26.10.12
Лекция 8
Долги по 7 лекции:
1. второе отличие в картинах науки у философа науки и методолога науки? Познание как естественный процесс и как деятельность на примере рефлексивного и надрефлексивного понимания феноменов идеализации, классификации, обобщения и абстракции.
2. в чем состоит 3 отличие в картинах науки.
3. обоснуйте наличие боровской дополнительности между философией науки и методологией науки.
4. какие 3 этапа в развитии изучения научного знания мы выделяем.
5. какое событие стоит считать точкой отсчета современного состояния философии науки.
6. назовите ярких представителей венского кружка.
7. как относились к метафизике участники венского кружка?
8. в чем состояли основные ценностные ориентации участников венского кружка? Они вдохновлялись идеей прочного эмпирического обоснования научного знания и его преобразования в соответствии со строгими стандартами математической логики.
9. что было основной задачей для венского кружка? Логический анализ языка науки с целью выявить подлинную структуру утверждений науки и изгнать из науки бессмысленные предложения.
10. как называется работа Л. Вихтенштейна которая стала стала основой работы венского кружка?
11. какую модель реальности создал в первый период своего творчесва Виктенштейн. Действительность состоит из атомарных фактов, которые никак не связаны друг с другом. Наука должна состоять из предложений отображающих факты и их разнообразные сочетания. из науки должно быть изгнано все, что апеллирует к связям фактов или глубинным сущностям.
ДЗ на 2 ноября: 39,41 – зинченко - 26 глава- онтология психического сознание второй свежести.
…………….Продолжение…….
….дополнения
1. всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии.
В атомарных фактах Витгенштейна члены венского кружка усмотрели рецидив метафизики: «откуда мы знаем, что мир устроен именно таким образом?» и они заменили их чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих чувственных переживаний.
«Чувственные переживания мне непосредственно даны, я знаю, что они у меня есть, поэтому я могу о них судить с уверенностью»
«Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности. Во всяком случае мы ничего не можем сказать о ней достоверно»
Таким образом, всякое подлинное знание может относиться только к чувственным впечатлениям
Логические позитивисты здесь пошли по пути Эрнста Маха.
Именно Э. Мах попытался устранить традиционное различие между чувственными впечатлениями и внешним миром, между субъектом и объектом.
С его точки зрения весть внутренний и внешний мир составляются из небольшого числа однородных элементов. Этими элементами являются «цвета,тоны, давления, теплота, запахи, пространства, времена и т. Д.»………….дописать
Логические позитивисты отбросили разговоры о физическом мире как метафизические и совершенно необоснованные и сохранили в качестве единственно реального и доступного объекта познания только одно – чувственные впечатления.
Когда в советское литературе критиковали Маха, то в его учении о нейтральных элементах мира видели – вслед за Лениным – лишь уступку субъективному идеализму и желание найти «среднюю линию» между материализмом и идеализмом.
Но сейчас мы могли бы сказать, что в этом учении Э. Маха нашла своеобразное выражение глубокая философская идея, а именно, мысль о том, что предмет познания, внешний мир никогда не дан человеку сам по себе, а всегда только через посредство субъективных форм чувственности и объективных форм деятельности.
Поэтому-то Мах и не считал возможным говорить о мире самом по себе.
Во второй половине 20 века эта мысль, восходящая к Канту (через априорные конструкции, 17 12 2,), получала всеобщее признание. Однако в конце 19 века она все еще казалась философским софизмом.
Логические позитивисты, стремясь у достоверности, вполне последовательно отказываются говорить о физической стороне элементов мира и оставляют лишь их психическую сторону.
17 априорных конструкций у Канта:
Процесс познания делиться на 3 ступени: чувственность рассудок и разум. В чувственности 2 призмы – пространство и время, в рассудке 12 категорий – закона, случайности, необходимости, причины, следствия, возможность, действительность, единичное, особенное и всеобщее. На 3 ступени работают 3 априорных идеи – единства мира, души, Бога. На ступени рассудка человек разложил по полочкам а на ступени разума собирает все в кучу. Космологическая, теологическая и психологическая идея единства в этих 17 призмах заключена идея, что предмет познания никогда не дан человеку сам по себе….
2. то, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью.
Логические позитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна протокольными предложениями, выражающими чувственные переживания субъекта.
Истинность протокольного предложения (это запись в протоколе того, что человек увидел), выражающего то или иное переживание, является несомненной для субъекта.
Предложение «я сейчас испытываю боль» или «я сейчас испытываю голод» для меня безусловно истинно, если я сейчас испытываю боль и голод.
3. Все функции знания сводятся к описанию.
Если знание может относиться только к чувственным впечатлениям, то оно сводится лишь к фиксации этих впечатлений. Объяснение и предсказание исчезают. Объяснить чувственные переживания можно было бы только апеллируя к источнику (внешнему миру или устройству сознания)
Но логические позитивисты отказываются говорить о чем-то стоящим за чувственными впечатлениями и тем самым отказываются от объяснения.
Предсказание может опираться лишь на существенные связи явлений, на знание причин, управляющих их возникновением и исчезновением. Но они отвергают существование таких связей и причин. Предсказание поэтому так же невозможно, как и объяснение.
Модель науки и научного прогресса:
-в основе науки лежат протокольные предложения, выражающие переживания субъекта
-истинность этих предложений абсолютно достоверна и несомненна
-совокупность истинных протокольных предложений образует эмпирический базис науки.
-каждое научно положение можно свести, редуцировать к протокольным предложениям.
-деятельность ученого должна сводиться к двум процедурам: установление новых протокольных предложений и изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.
-наука развивается чисто кумулятивно, не происходит никаких потерь и отступлений. Каждое установленное протокольное предложение навечно ложится в фундамент науки.