double arrow

Методы и формы научного познания

В рамках предмета и функций научной философии может быть рассмотрена методология науки как особый раздел философского знания. Предметом методологии науки являются приемы и методы, благодаря которым формируется новое научное знание.

Метод – это способ достижения определенных результатов в познании и на практике. Говоря о роли метода в науке, русский ученый И.П. Павлов писал: «От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит точных и ценных данных».

Методы познания принято делить на общие (применяются во всех формах познавательной деятельности человека) и научные (специфичны для научного познания).

Общим методам познания мы относим: наблюдение, анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение), абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств через отвлечение от несущественных признаков), обобщение (выделение общих свойств класса предметов), индукция, дедукция, аналогия, эксперимент и др.

Кроме этих методов в науке применяются и другие:

· метод формализации – оперирование символами, знаками, которые заменяют реальный предмет (например, формулами);

· аксиоматический метод – использование аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу доказанности;

· генетический метод – исследование процесса и причин возникновения явлений и процессов;

· исторический метод – исследование всей истории предмета, явления, процесса в целях более глубокого проникновения в их сущность;

· логический метод – исследование противоречий и тенденций развития предмета, явлений, процессов;

· метод моделирования – создание идеальных моделей, «заменителей» предметов, которые облегчают экспериментальные исследования;

· метод восхождения от абстрактного к конкретному – переход от неполного (абстрактного) знания к относительно полному (конкретному) знанию. Например, исследования К. Маркса буржуазного общества в его «Капитале» начинались с «клеточки» – товара, а заканчивались выводом о необходимости революционного преобразования этого общества. Этот метод характерен для процесса развития всех наук.

Важно подчеркнуть решающую роль философии в выявлении и теоретическом обосновании продуктивности всех методов научного исследования. В этом проявляется методологическая функция философии. Именно поэтому философию часто называют «наукой наук» иди «матерью наук». В частности, заслугой Демокрита была разработка метода наблюдения, Сократа – метода научной дискуссии, Аристотеля – логического метода и метода дедукции, Ф. Бэкона – методов индукции и эксперимента, Р. Декарта – метода дедукции, немецких классических философов – генетического и исторического методов научного познания, Гераклита, Г. Гегеля, К. Маркса и др. – диалектического метода исследования.

Научное познание находит свое выражение в формах знания. Можно выделит следующие формы научного знания: 1) научный факт (реальное событие или явление); 2) гипотеза (научно-обоснованное предположение о причинах конкретных процессов и явлений, требующее доказательства); 3) идея (объяснение сути предметов, процессов, явлений); 4) закон (объективная, необходимая и устойчивая связь между предметами и процессами материального мира); 5) теория (система обобщенного знания об объекте).

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания могут являться классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория самоорганизующихся систем Пригожина (синергетика). Главной задачей теории является открытие законов.

В современной методологии науки выделяют следующие элементы теории: 1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.д.; 2) идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «капитализм», «коммунизм»); 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений данной теории в соответствии с определенными принципами.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2) Объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития и т.п.

3) Методологическая – формулирование многообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности.

4) Предсказательная – предвидение. На основе теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д.

5) Практическая – руководство по изменению реальной действительности. Однако теория сама по себе ничего изменить не может. Для осуществления научных целей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергию, опредмечивая теоретическое знание. В процессе опредмечивания люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но и обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их.

Исследование природы и функций теоретических систем на современном этапе представлено в работах западных методологов (К. Поппер, П. Фейерабенд и др.). Работа К. Поппера «Логика и рост научного знания» посвящена проблемам теоретической рациональности. Теория есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения на практике, и о пригодности которого судят по результатам таких применений. Истинная теория должна, во-первых, соответствовать всем реальным фактам, во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики, быть проверяемыми. Поппер считает, что необходимо отдавать предпочтение той теории, которая сообщает наибольшее количество информации, является логически более строгой, обладает большей объяснительной и предсказательной силой, может быть строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Иначе говоря, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями в ходе естественного отбора и наиболее пригодна к выживанию.

Большой популярностью пользуется в последнее время философия критического рационализма П. Фейерабенда («Наука в свободном обществе»). С его точки зрения теория не отражение объективной реальности, а средство самовыражение ученого. Источником развития теоретического познания является взаимная критика и борьба альтернативных теорий. Он последовательно выступает против всяких универсальных методологических правил; «метод – это оковы для исследователя», которые тормозят развитие научного познания. Настойчиво проводится мысль против идеологизации науки. Идеал ученого Фейерабенд видит в освобождении индивида от всех ограничительных рамок, накладываемых на него обществом. Фейерабенд отвергает роль практики как критерия достоверности теоретического знания. Ученый должен сравнивать идеи с другими идеями, а не с опытом. Факты из реальной истории науки, опровергающие теорию, еще не являются достаточными, чтобы отказаться от нее. Это следует делать лишь в том случае, если удается создать новую, лучше объясняющую эти факты теорию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: