Лекция 9. 1. второе отличие в картинах науки у философа науки и методолога науки?

26.10.12

Лекция 8

Долги по 7 лекции:

1. второе отличие в картинах науки у философа науки и методолога науки? Познание как естественный процесс и как деятельность на примере рефлексивного и надрефлексивного понимания феноменов идеализации, классификации, обобщения и абстракции.

2. в чем состоит 3 отличие в картинах науки.

3. обоснуйте наличие боровской дополнительности между философией науки и методологией науки.

4. какие 3 этапа в развитии изучения научного знания мы выделяем.

5. какое событие стоит считать точкой отсчета современного состояния философии науки.

6. назовите ярких представителей венского кружка.

7. как относились к метафизике участники венского кружка?

8. в чем состояли основные ценностные ориентации участников венского кружка? Они вдохновлялись идеей прочного эмпирического обоснования научного знания и его преобразования в соответствии со строгими стандартами математической логики.

9. что было основной задачей для венского кружка? Логический анализ языка науки с целью выявить подлинную структуру утверждений науки и изгнать из науки бессмысленные предложения.

10. как называется работа Л. Вихтенштейна которая стала стала основой работы венского кружка?

11. какую модель реальности создал в первый период своего творчесва Виктенштейн. Действительность состоит из атомарных фактов, которые никак не связаны друг с другом. Наука должна состоять из предложений отображающих факты и их разнообразные сочетания. из науки должно быть изгнано все, что апеллирует к связям фактов или глубинным сущностям.

ДЗ на 2 ноября: 39,41 – зинченко - 26 глава- онтология психического сознание второй свежести.

…………….Продолжение…….

….дополнения

1. всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии.

В атомарных фактах Витгенштейна члены венского кружка усмотрели рецидив метафизики: «откуда мы знаем, что мир устроен именно таким образом?» и они заменили их чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих чувственных переживаний.

«Чувственные переживания мне непосредственно даны, я знаю, что они у меня есть, поэтому я могу о них судить с уверенностью»

«Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности. Во всяком случае мы ничего не можем сказать о ней достоверно»

Таким образом, всякое подлинное знание может относиться только к чувственным впечатлениям

Логические позитивисты здесь пошли по пути Эрнста Маха.

Именно Э. Мах попытался устранить традиционное различие между чувственными впечатлениями и внешним миром, между субъектом и объектом.

С его точки зрения весть внутренний и внешний мир составляются из небольшого числа однородных элементов. Этими элементами являются «цвета,тоны, давления, теплота, запахи, пространства, времена и т. Д.»………….дописать

Логические позитивисты отбросили разговоры о физическом мире как метафизические и совершенно необоснованные и сохранили в качестве единственно реального и доступного объекта познания только одно – чувственные впечатления.

Когда в советское литературе критиковали Маха, то в его учении о нейтральных элементах мира видели – вслед за Лениным – лишь уступку субъективному идеализму и желание найти «среднюю линию» между материализмом и идеализмом.

Но сейчас мы могли бы сказать, что в этом учении Э. Маха нашла своеобразное выражение глубокая философская идея, а именно, мысль о том, что предмет познания, внешний мир никогда не дан человеку сам по себе, а всегда только через посредство субъективных форм чувственности и объективных форм деятельности.

Поэтому-то Мах и не считал возможным говорить о мире самом по себе.

Во второй половине 20 века эта мысль, восходящая к Канту (через априорные конструкции, 17 12 2,), получала всеобщее признание. Однако в конце 19 века она все еще казалась философским софизмом.

Логические позитивисты, стремясь у достоверности, вполне последовательно отказываются говорить о физической стороне элементов мира и оставляют лишь их психическую сторону.

17 априорных конструкций у Канта:

Процесс познания делиться на 3 ступени: чувственность рассудок и разум. В чувственности 2 призмы – пространство и время, в рассудке 12 категорий – закона, случайности, необходимости, причины, следствия, возможность, действительность, единичное, особенное и всеобщее. На 3 ступени работают 3 априорных идеи – единства мира, души, Бога. На ступени рассудка человек разложил по полочкам а на ступени разума собирает все в кучу. Космологическая, теологическая и психологическая идея единства в этих 17 призмах заключена идея, что предмет познания никогда не дан человеку сам по себе….

2. то, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью.

Логические позитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна протокольными предложениями, выражающими чувственные переживания субъекта.

Истинность протокольного предложения (это запись в протоколе того, что человек увидел), выражающего то или иное переживание, является несомненной для субъекта.

Предложение «я сейчас испытываю боль» или «я сейчас испытываю голод» для меня безусловно истинно, если я сейчас испытываю боль и голод.

3. Все функции знания сводятся к описанию.

Если знание может относиться только к чувственным впечатлениям, то оно сводится лишь к фиксации этих впечатлений. Объяснение и предсказание исчезают. Объяснить чувственные переживания можно было бы только апеллируя к источнику (внешнему миру или устройству сознания)

Но логические позитивисты отказываются говорить о чем-то стоящим за чувственными впечатлениями и тем самым отказываются от объяснения.

Предсказание может опираться лишь на существенные связи явлений, на знание причин, управляющих их возникновением и исчезновением. Но они отвергают существование таких связей и причин. Предсказание поэтому так же невозможно, как и объяснение.

Модель науки и научного прогресса:

-в основе науки лежат протокольные предложения, выражающие переживания субъекта

-истинность этих предложений абсолютно достоверна и несомненна

-совокупность истинных протокольных предложений образует эмпирический базис науки.

-каждое научно положение можно свести, редуцировать к протокольным предложениям.

-деятельность ученого должна сводиться к двум процедурам: установление новых протокольных предложений и изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.

-наука развивается чисто кумулятивно, не происходит никаких потерь и отступлений. Каждое установленное протокольное предложение навечно ложится в фундамент науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: