Планы практических занятий и учебно-методические материалы к ним
Занятие 1.
Тема: Творчество Ивана Бунина.
1. Лирика Ивана Бунина и ее место в поэзии «серебряного века». Традиции и новаторство. Анализ любого стихотворения. Наизусть.
2. Лирическая проза Ивана Бунина («Антоновские яблоки», «Сосны», «Мелитон»). Импрессионизм как стилевая манерараннего Бунина
3. Философия любви у Бунина (в сравнении с Куприным, Чеховым). Литература
•Сб. научных трудов. Л., 1985. Ст. М. Полякова «Лирическая проза Бунина».
•О. Михайлов. Строгий талант. И Бунин. - М., 1976.
•Волков. Проза И, Бунина - М., 1969.
•Келдыш В А Русский реализм начала XX века М, 1975.
•Твардовский И. О Бунине. М., 1973.
•Развитие реализма в русской литературе, т. 3.
•Долгополов Л На рубеже веков. Л, 1989.
•Бенина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской
прозе конца ХГХ - началаХХвв. -В кн.: Импрессионисть1,ихшвременники,ихетратники. М, 1976.
Занятие 2.
Тема: Творчество Ивана Бунина.
1. «Деревня» И. Бунина Спор о судьбе России в повести. Заочный спор с Горьким и Чеховым о проблемах мужиков и деревни. Поэтика повести.
2. Углубление метода критического реализма в творчестве Бунина «Суходол». Проблема историзма в творчестве Бунина
3. Рассказы Бунина о народной жизни («Захар Воробьев», «Личарда», «Лирник Родион», «Веселый двор» и др.).
4. Социальное и философское у Бунина («Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско», «Братья»). Литература-та же, что и для первого занятия.
Занятие 3.
Тема: Творчество Леонида Андреева
1. Проблема творческого метода Леонида Андреева: реализм или экспрессионизм (обзор научных концепций).
2. Проблема отчуждения личности в творчестве Л. Андреева («Жили-были», «Большой шлем», «Жизнь Василия Фивейского»).
3. Рассказы о детях («Кусака», «Ангелочек», «Петька на даче»). Реалистическая проблематика и экспрессионистская образность.
4. Поэтика аллегорических рассказов Л. Андреева («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Стена», «Ложь», «Мысль»).
Литература:
• Келдыш В. Русский реализм конца ХГХ - начала XX вв. - М., 1975.
• БабичеваЮВ. Творчество Л. Андреева Вологда, 1974.
• Полоцкая Э.М. Традиции Чехова в творчестве Бунина, Куприна, Л Андреева - В кн.: Развитие реализма в русской литературе. Т. З.М, 1972.
Занятие 3.
Тема: Театр «серебряного века» (семинар).
1. Драматургия Чехова и ее роль в становлении «театра переживаний». Станиславский и В. Немирович-Данченко и основные принципы их реорганизациитеатра
2. Драматургия М. Горького. Традиции и новаторство. «Мещане», «Враги». Новый тип конфликта Философский смькл пьесы «Надне».
3. ТеатрЛеонидаАндреева
Задание: самостоятельно подготовить сообщения по вопросам. Литературу подбирать самостоятельно.
Занятие 5.
Тема: Лирика А. Блока.
2. Стихи о Прекрасной Даме. Понятие поэтического контекста, опорных слов. Эстетический идеал поэта в «Стихах о Прекрасной Даме» и его эволюция в других циклах.
3. Тема «страшного мира» в поэзии Блока.
4. Тема России и истории у Блока. Литература:
• Б. Соловьев. Поэт и его подвиг. М., 1973, гл. «Роман в стихах», с. 465-508.
• Л. Гинзбург. О лирике.
• Блок и современность (сб. статей). М., 1981.
• «Русская речь», 1988, № 1 (о символах Блока). Занятие 6.
Тема: Лирика Блока.
Задание: подготовить анализ одного из стихов А. Блокада примерномуплану:
1. К какому циклу, тому стихов Блока оно относится?
2. Основная поэтическая мысль, выраженная в нем.
3. Лирический герой и его «маски».
4. «Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы (где, в каких стихотворениях они встречаются?), (опорные слова - «острия», рифма, ритмика, интонация).
5. Традиции русской поэзии ХГХ века (если прослеживается). Литература та же, что и в практическом занятии № 5. Занятие 7.
Тема: Футуризм. Неоднородность футуризма как литературного течения (эго-футуризм, кубофутуризм).
Манифесты футуристов.
Задание: приготовить сообщения о творчестве поэтов-футуристов: И. Северянине, Вл. Маяковском,
В. Хлебникове, В. Каменском, А. Крученых, Д. Бурлюке.
Литература:
• Б. Лившиц. «Полутороглазый стрелец» - М., 1991 г.
• В. Брюсов. Среди стихов. 1894 - 1924. М., 1990. (Новые течения в русской поэзии: футуризм, акмеизм), с. 392.
Занятие 8.
Т е м а: А к м е и з м. Манифесты акмеистов. Неоднородность акмеизма
Задание: подготовить сообщения о творчестве поэтов-акмеистов: А. Ахматовой, Н. Гумилева, В.
Нарбута, О. Мандельштама, С. Городецкого, М. Волошина и др.
Литература: см. в лекции.