Особенности развития русской философии

Русская философия возникла позднее, чем европейская. В 10 –11 веках в процессе становления и развития государственности на смену язычеству приходит христианство. Через Византию Древняя Русь приобщается к античной и средневековой европейской культуре, в том числе и философии. Ее наши предки называли словом «любомудрие». Символом ее выступала София – божественная премудрость. Философия была тесно связана с религией и понималась как путь к праведной жизни. Философские учения и школы отсутствовали, а философские идеи встречались в произведениях различных жанров: «Повести временных лет» летописца Нестора, «Поучении» князя Владимира Мономаха и др.

Период монголо-татарского нашествия затормозил развитие философии, она возрождается в 15 веке в рамках церкви. Развивается исихазм – учение о внутренней сосредоточенности для общения с богом. Его влияние проявляется в творчестве Андрея Рублева, деятельности Сергия Радонежского.

Светская философия зарождается в 16 веке в связи с политическими потребностями объединения княжеств вокруг Москвы. Возникает концепция «Москва – третий Рим». Под «Римом» понимается центр истинной веры, православия. Эта идея способствовала централизации государства, его укреплению и усилению и, в то же время, порождала настроения мессианизма и изоляционизма, которые еще долго проявлялись в нашей истории.

В конце 17 века начинаются реформы Петра I, вокруг него собирается группа передовых мыслителей, «ученая дружина». Ее участники проповедуют учение Коперника, отстаивают право науки на свободное развитие.

Выдающимся мыслителем 18 века был М.В. Ломоносов. Как любой крупный ученый, он от проблем науки приходил к мировоззренческим, философским обобщениям. Развивая корпускулярную теорию, теорию сохранения вещества Ломоносов склонялся к материализму, высказывал идеи развития материального мира. Его современником был выдающийся украинский мыслитель Г. Сковорода. В истории философии он получил прозвище «украинский Сократ»: подобно античному философу главной проблемой философии считал изучение человека и был гоним за свои взгляды.

А.Н. Радищев развивал на русской почве передовые демократические идеи о пагубности крепостничества, отсутствия гражданских свобод, самовластия. В сибирской ссылке написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где на уровне знаний своего времени собрал аргументы, как в пользу смертности, так и бессмертия души, предоставляя читателю самому делать вывод какие из них убедительнее.

В 20-30 годах 19 века в работах П.Я Чаадаева ставится вопрос, надолго определивший проблематику русской мысли – о судьбе России. В «Философических письмах» настроения мыслителя пессимистичны: Россия выпала из исторического прогресса, настоящее ее темно, а будущее неопределенно. Причиной отсталости нашей страны мыслитель считает православие как консервативную, противящуюся прогрессу силу. К концу жизни Чаадаев высказывает надежду: может быть, Россия как былинный богатырь копит силы и совершит еще великие дела.

В 30-40 годы 19 века разворачивается дискуссия между славянофилами и западниками. Первые выступали за особый путь развития для России, а вторые считали, что Россия подобно всем европейским странам должна идти по пути капитализма. В 50-60 годы своеобразным продолжением славянофильства было почвенничество. Россия имеет свою, особую почву для развития и не должна допускать у себя развития капитализма, атеизма и социализма, всех этих западных зол. К этому направлению принадлежал знаменитый писатель Ф.М. Достоевский.

А.И. Герцен, выдающийся мыслитель и общественный деятель, в «Письмах об изучении природы» критикует современный ему материализм за отсутствие идеи развития, а идеализм за оторванность от насущных нужд общественной жизни. Прозорливыми и горькими были размышления Герцена о будущем России: необходима революция, освобождение крестьян, но народ темен и неграмотен, чем в таких условиях обернется переворот? Н.Г. Чернышевский, идеолог освободительного движения, в основу своих теорий кладет антропологический материализм, настаивая на том, что человек должен стоять в центре внимания философии, его благо должно быть целью общественной жизни.

Своеобразным и очень интересным явлением стал космизм. Его родоначальником является Н.Ф. Федоров. В произведении «Философия общего дела» автор утверждает: главным злом в жизни людей является смерть, люди, боясь смерти, стремятся насытиться земными благами, соперничают и воюют из-за них. Значит надо при помощи науки и техники сделать людей бессмертными, а чтобы соблюсти справедливость, надо оживить и сделать бессмертными всех предков. Человечество расселится по космосу и создаст справедливый общественный строй.

В 20 веке космизм разделился на два направления. Фантастическое направление связано с именем К.Э. Циолковского. Нам он известен главным образом как теоретик ракетостроения, но ракеты и космические полеты были только частью грандиозных планов мыслителя. Он полагал, что космос населен разумными высокоразвитыми существами и именно для налаживания контактов с ними нужны ракеты. Со временем ракеты станут не нужны, люди превратятся в разумные животно-растения, смогут непосредственно усваивать солнечную энергию, покинут Землю как свою колыбель и будут жить в космосе.

Родоначальником научного направления считается выдающийся ученый В.И. Вернадский, создавший учение о ноосфере, сфере разума. Человечество превращается в геологическую силу, со временем оно сможет взять под свой контроль развитие не только всей Земли, но и космоса, но для этого оно должно стать по настоящему разумным, уничтожив войны, неравенство, соединив в единое целое естественно-технические и гуманитарные знания.

В конце 19 века одним из ведущих направлений общественно-политической мысли было народничество. Главной задачей народники считали помочь России избежать капитализма и перейти непосредственно к социализму, как более справедливому общественному строю. При этом они ссылались на существование общины в русской деревне как признаку того, что русский народ – социалист по природе. Разногласия начинались на вопросе о методах достижения желаемого.

Анархисты (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) выступали за немедленную революцию. Народ в любой момент готов к ней, нужно только начать бунт. После революции нужно уничтожить государство, крупную промышленность и люди будут жить свободными общинами, обмениваясь результатами сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Народники умеренного направления во главе с П.Л. Лавровым полагали, что народ к революции не готов, его надо готовить, просвещать. Деятели этого направления занимались «хождением в народ».

Радикальное направление, возглавляемое П.Н. Ткачевым, утверждало, что народ вообще не способен к революции. Ее должна осуществить небольшая сплоченная группа заговорщиков, которая захватит в свои руки государственную власть и будет действовать в пользу народа. Чтобы ослабить старую власть, ее надо запугать методами террора.

Активно развивалась в это время религиозная философия. В ней также можно выделить несколько направлений.

Л.Н. Толстой предлагал реформировать религию, выбросив из нее все проблемы мироустройства и оставив только моральные нормы. Основой жизни людей должна быть евангельская заповедь: «Бог есть любовь». В вопросах общественной жизни Толстой был близок анархизму, отрицая роль государства и всех видов власти над человеком, но вместо активной борьбы предлагал пассивное сопротивление. В отношениях между людьми главным должен стать принцип «непротивления злу насилием».

В.С. Соловьев был первым крупным оригинальным русским философом. Он создал целостное и своеобразное учение о всеединстве, где обосновывал идею преобразования мира в нетленный космос Истины, Добра и Красоты в совместной деятельности Бога и человечества.

К.Н. Леонтьев ставил ту же задачу, что и народники – не допустить развития в России капитализма, но подходил к ее решению с иных, консервативных позиций. «Россию надо подморозить», - утверждал он, для этого надо укреплять начала православия и самодержавия.

В конце 19 века в Россию проникает марксизм, причем не как единое учение, а в виде различных школ и направлений. Ортодоксальным марксистом был Г.В. Плеханов, стремившийся строго следовать взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса. Легальный марксизм (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский) интересовался в основном экономическими проблемами. В.И. Ленин подходил к марксизму творчески, стремясь приспособить его к новым историческим условиям и тем задачам, которые стояли перед нашей страной.

После Октябрьской революции развитие философии внутри страны было затруднено из-за подчинения идеологическим задачам, поэтому философам приходилось отыскивать ниши, в меньшей степени подчиненные партийному контролю, для того, чтобы иметь возможность свободно мыслить. Так, А.Ф. Лосев занимался проблемами античной эстетики, М.А. Бахтин развивал теорию диалога и изучал смеховую культуру. Э.В. Ильенков создал интересную теорию идеального и исследовал сущность сознания.

Множество русских философов продолжили свою деятельность за рубежом. Одной из самых ярких фигур был Н.А. Бердяев. В его неортодоксальной религиозной философии самое важное место занимали проблемы свободы и творчества человека. В многочисленных произведениях он освещал вопросы развития России, своеобразия ее исторического пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: