Философская мысль в Беларуси

Истоки философской мысли на белорусской земле идут от учений и просветительской деятельности Ефрасиньи Полоцкой и Кириллы Туровского. Е. Полоцкая явила собой образ жизни, подчинённый единой задаче, цели, стремлению - служить Богу, добру. Человек должен сам решать, что есть добро и зло, какая жизнь является истинной, а какая неистинной. Подлинная жизнь человека заключается в верности идее, избранной цели, это ориентация на высшие духовные ценности. В сугубо земных делах княжна-просветительница учила старых терпению, юных - душевной чистоте, слову благородному; при старших молчать, мудрых слушать, к старшим - покорности, к равным и младшим - любви некриводушной. И не хотела она видеть, что кто-нибудь враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни простой человек со своим другом, а всех желала видеть единодушными.

К. Туровский по праву считается вторым Златоустом. Будучи епископом Туровским, Кирилл прославился своим красноречием, заботился о душевном совершенстве своих соотечественников. Сохранились его 8 «слов»-заповедей, притчи, 2 канона, 30 молитв-исповедей. Сквозь библейское содержание этих работ прорывается утверждение человеческого интереса к радостям земной жизни, красоте природы, стремление к духовному совершенству.

Философская и общественно-политическая мысль периода Возрождения представлена творчеством Ф. Скорины, М. Гусовского, С. Будного, А. Волана, Л. Сапеги.

Ф. Скорина - первопечатник, мыслитель, гуманист, просветитель и учёный. Напечатал 23 книги Библии. Считал, что в Библии сокрыта не только божественная, но и светская естественная мудрость. Идеал Скорины - это человек, который объединяет в себе мудрость библейскую и философскую. Знание - необходимое условие нравственной жизни. Образование, культура показывают человеку путь к добру. Подлинное достоинство человека заключается не в его происхождении, не в знатности и не в социальном положении, а в таких качествах, как интеллект, моральный облик, способности, благодаря которым он приносит пользу обществу.

С. Будный - преимущественно теолог, но даёт философскую критику некоторым положениям религиозной догматики. Он глубоко убеждён в преимуществе знаний над верой, истолковывает многие библейские чудеса как природно обусловленные явления. Он отклоняет традиционное положение о троице и признает Богом только отца. «Дух» Будный считает только «атрибутом отца», а Христа вообще считает человеком. Слово - это моральная проповедь Христа, оно не может быть ранее Бога. Слово - не начало мира, а начало Нового Завета. Истины Священного писания должны проверяться разумом. В его этике главной является идея духовно-моральной свободы человека.

В целом для периода Возрождения и Реформации характерна философия на основе лучших достижений европейской духовной культуры. На протяжении XVII-XVIII веков в развитии философии в Беларуси обнаруживаются новые тенденции, свидетельствующие о влиянии католицизма. Возникают идейные комплексы схоластики и эклектики. Схоластическая, «школьная», философия получила распространение через систему иезуитского образования и представлена серьёзными трёхлетними учебными курсами, воспитавшими десятки профессиональных философов. Эклектика - это идейный комплекс, синтез схоластики и наукоцентристской новой философии. Представляли это направление профессора Виленского университета А. Скарульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут и др. Они активно вовлекали в философский процесс идеи Коперника, Декарта, Ньютона, Локка, Лейбница. Эклектики осуществляют поворот от теологически-метафизической картины природы к естественнонаучной. Природа трактуется как результат саморазвития, а человек - как часть природного мира.

Эклектика во многом подготовила просветительский этап в развитии философии. Деятельность М. Пачобута, Я. Снядзецкого и др. основана на идеях научного разума, распространении науки как «лекарства» от болезней человека и общества. Я. Снядзецкий критикует Канта за ограничения научного познания и априоризм. Важной темой философии просвещения была проблема отношений человека и общества, человека и государства. Просветительские тенденции характерны и для первой половины XIX века, когда белорусские земли находились в составе Российской империи. Под сильным имперским влиянием культурно-просветительские идеи дополняются национально-освободительными. В свою очередь идеи национального освобождения вызвали к жизни потребность их философского обоснования. В студенческих обществах филоматов и филаретов, в «Демократическом обществе» Ф. Савича, исследованиях этнографии белорусского края, публицистике (Виленский университет закрыт царским указом) осуществляется философская работа по освоению достижений немецкой классики, философии революционного демократизма - поиск философских основ национальной идеи, возможности национальной философии.

Период со 2-ой половины XIX века и XX век можно условно определить как период формирования философии национальной идеи. Большое влияние на развитие философии оказали белорусские революционные демократы: К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Купала, Я. Колас и др. Национальное освобождение они связывали с освобождением социальным и, самое главное, с нравственной свободой человека. Социальное, классовое освобождение человека труда, крестьянина оказалось созвучным идеям марксистской философии. В 20-30-х годах XX века оформляются две тенденции в развитии философии на Беларуси:

· советская, официальная, диалектико-материалистическая философия;

· философия белорусской национальной идеи.

Для первой тенденции характерен идеологизированный классовый подход и постепенное его преодоление с учетом мировой философской и научной мысли (С. Вольфсон, Б. Быховский, К. Буслов, Д. Широканов, Ю. Харин, В. Степин и др.).

Другому направлению свойственен философский поиск Беларуси и беларуса в контексте мировой культуры и философии культуры (М. Горецкий, И. Абдиралович, К. Чорный, А. Рязанов, В. Акудович и др.)

В последнее десятилетие XX века наиболее характерны для философии Беларуси тенденции современной философии: философии и методологии науки, культурологии, философской антропологии, герменевтики, цивилизационной динамики и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: