Различные типы философствования

Структура философии

Как всякая обширная теоретическая область, философия делится на ряд разделов в зависимости от предмета изучения. Назовем основные, центральные разделы.

Онтология – раздел философии, учение о сущем, о первоосновах бытия. В рамках этого раздела выясняется: что такое мир? Как он устроен? Почему именно так?

Гносеология – раздел философии, учение о познании. Здесь ставятся проблемы: как возможно познание? Какие способы познания существуют? Что такое истина и как можно ее проверить и т.д.

Антропология – раздел философии, учение о человеке, его природе и сущности. Что такое человек? В чем смысл его существования? Какое место занимает он в мире?

Аксиология – раздел философии, учение о ценностях. Какие нормы, принципы, идеалы и т.п. регулируют жизнь и деятельность людей? Откуда они берутся? Зачем они нужны?

Социальная философия – учение об обществе: когда, как и почему оно появилось? Как устроено и как функционирует? Как оно развивается и можно ли выявить законы этого развития и т.д.

В последнее время к этим традиционным разделам философии прибавились новые: философия науки, философия техники, политическая философия и т.д.

Кроме того, изучение философии всегда является изучением истории философии, в отличие от науки философия не отбрасывает предыдущие стадии своего развития, а все время воспроизводит их, заново обращаясь к идеям и учениям всех предыдущих эпох. Ведь философские проблемы являются вечными, и каждому поколению приходится ставить и разрешать их заново, обращаясь при этом к опыту предшественников.

К философии тесно примыкает целый ряд наук, которые отделились от нее и стали самостоятельными разделами познания, но продолжают опираться на нее в своих исследованиях: этика, эстетика, логика, культурология, политология, социология и т.д.

Если вы изучали эти науки, вспомните их содержание и попытайтесь обосновать их близость к философии.

Проблемы, которые ставит перед собой философия, относятся к коренным, вечным проблемам бытия, на них невозможно дать однозначные ответы, поэтому открывается широкое поле для споров и дискуссий. Обратите внимание на то, что построение философской системы требует строгости и последовательности: приняв исходные принципы, мыслитель может вывести из них не любые, а точно определенные выводы.

«Основной вопрос философии» и варианты его решения

Этот вопрос называется основным, потому что каждый философ в той или иной степени сталкивается с ним, хотя, может быть, и не напрямую. Поэтому не все философские школы и направления признают этот вопрос. Но в процессе изучения философии он удобен для классификации и обзора различных учений.

Первая сторона этого вопроса – онтологическая: что первично (материя или сознание, природа или дух и т.п.)? Сначала необходимо определиться относительно количества первоначал. Возможны три основные позиции:

Монизм – философское направление, которое признает одно первоначало мира.

Дуализм признает два первоначала – и материю, и сознание.

Плюрализм – признание множественности первоначал.

Монизм и плюрализм бывают материалистическими и идеалистическими.

Материализм – философское направление, которое утверждает, что материя первична, а сознание вторично, т.е. материя существует вечно и бесконечно и на каком-то этапе своего развития порождает сознание, либо сознание всегда присуще материи в качестве свойства.

Следует обратить внимание на то, что мы никак не можем доказать или подтвердить первичность материи, данное положение высказывается как постулат. Постулат – утверждение, недоказуемое в рамках данной системы, и берущееся в качестве исходного положения для дальнейших рассуждений. Любая теоретическая система основана на некотором количестве постулатов.

Приведите примеры постулатов и их использования в различных науках.

Идеализм – философское направление, которое утверждает, что сознание первично, а материя вторична, т.е. либо сознание творит материю на каком-либо этапе своего существования, либо заставляет двигаться вечно существующую, но пассивную материю.

Идеализм делится на два направления:

Объективный идеализм – это философское направление, которое в качестве первоосновы признает надличностное, надмировое сознание (Бог, Абсолютная идея, мировая воля и т.п.).

Субъективный идеализм в качестве первоосновы признает личностное, человеческое сознание. Крайняя степень субъективного идеализма, учение, которое утверждает, что существует только Я, мое сознание, а все остальное – его порождение называется солипсизм. (Как правило, чтобы избежать солипсизма и объяснить похожесть отдельных человеческих сознаний, а значит и возможность их контакта, субъективные идеалисты прибегают к опоре на объективный идеализм, например, возможно утверждение, что «так устроил Бог»).

Вторая сторона основного вопроса философии (гносеологическая): познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос и являются гносеологическими оптимистами, но следует учесть, что, утверждая «Да, мир познаваем», они имеют в виду не одно и то же.

Для материалистов мир – это саморазвивающаяся природа, она на определенном этапе своего развития порождает человека, который своим сознанием способен отражать ее закономерности (которые являются и его закономерностями).

Для объективных идеалистов миром будет высшее сознание, которое породило природу и человека и может открываться ему при определенных обстоятельствах.

Для субъективных идеалистов мир – это наши, человеческие мысли и ощущения, а познание означает наведение в них порядка.

Как видим, под одними и теми же терминами могут иметься в виду совершенно разные представления (так бывает не только в философии), значит, перед тем как начинать дискуссию, необходимо «определиться в понятиях».

Скептицизм – это учение, которое сомневается в познаваемости мира или отказывается отвечать на этот вопрос.

Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость мира.

Помимо рассмотренных в философии существует еще много направлений, различающихся по разным основаниям:

Диалектика – философское учение о всеобщности связей и развития в мире.

Метафизика - учение, отрицающее всеобщность связей и развития в мире.

Рационализм (от лат. «рацио» – разум) – учение, утверждающее, что мир устроен разумно, законосообразно и поэтому познаваем.

Иррационализм – учение, утверждающее, что мир устроен неразумно, хаотично, поэтому познать его невозможно.

Можно упомянуть оптимизм и пессимизм, теизм и атеизм и т.д.

Эти понятия явно вам знакомы. Попытайтесь самостоятельно дать определения. Как вы думаете, атеизм и неверие в Бога – это одно и тоже?

Некоторые люди, считающие четкость и однозначность признаками настоящей теории, в этом многообразии направлений усматривают недостаток философии. Но даже современная наука утверждает, что мир бесконечно разнообразен, и отразить его единственно непротиворечивым способом невозможно. Каждое из философских направлений верно отражает какую-то сторону действительности, а выбор каждого мыслителя обусловлен социальными и гносеологическими причинами.

Философ, осмысливая мир, выражает не только и не столько личную позицию, сколько мировоззрение той социальной группы, с которой он себя отождествляет. Например, буржуазия Нового времени была классом «на подъеме», верящим в безграничные возможности промышленного производства: многие мыслители того времени были материалистами и оптимистами.

Сам процесс познания порождает ситуации, подталкивающие мыслителей к различным гносеологическим позициям. Осознание трудностей познания порождает скептицизм. Развитие абстрактного мышления, оперирующего с идеальными объектами (понятиями, идеями и т.д.) привело некоторых античных философов к выводу, что идеи являются первоосновой мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: