Сущность и социокультурная роль науки

Одной из характерных черт современной эпохи является необычно стремительное развитие науки. Наука все более властно вторгается в материальную и духовную жизнь общества. Она таит в себе огромные возможности улучшения жизни всего человечества и одновременно может угрожать его существованию.

Но что такое наука? В переводе с латинского термин «наука» означает «знание». Большинство ученых согласны с таким определением: наука – это одна из форм общественного сознания, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. При таком понимании науки фиксируется два органически взаимосвязанных момента: она рассматривается как особая сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, а также как вся сумма наличных знаний, являющихся предпосылкой и результатом этой деятельности.

Начало возникновения науки, ее главной движущей силой являются потребности материального производства. Определяющая роль производства в развитии науки состоит в следующем: во-первых, в том, что оно ставит перед людьми задачи, требующие своего разрешения, создает потребность в определенном знании, выступая в то же время его основным потребителем; во-вторых, оно создает материально-техническую базу для научного исследования; в-третьих, производство служит объективным критерием истинности знаний, ареной проверки их достоверности.

Признаками научного познания являются:

- стремление к получению объективного (достоверного) знания, мир должен исследоваться с научной точки зрения беспристрастно;

- системный характер научного познания – знания о предметах составляют систему, теорию, упорядоченную научную картину мира;

- научное познание – это специализированный вид деятельности, который реализуется, в конечном счете, коллективно;

- научное познание нацелено не только на то, что есть в настоящем, но и на то, что будет или может быть в будущем.

Направление и характер практической и познавательной деятельности человека определяется объективными факторами. Задачи, которые решает ученый определяются уровнем развития материального производства и самой науки. Наука – явление социальное. Потребности развития неизбежно накладывают ограничения на выбор предмета исследования определяют какие знания и орудия исследования может использовать ученый, какими учениями он будет руководствоваться. Ясно, например, что человек не мог изобрести телефон, пока не накопил достаточно знаний об электрической энергии. Телефон был изобретен в XIX веке еще и потому, что это время образования единого мирового рынка, которое остро поставила вопрос об улучшении средств связи.

Наука, представляя собой исторически определенную систему теоретического освоения природной и социальной действительности, имеет определенную структуру. Прежде всего, научное познание включает в себя два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга уровня постижения действительности – эмпирический и теоретический. Ведущей стороной в эмпирическом познании является чувственность, оно ориентировано на изучение явлений, базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Для теоретического уровня главным является рациональное постижением мира, выделяются сущностные связи в «чистом» виде, законы без непосредственного взаимодействия с объектами.

При рассмотрении структуры науки невозможно обойти стороной вопрос классификации наук. Самой сложной проблемой при классификации наук является проблема выбора основании классификации.

Впервые Аристотель, в качестве основания для классификации наук взяв различные виды знаний человека, внутри еще недостаточно расчлененной древнегреческой науки, выделил три группы наук: теоретические (метафизика, физика, математика, учение о божественном), практические (политика, этика) и творческие (искусство, связанные с производством).

В новое время Ф. Бэкон разработал классификацию наук, основанную на различении, особенностях духовных способностей человека (память, воображение, рассудок). На этом основании он располагал науки: исторические, поэтические, философские и теологические. Р. Декарт по степени значимости представил все науки в образе дерева: корни – философия, ствол – физика, все остальные науки – крона.

О. Конт осуществил классификацию наук в зависимости от предмета и истории формирования «положительных теорий». Таблица расположения наук выглядит у Конта следующим образом: 1. астрономия, 2. физика, 3. химия, 4. физиология, 5. социология.

Ф. Энгельс классификацию наук связывал с формами движения материи; от простейшей механической к все более сложным – физической, химической, биологической и социальной.

В современной литературе науки чаще всего рассматриваются следующим образом. В зависимости от объекта исследования различают естественные (объект изучения – природа), общественные (объект изучения – человек и общество) и технические (объект изучения – средства производства) науки. Резкой грани между ними нет, но различия сохраняются реально. Современная жизнь общества привела к необходимости проведения междисциплинарных исследований. Примером эффективности таких исследований является изучение проблем охраны природы, находящееся на перекрестке технических наук, биологии, наук о Земле, экономики, медицины и т.д.

В зависимости от предмета исследования и степени общности выделяют частные, общие и всеобщие науки. Частные науки – это науки, законы которых действуют в какой-то одной форме движения материи. Всеобщие законы – это законы диалектики, которые действуют в природе, в обществе и в самом мышлении (Гегель).

По своей направленности и практической значимости науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. К фундаментальным наукам относятся те области знания, в которых сформированы важнейшие законы развития природы, общества, мышления. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

В качестве итога, обобщающего вопросы раскрытия сущности науки, отметим ту роль, которую она играет в жизни общества и человека. Во-первых, наука выполняет мировоззренческую функцию, так как достоверные знания являются важнейшим инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя. Во-вторых, наука является производительной силой. Она создает необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Наука имеет прямое отношение к богатствам и достижениям человеческой цивилизации. В-третьих, наука – это и важная социальная сила. Ее развитие способствует изменениям в социальном устройстве общества. Так в XX веке резко возросла численность и влияние интеллектуальных слоев общества. Наука также содействует решению социальных проблем, дает рекомендации в политике, экологии, в деле образования и воспитания человека и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: