Философия А.Шопенгауэра,С.Киркегора,Ф.Ницше

Неклассическая философия XIX-XX вв.

Развитие философии с середины Х1Х века во многом обусловлено кризисом классического мышления в целом, классической научной рациональности. Даже марксистская философия, хотя и содержит в себе новое деятельное мышление, разделяет классическую научность философии.

. Неклассичность философии выражается в следующих 3-х принципах:

* Критическая позиция к основным ценностям классики и формам их воплощения. Так, наибольшей значимостью в классике пользуется идея прогресса человечества и человека, основанная на науке и технике. Неклассическая философия подвергает анализу эту основу, считая ее главной причиной кризиса культуры и цивилизации. Реалии ХХ века явились основой целого направления - антистиентизма. Научный разум уступает свое исключительное место различным способам постижения бытия, в том числе и нерациональным. Неклассическая философия даже научный разум осмысливает неклассически (позитивизм).

* Классическое философское мышление, а именно его цели и формы, связано с универсальными общими знаниями и такими же универсальными методами (к примеру - панлогизм Гегеля). Знания о мире соответствуют в этом случае самим вещам и предметам. Устанавливается ведущий принцип классики - принцип тождества мышления и бытия. Неклассическая философия выражает противоположное классическому универсализму - неповторимость, множественность действительности и опосредованная связь знаний и вещей. Неклассическая философия ищет другие методы познания, вместо универсальной рациональности ведет поиск других, неуниверсальных рациональностей.

* В неклассической философии в творчестве А. Шопенгауера, С. Киркегора, и особенно Ф. Ницше появляются образцы нового мышления, происходит пересмотр, переоценка ценности человека как универсального, трансцендентального субъекта и формы духа. Внимание переносится на единичного, переживающего свою уникальность индивида. Анализ сущности человека заменяется анализом его существования. Такое видение человека лежит в основе антропологического поворота, современного антропоцентрического мышления. Неопределенность, множественность, синергетизм образуют новые идеалы рациональности. Даже иррациональные философии стремятся к выражению полноты бытия человека.

Такие отношения классики и неклассики вызвали к жизни смену самих стилей мышления, актуализировали проблему языка. Возникло множество направлений: позитивизм, экзистенциализм, персонализм и другие, что обострило диалог и понимание в самой философии. (Та же проблема свойственна всей современной культуре). Рядом с неклассической философией существуют идейные движения неокантианства, неогегельянства, неомарксизма, неотомизма и другие. При всей своей критичности современная неклассическая философия имеет связи с модерновой классикой, с совокупностью онтологий, гносеологий, что составляют единую философскую традицию.

Сделаем основные выводы:

1. Неклассическая философия XIX-XX вв критически относится к ценностям классической философии, выражающей кризис культуры в формах научной рациональности.

2. Неклассическую философию характеризует обращение к нерациональным, неопределенным, нелинейным процессам бытия и существования человека и общества.

Иррациональная философия в корпусе постклассики вызывает особый интерес. Иррационалисты прямо выступили против классики и пытались радикально пересмотреть проблему смысла бытия человека в мире и культуре, обратив внимание на нерациональные онтологические, гносеологические и аксиологические основания. По мнению А.Шопенгауэра, мир есть как мировая воля, абсолют бытия, создающая человека и мир есть как представление мира человеку, человеческая картина мира. Мировая воля едина, слепа, неразумна и свободна. Мир как представление – это объектно-субъектный, пространственно-временной, множественный и причинно-зависимый, несвободный мир. Особое место в нем занимает человек. Он обладает сознанием, интеллектом, волей к жизни. Но познавая, умножая свои потребности и приспосабливаясь к миру, он подчинен мировой воле, которая обессмысливает существование человека, превращая его любые стремления в кучу беспрерывного объекта и нужды. Постоянные усилия делают жизнь человека сплошным разочарованием и страданием. Только гениям и святым можно победить стремления и желания, став чистым познающим субъектом, субъектом метафизического созерцания. Обычного же человека ожидает скука безнадежного прозябания. Деятельные и научные успехи, жизненные блага не являются оптимистическими, положительными величинами. Трагична и пессимистична участь человека.

С. Киркегор, датский философ, считал классическую рациональную философию системно-спекулятивной, а, значит, бесчеловечной. Поэтому он предложил не только изменение содержания философии с безличной на экзистенциальную, но изменил философскую стилистику с абстрактно-рациональной на иронично-рефлексивную. Экзистенция и ирония и представляют основополагающие неклассические философемы С. Киркегора.. Экзистенция /от латинского слова e xistere –существовать/ выражает уникальную индивидуальность человека и способ сознательного выбора страстно обращенной на себя жизни. Очевидно, что абстрактное мышление, не включающее переживающего свой неповторимый опыт индивида, здесь непригодно. Истина находится в субъективности переживания, а не в абстрактной всеобщности научных безликих систем. Экзистенция означает также действительную, существовательную диалектику индивида, отличную от гегелевской невозможностью снятия противоречий и невозможностью объяснения качественного прыжка – мгновения - экзистенциального разрыва в причинно необходимом мире. Это диалектика не снимает противоречий человека и мира, а напротив, устанавливает напрягающий, трепещущий, смертельно отчаянный, открывающий подлинную свободу и автономию личности способ существования человека в мире. Такой последней точкой или стадией экзистенциальной диалектики является вера, религиозная стадия. Быть самому, быть с богом означает прервать время, быть единичным Абсолютом, быть мгновением, повтор которого и есть вечность. Киркегор утверждает и другие выборы или стадии экзистенциальной диалектики: эстетическую и этическую. Эстетический человек-Дон Жуан- выбирает наслаждение, ориентирован на внешнее. Этический человек-Дон Кихот- общее моральное требование воплощает через себя. Очевидно, что наиболее адекватным выбором выступает религиозная вера с ее нерациональными экзистенциалами: страхом, отчаянием, виной и др.

Ирония- форма экзистенциальной рефлексии, вовлекающая человека в углубленное самопостижение, «двойная рефлексивная коммуникация».В отличие от научной рациональности, могущей быть только объективно-системным знанием, ирония передает личностное отношение к себе и к другому. Научное знание принуждает действия и мышление человека, ирония же требует персональной ответственности, свободы собственого отношения к предмету иронии. Одновременно ирония дает возможность рефлексивно дистанцироваться от непосредственных переживаний собственного существования, употреблять риторику и другие литературные приемы для выражения в общем-то невыразимого экзистенциального самопостижения. Ирония у Киркегора не только формативна /форма отличной от классики стилистики/,но и содержательна для его экзистенциального учения.

Ф.Ницше,немецкий философ 2-ой половины 19 в.,основатель философии жизни, выразивший в ней кризисный характер его эпохи и критик философской классики как одной из основ и причин кризиса культуры и общества в целом. Предметом философии Ницше выступает поиск действительной,живительной природы человека европейско-христианской культуры и адекватных форм ее выражения.Поэтому Ницше не создает традиционной доктрины, он скорее, создает провоцирующий участие, интерпретацию каждым читателем его текстов стиль. Его философия – обращение “ко всем и к каждому.”Это один из ярких примеров непонимания, искажения и фальсификации в истории философии.

Основной философемой Ницше является “ Воля к власти. ”Все в мире только проявляет ее. Культура и философия разума, напротив, только заглушают волю. Критика и переоценка всех рациональных ценностей позволит преодалеть “ложь тысячелетий”, преодалеть упадок и нигилизм,вернуться к жизни как истоку мира и человека. Жизнь – это становление,поток,преодаление,страсть и танец,а не теоретический разум,холодно отстраняющий человека от своей сути. А начало безжизненности надо искать у Сократа и Платона.Христианство только утверждает невитальность, “болезнь”человека.Жизнь – усилие,воля к жизни. Человек,по-сути, еще не возник,не стал в условиях абстрактной культуры носителем жизни – сверхчеловеком. Существующие лю ди повсеместно обезличены, полны зависти злобы. Масса придумала себе массовую –“рабскую”- мораль и религию: христианство и социализм. Они “слишком человеческие”, масса “убила Бога,Бог умер”, Отсюда и переоценка всех ценностей,позволяющая человеку осущестлять идеал сверхчеловека, выявить волю к власти. Ницше предложил и средство становления человека – вечное возвращение, снимающее любые иллюзии о будущем о прогрессе, воли к своему волению, утверждающее возможность становления, полноту жизни, избыток бытия.

Литература:

Калмыков В.Н. Основы философии.-Мн.,2000.С.63-73.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М,1997

Эрш Ж.Філасофскае здзіўленне.-Мн.,1996.

Алексеева А.А. Рациональность и сознание. -М., 1991.

Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Бытие и мышление. -Мн., РиВШ Бгу, 2000. С. 13-48.

Губин В.Д. Бытие сознания.\Губин В.Д.Философия ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ курс учеб.пособие.-М.2003.с.111-128.

Философия: Учебник для вузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. Гл. 4.

Углубляющее чтение:

Губин В.Д. Введение. Философия до и после смерти Бога / Философия: актуальные проблемы.- М., 2005. С. 6-34.

Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.Т.4 Ч. 3,4,8.

Эрш Ж. Філасофскае здумленне.-Мн.,1996.С.306 -336.

ЯскевичЯ.С. Становление неклассической философии //Философия: Учеб.пособие /Под общ. ред.Я.С.Яскевич.-Мн.: РИВШ, 2004

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ 20 ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

План:

1. Философия позитивизма и её исторические формы.

2. Философия экзистенциализма

3. Философская герменевтика

4. Религиозная философия

5. Философия постмодернизма

1. Философия позитивизма и её исторические формы.

Позитивизм – одно из основных направлений современной западной философии. Эта философия определила ориентацию на положительное (позитивное) знание, образцом которого является математическое естествознание, обладающее такими свойствами, как точность, последовательность. Позитивизм стремился придать и философии математическую строгость, пытаясь ограничить её язык только узко специальной терминологией, ссылкой на фактологическое знание и анализ текста наблюдения. Достигая при этом подходе некоторых успехов в решении частных вопросов в методологии научного познания, позитивизм существенно суживает содержание философии, исключая главную её задачу: исследовать не просто существование явлений мира, а выявить их социокультурный смысл. Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.

Первая историческая форма позитивизма существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Её основателем был О. Конт (1798 – 1857), французский учёный. Его достижением было обоснование самоценности конкретных наук. Было осуществлено их размежевание с религией и философией. Хотя позитивисты абсолютизируют научное знание, недооценивая другие формы общественного сознания.

В духовной истории человечества Конт выделяет три стадии: религиозную, метафизическую и позитивную. На первой - осознание мира (сущего) доступно в форме мифов, легенд. Логически обоснованное знание ещё не выработано. Это ещё детство человечества, когда в мышлении отсутствует критическое начало, а реальное знание подавлено фантазией и представлением. На второй стадии люди пытаются объяснить наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и причин. Вводятся такие понятия, как кантовская «вещь в себе» или гегелевский «абсолютный дух». Ставятся вопросы о происхождении и цели жизни. Является признанным мнение о возможности достичь абсолютного знания. Однако их рассуждения уже строятся на строгой логике. Настоящая мудрость, по мнению Конта, достигается на третьей стадии - это зрелая стадия человеческого интеллекта.

Уже в начале своего существования позитивизм выступил с претензией на разработку философии науки, пытался дать своё понимание как науки, так и философии. С его точки зрения задача науки не объяснение, а описание явлений, т.к. нет никакой другой реальности, кроме той, что дана нам через чувства (непосредственно). Наука должна ограничиться ответом на вопрос «как?», и не заниматься метафизическими (в понимании Аристотеля) проблемами. Философия с точки зрения позитивистов не является наукой о бытии. Первый позитивизм считал, что философия вырабатывает общенаучные методы познания, выявляет связь между науками, систематизирует и классифицирует знания, т.е. она должна делать то же, что и любая отдельная наука, но в применении ко всему знанию вообще. Поэтому наука с успехом может быть сама себе философией. Позитивизм формирует установку-тренд-умонастроение в культуре ХХ века - явления мира даны человеку через их научное выражение. В позитивизме появилась новая ориентация на углубленное исследование особенностей конкретно-научного познания. Он выразил установку «технологизированного» сознания на конкретно-научное знание, способное принести быстрый успех, а не на размышление над ним.

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус). Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают» его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.

Третья форма – неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположниками были М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн. Основные варианты неопозитивизма - логический позитивизм и лингвистическая философия. Л. Витгенштейн и другие логические позитивисты предметом философского анализа избрали язык. Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом). Поиски способов эффективного анализа языка способствовали развитию математической логики в области создания искусственных языков, что положительно сказалось на становлении кибернетики. Трудности, с которыми они встретились:

* сам принцип верификации является метафизическим, но избавиться от метафизики им не удалось;

* не удалось получить абсолютный критерий осмысленности высказываний.

Принцип верификации не отвечал реальному построению научного знания.

Четвёртая историческая форма получила название постпозитивизма. Её представители - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: