Структура науковедения
Разделы науковедения.
1. Общая теория науки (анализ специфики, анатомии (строении) науки, логики и методологии).
2. История науки (изучение динамического процесса накопления научных знаний, начиная с проблем исторического генезиса науки и включая современность).
3. Социология науки (анализ взаимодействия науки и общества в различных общественно-экономических формациях).
4. Экономика науки (определение особенностей развития и использования науки и определение специфических критериев экономической эффективности НИ).
5. Планирование и управление НИ.
6. Этика научной деятельности.
7. Эстетика научной деятельности.
8. Язык науки.
9. Теория научного прогнозирования – это определение будущих путей развития науки, необходимых для выработки стратегии науки.
10. Наукометрия – это разработка конкретных измерителей количественных методов оценки объема науки и динамики ее роста, установление корреляции, функциональных зависимостей, статистических регулярностей в науке.
|
|
Тема 2: Общая теория науки.
1. Понятие науки.
2. Анатомия (строение) науки.
3. Функции науки.
В настоящее время известно более 100 вариантов определения понятия науки. Часть ученых рассматривает науку: 1) как форму общественного сознания, сумму знаний, сферу общественного труда.
Другие считают, что наука – форма развития производственных сил и движения производственных отношений.
Третьи: наука – отрасль производства.
Четвертые: система управления информационными потоками.
Пятые: процесс производства новой научной информации.
Науку, как и другие общественные явления, как политику, право мораль, и т.д. можно рассматривать с трех сторон:
1. С теоретической, как систему знаний, как сферу общественного сознания.
2. Как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями.
3. Со стороны практического применения выводов науки.
Рассматривая науку как сферу общественного сознания, можно дать следующее определение.
Наука – есть основная форма систематического постоянного развивающегося и опирающегося на практику познания объективных существенных связей с действительностью, которая дает возможность предвидеть события и выступает как основа целесообразной деятельности людей.
2-е направление:
Наука – особый вид общественной деятельности, относительно самостоятельная социальная система, которая объединяет ученых и научные организации, служит познанию объективных законов действительности и определение форм и методов их практического применения.
3-е направление:
|
|
Наука выступает как непосредственная производительная сила общества, которая создается благодаря воплощению ее результатов в производительных силах (превращение науки в непосредственную производительную силу).
Наука как элемент научных знаний включает:
1) труд;
2) орудия труда;
3) предмет труда.
Которые обладают спецификой, присущей только данной сфере человеческой деятельности.
Труд в науке отличается большей долей живого труда (научный и обслуживающий персонал) и гораздо меньше доля общественного труда (приборов, установок).
Предметом труда, помимо ранее накопленных знаний, являются объекты исследования, которыми могут быть технологические процессы, технические устройства.
Орудие труда в сфере науки подразделяется на материальные объекты (приборы, оборудование) и информацию (знание).
2. Анатомия (строение) науки.
Наука имеет свою специфическую структуру и свои особые функции. В качестве наиболее характерных составных элементов науки можно отметить:
1) научные законы;
2) факты;
3) теории;
4) категории и понятия;
5) принципы и постулаты;
6) методы исследований;
7) гипотезы.
Закон – выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обуславливающей определенное закономерное развитие явлений. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, качественными и количественными, общими и частными (специфическими).
Факты – это явления, процессы, объекты, системы объективного мира и их свойства. Факты составляют основание для всех выводов и заключений ученых без систематизации и обобщения, без логического их осмысления не может существовать никакая наука. Факты становятся составной частью научных исследований в том случае, когда они выступают в систематизированном обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности.
Законы и факты науки получают определенную интерпретацию и служат основой для более широких научных методов, если они обобщены в теории.
Теория – это совокупность понятий, гипотез или законов, предназначенных для объяснения известных или предвидения наблюдаемых явлений, процессов и фактов.
Категория – это наиболее общее понятие, которое отражает особенности ее предмета, содержании метода.
Понятие – форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие существенные признаки вещей и явлений объективной действительности. Понятие – это результат, обобщение массы единичных явлений.
Принципы и постулаты являются средством организации знания и между ними нет четкого разграничения. Принципы – это исходное положение в какой-либо отрасли науки, чисто логический феномен, который специально создается в процессе систематизации знаний, но в отличие от закона объективно в природе не существует. Принципы выступают в форме постулатов, которые служат основой для крупных теоретических обобщений.
Постулат (с лат. – требуемое) – термин, означающий суждение, которым пользуются для доказательства как исходным (но не обладающим самоочевидностью).
Метод – способ подхода к действительности, способ изучения явлений природы и общества. Метод – это инструмент для решения главной задачи науки – открытие объективных законов действительности (методы включают в себя индукцию, дедукцию, анализ и синтез). Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средств достижения научных результатов они используют гипотезу.
Гипотеза – научно обоснованное предположение, которое при проверке может оказаться истинным или ложным. Основополагающей идеей гипотез выступает как первоначальная формулировка открываемых законов.
Если все элементы расположить в соответствии с генезисом научного знания, то их порядок можно условно представить в виде пирамиды.
|
|
Теории |
Законы |
Принципы, постулаты |
Гипотезы |
Частные методы |
Специфические Категории |
Факты |
Все перечисленные элементы характеризуют науку как теоретическую систему знания.
К вопросам строения науки можно подойти с другой стороны: с разделением труда внутри науки, ее членение на отрасли знаний.
Существует ряд классификаций. Для примера приведем две из них, принятые ЮНЕСКО и США.
Классификация наук, принятая ЮНЕСКО:
1. Естественные науки.
2. Технические науки.
3. Медицинские науки.
4. С/х науки.
5. Гуманитарные науки и искусство.
Классификация наук, принятая США:
1. Физико-химические науки.
2. Математические науки.
3. Науки об окружающем мире и среде.
4. Технические науки.
5. Технические науки.
6. Науки о живом и науки о земле.
7. Социально-психологические науки.
У нас утверждена номенклатура специальностей научных работников. В ней выделено 19 отраслей наук, которые подразделяются на 543 специальности; технические науки включают 242 специальности, медицинские науки – 40, физико-математические – 39.