране обстановки "военного лагеря", постоянные поиски внешнего и внутреннего врага. С конца 1934 г. начинается новая волна репрессий. Они захлестнули большевистскую партию. Сигналом стало убийство С. М. Кирова в Смольном в Ленинграде 1 декабря 1934 г. Сталин использовал убийство Кирова для раскручивания волны политических репрессий. Если раньше репрессии развертывались главным образом под флатом борьбы с классово-враждебными элементами - кулаками, нэпманами, буржуазными специалистами, то теперь карательные органы повели борьбу со всеми противниками Сталина, причем как действительными, так и мнимыми, как вне, так и внутри партии. С 1937 г. репрессии приобрели особый размах, охватывая уже те слои партийного и государственного аппарата, которые являлись надежной опорой Сталина. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Она во многом противоречила практике сталинщины и публично делала ее противозаконной. Конституция отменяла ограничения прав граждан по классовому признаку. Выборы стали всеобщими, прямыми, при тайном голосовании. Однако выборы оставались безальтернативными: в избирательный бюллетень вносилась лишь одна кандидатура. Юридическому обоснованию репрессий было посвящено почти все законодательство 1930-х гг. Уже в феврале 1927г. была принята знаменитая статья 58 Уголовного кодекса РСФСР "Государственные преступления". В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, по которому все ближайшие родственники высылались в отдаленные районы страны. В конце 1930-х гг. было официально провозглашено о по строении в СССР основ социализма. Основанием для этого вывода послужила ликвидация в стране эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства. В то же время было бы абсолютно неверным утверждать, что сталинский режим держался лишь на репрессиях. Он имел довольно широкую социальную базу. Во-первых, это партийно-государственная бюрократия, для которой была создана система льгот и привилегий. Во-вторых, это маргинальные слои рабочего класса — малограмотные и малоквалифицированные люди. Они получили гарантированный минимум материальных благ (гарантированную зарплату, бесплатное лечение, образование, дешевое жилье), обрели статус класса — гегемона. В-третьих, деревенская беднота, выигравшая от проведения коллективизации и передела собственности зажиточных крестьян. Эти слои одобряли сталинскую политику, психологически воспринимали ее как выражение своих интересов, не понимая, что в конечном итоге находятся в таком же бесправном положении, как и все остальные слои населения.
№44. Внешняя и внутренняя политика СССР в усл. начавшейся 2-й МВ (сентябрь 1939 – июнь 1941гг.).
1 сентября 1939 г. в 4 часа 45 минут гитлеровская авиация нанесла удары по аэродромам, узлам коммуникаций. экономическим и административным центрам Польши. Сухопутные войска вторглись на её территорию. Началась Вторая мировая война. 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии. Уже в начале сентября Гитлер подталкивал Сталина ввести части Красной Армии в предназначенные секретным протоколом от 23 августа 1939 г. для СССР районы Польши. Такие действия угрожали СССР войной не только с Польшей, но и с Англией и Францией. Руководство СССР пошло на это лишь 17 сентября, когда поражение Польши стало очевидным. После фактического поражения Польши, 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан «Договор о дружбе и границе». Договор от 28 сентября 1939 г. сделал советско — германские отношения более определёнными. Москва получила свободу действий в Прибалтике. В сентябре—октябре 1939 г. советское руководство дипломатическим путём навязало Эстонии, Латвии и Литве договор о взаимопомощи. В соответствии с ними, на территории этих стран создавались советские военные и военно-морские базы и размещались контингенты Красной Армии и Флота. Теперь Сталин мог позволить себе приступить к решению территориальных вопросов с Финляндией. Советское предложение о заключении с Финляндией договора было отвергнуто финской стороной. ни. 30 ноября 1939 г. началась советско-финляндская война. Это была в известном смысле «ненужная война»,порождённая политическими просчётами обеих сторон. В конце февраля 1940 г. советским войскам удалось прорвать финскую оборону. Финляндское правительство запросило мира и по договору от 12 марта 1940 г. уступило Советскому Союзу весь Карельский перешеек и некоторые другие территории. Советско-финляндская война привела к резкому падению международного престижа СССР, его исключению как страны - агрессора из Лиги Наций. Эта война которая показала слабость Красной Армии, укрепила Гитлера во мнении о возможном разгроме СССР в ходе быстротечной кампании в ближайшее время. Весна и лето 1940 г. кардинально изменили международную обстановку. Разгромив Польшу, Германия высвободила значительные силы на Востоке и нанесла решающий удар в Западной Европе. Советскому руководству в этих условиях приходилось предусматривать и такой поворот событий: после завершения военных действий на западе вполне возможна переброска германских войск на восток для нападения на СССР и одновременного захвата Прибалтики. В связи е этим советское правительство сочло необходимым принять срочные меры по усилению своего влияния в Прибалтике, которая, как известно, с давних пор была воротами, через которые западные завоеватели вторгались в пределы России. Несмотря на грубый нажим со стороны СССР во внутренние дела суверенных государств, мотивы его действии были понятны многим зарубежным политикам. Включение же Прибалтийских республик в состав СССР на Западе было расценено как аннексия, как проявление «имперских амбиций коммунистического тоталитарного государства», как стремление «множи