Понятие науки

Структура науковедения

Разделы науковедения.

1. Общая теория науки (анализ специфики, анатомии (строении) науки, логики и методологии).

2. История науки (изучение динамического процесса накопления научных знаний, начиная с проблем исторического генезиса науки и включая современность).

3. Социология науки (анализ взаимодействия науки и общества в различных общественно-экономических формациях).

4. Экономика науки (определение особенностей развития и использования науки и определение специфических критериев экономической эффективности НИ).

5. Планирование и управление НИ.

6. Этика научной деятельности.

7. Эстетика научной деятельности.

8. Язык науки.

9. Теория научного прогнозирования – это определение будущих путей развития науки, необходимых для выработки стратегии науки.

10. Наукометрия – это разработка конкретных измерителей количественных методов оценки объема науки и динамики ее роста, установление корреляции, функциональных зависимостей, статистических регулярностей в науке.

Тема 2: Общая теория науки.

1. Понятие науки.

2. Анатомия (строение) науки.

3. Функции науки.

В настоящее время известно более 100 вариантов определения понятия науки. Часть ученых рассматривает науку: 1) как форму общественного сознания, сумму знаний, сферу общественного труда.

Другие считают, что наука – форма развития производственных сил и движения производственных отношений.

Третьи: наука – отрасль производства.

Четвертые: система управления информационными потоками.

Пятые: процесс производства новой научной информации.

Науку, как и другие общественные явления, как политику, право мораль, и т.д. можно рассматривать с трех сторон:

1. С теоретической, как систему знаний, как сферу общественного сознания.

2. Как научную деятельность, связанную с целой системой отношений между учеными и научными учреждениями.

3. Со стороны практического применения выводов науки.

Рассматривая науку как сферу общественного сознания, можно дать следующее определение.

Наука – есть основная форма систематического постоянного развивающегося и опирающегося на практику познания объективных существенных связей с действительностью, которая дает возможность предвидеть события и выступает как основа целесообразной деятельности людей.

2-е направление:

Наука – особый вид общественной деятельности, относительно самостоятельная социальная система, которая объединяет ученых и научные организации, служит познанию объективных законов действительности и определение форм и методов их практического применения.

3-е направление:

Наука выступает как непосредственная производительная сила общества, которая создается благодаря воплощению ее результатов в производительных силах (превращение науки в непосредственную производительную силу).

Наука как элемент научных знаний включает:

1) труд;

2) орудия труда;

3) предмет труда.

Которые обладают спецификой, присущей только данной сфере человеческой деятельности.

Труд в науке отличается большей долей живого труда (научный и обслуживающий персонал) и гораздо меньше доля общественного труда (приборов, установок).

Предметом труда, помимо ранее накопленных знаний, являются объекты исследования, которыми могут быть технологические процессы, технические устройства.

Орудие труда в сфере науки подразделяется на материальные объекты (приборы, оборудование) и информацию (знание).

2. Анатомия (строение) науки.

Наука имеет свою специфическую структуру и свои особые функции. В качестве наиболее характерных составных элементов науки можно отметить:

1) научные законы;

2) факты;

3) теории;

4) категории и понятия;

5) принципы и постулаты;

6) методы исследований;

7) гипотезы.

Закон – выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обуславливающей определенное закономерное развитие явлений. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, качественными и количественными, общими и частными (специфическими).

Факты – это явления, процессы, объекты, системы объективного мира и их свойства. Факты составляют основание для всех выводов и заключений ученых без систематизации и обобщения, без логического их осмысления не может существовать никакая наука. Факты становятся составной частью научных исследований в том случае, когда они выступают в систематизированном обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности.

Законы и факты науки получают определенную интерпретацию и служат основой для более широких научных методов, если они обобщены в теории.

Теория – это совокупность понятий, гипотез или законов, предназначенных для объяснения известных или предвидения наблюдаемых явлений, процессов и фактов.

Категория – это наиболее общее понятие, которое отражает особенности ее предмета, содержании метода.

Понятие – форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие существенные признаки вещей и явлений объективной действительности. Понятие – это результат, обобщение массы единичных явлений.

Принципы и постулаты являются средством организации знания и между ними нет четкого разграничения. Принципы – это исходное положение в какой-либо отрасли науки, чисто логический феномен, который специально создается в процессе систематизации знаний, но в отличие от закона объективно в природе не существует. Принципы выступают в форме постулатов, которые служат основой для крупных теоретических обобщений.

Постулат (с лат. – требуемое) – термин, означающий суждение, которым пользуются для доказательства как исходным (но не обладающим самоочевидностью).

Метод – способ подхода к действительности, способ изучения явлений природы и общества. Метод – это инструмент для решения главной задачи науки – открытие объективных законов действительности (методы включают в себя индукцию, дедукцию, анализ и синтез). Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средств достижения научных результатов они используют гипотезу.

Гипотеза – научно обоснованное предположение, которое при проверке может оказаться истинным или ложным. Основополагающей идеей гипотез выступает как первоначальная формулировка открываемых законов.

Если все элементы расположить в соответствии с генезисом научного знания, то их порядок можно условно представить в виде пирамиды.

Теории
Законы
Принципы, постулаты
Гипотезы
Частные методы
Специфические Категории
Факты

Все перечисленные элементы характеризуют науку как теоретическую систему знания.

К вопросам строения науки можно подойти с другой стороны: с разделением труда внутри науки, ее членение на отрасли знаний.

Существует ряд классификаций. Для примера приведем две из них, принятые ЮНЕСКО и США.

Классификация наук, принятая ЮНЕСКО:

1. Естественные науки.

2. Технические науки.

3. Медицинские науки.

4. С/х науки.

5. Гуманитарные науки и искусство.

Классификация наук, принятая США:

1. Физико-химические науки.

2. Математические науки.

3. Науки об окружающем мире и среде.

4. Технические науки.

5. Технические науки.

6. Науки о живом и науки о земле.

7. Социально-психологические науки.

У нас утверждена номенклатура специальностей научных работников. В ней выделено 19 отраслей наук, которые подразделяются на 543 специальности; технические науки включают 242 специальности, медицинские науки – 40, физико-математические – 39.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: