Основные принципы, законы и функции

Одной из теоретических основ философского знания является диалектика. Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре и означало искусство спора, дискуссии. Диалектика в зрелом теоретическом виде разработана Г. Гегелем. В современном знании диалектика понимается как теория развития. Диалектика как система знания строится в соответствии с системой всеобщих законов развития объективного мира.

В структуре диалектики выделяют объективную диалектику - развитие реального мира - и субъективную диалектику - диалектическое мышление (диалектика понятий) и теорию диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

В содержательном плане диалектика представляет собой единство принципов, законов и категорий. Принцип - это фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности и являющееся одновременно способом ее познания и преобразования. Важнейшими принципами являются: объективность, всесторонность, конкретность, развитие, детерминизм, противоречие. Эти и другие фундаментальные идеи выступают в качестве регулятивов, норм деятельности. Они являются обобщением истории познания и практики, а поэтому и выступают в качестве ориентиров научного исследования. Принципы диалектики раскрываются и конкретизируются через ее законы и категории. Закон есть выражение существенной связи между объектами. Законы диалектики, выражающие развитие, называются основными. Именно развитие является фундаментальным свойством бытия. Наиболее важными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта, направленность, необратимость, противоречивость. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность.

Самое основное в развитии - его источник - вскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности - это такие стороны, моменты предмета, которые предполагают, взаимопроникают и взаимоисключают друг друга. Единство конкретных противоположностей образует противоречие. Суть данного закона может быть выражена так: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Развитие предстает как процесс возникновения роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного объекта. Именно они являются решающим источником и движущей силой развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития. Основные категории закона: качество, количество, мера, скачок. Качество - это категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, его устойчивость и прерывность. Качество характеризуется составом, структурой и функцией предмета. Количество выражает величину элементов предмета, интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов.

Мера выражает целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Мера - это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных. Переход от старого качества к новому связан со скачком. Скачок выражает перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего предмета, быстроту изменений, превращение предмета в противоположность, возникновение нового и уничтожение старого. Взаимосвязь этих категорий выражает сущность данного закона - постепенное накопление количественных изменений на какой-то ступени нарушает меру предмета и вызывает качественные изменения, если при этом меняется сущность предмета, то он как таковой исчезает. Качественные изменения в свою очередь вызывают изменения количественные.

Закон отрицания отрицания выражает направленность, поступательность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является отрицание, выражающее процесс уничтожения предмета (деструкция); самоотрицание, как внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицания (снятие). Новое, возникшее как отрицание старого, само со временем подвергается отрицанию - происходит отрицание отрицания. Суть закона состоит в развитии любых явлений через отрицание. Основными чертами закона являются преемственность в процессе развития от одной ступени к другой и поступательность, прогрессивная направленность развития, а также спиралеобразная форма. Форма развития - триада: тезис - антитезис - синтез.

Диалектика выполняет ряд важных функций. Основными из них являются:

1.Онтологическая: нацеленность диалектики на изучение диалектики реального мира в его всеобщих, универсальных характеристиках. Эта функция позволяет дать всеобщую картину бытия.

2.Гносеологическая: изучение закономерностей процесса познания. Главным здесь является вопрос об истине, путях и формах ее достижения. Эта функция служит для объяснения явлений в их всеобщих характеристиках, для синтезирования многообразного фактического и теоретического материала в процессе его диалектической обработки.

3. Логическая: изучение всеобщих форм, принципов, категорий с точки зрения отражения в них всеобщих закономерностей объективного мира. Ключевым здесь является вопрос о том, как объективные процессы выразить в логике понятий.

4.Методологическая: разработка на основе всеобщих законов действительности системы универсальных принципов, норм, направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5.Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъекта. Диалектика ориентирует человека в его жизни, помогает определить свое место в обществе, выработать высокоразвитое мышление и служит мощным фактором прогрессивных преобразований.

Категории представляют собой универсальные понятия, позволяющие раскрыть содержание принципов и законов диалектики.

6. Категории диалектики

Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и движения бытия, содержательно выражается в системе принципов, законов и категорий. Категории представляют собой познавательные средства, отражающие мир; это такие понятия, в которых фиксируются наиболее общие и существенные стороны и отношения действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей. Категории - это результат деятельности человека. Они представляют собой всеобщие определения бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности человека.

Категории объективны по содержанию, в них заложено истинное знание о мире. Вместе с тем они субъективны, поскольку представляют собой ступени познания мира. Они являются логическими формами, в которых фиксируется знание о мире, и служат основой всякого мыслительного процесса.

Категории диалектики - это понятия, обладающие всеобщностью, мировоззренческой значимостью и рефлексивностью. Трем характеристикам категорий соответствуют их основные функции:

1. Всеобщность категорий выражается в их онтологической функции.

Они отражают всеобщие стороны, отношения объектов любой природы, а их онтологическая система образует атрибутивную модель мира и всеобщий «каркас» любого объекта.

2. Мировоззренческая значимость обусловливает аксиологическую

функцию: показывает, каким образом разное понимание категорий влияет на понимание места и роли человека в мире и ориентирует его в жизни.

3. Рефлексивность категорий проявляется в их методологической

функции: категории представляют собой ступеньки познания, способ движения от незнания к знанию, а их система образует всеобщие «маршруты» познания от мелькающих явлений до самого глубокого и всестороннего познания предмета.

Поскольку в мире все явления взаимодействуют, изменяются, то и категории неразрывно связаны между собой. Взаимосвязь между парными категориями представляет собой неосновные законы диалектики. Вместе с тем категории историчны, они развиваются, переходят одна в другую. Все категории диалектики образуют целостную динамичную систему.

Поскольку любой этап познания начинается с вопроса «что?», «что это?», то ответ на него нацеливает нас на содержание предмета; следующий вопрос - «почему предмет таков?» - нацеливает нас на познание причинности. В силу этого в рамках всеобщего «маршрута» познания объекта можно выделить два этапа:

· познание определённости объекта. На этом этапе происходит

описание предмета в определённых категориях;

· познание обусловленности объекта. Здесь происходит объяснение,

почему предмет таков, в соответствующей группе категорий.

В группу категорий определённости включаются:

· единичное,

· особенное,

· общее,

· содержание и форма,

· сущность и явление,

· система,

· структура,

· элементы и др.

Группу категорий обусловленности образуют:

· причина и следствие,

· необходимость и случайность,

· возможность и действительность.

Познание предмета начинается с характеристики, которая отражается в категориях единичное, особенное, общее. Чтобы изучить неизвестное, мы должны сравнить его с уже известным. В отдельном предмете можно найти нечто общее, связывающее его с другими предметами, и особенное, отличающее его от предметов данного класса.

Конкретные материальные образования, процессы находят своё отражение в категории отдельного. Отдельный предмет, процесс обладает различными признаками, которые характерны только для него и отсутствуют у других предметов. Эти признаки составляют единичное в предмете. Единичное - категория, отражающая совокупность индивидуальных, неповторимых свойств, признаков конкретного отдельного предмета. В любом предмете, процессе имеются также такие свойства и признаки, которые присущи множеству других предметов. Эти свойства составляют общее в предмете. Общее - категория, выражающая свойства и отношения, характерные для данного множества предметов. Общее - это то, что присуще множеству отдельного. Оно указывает на сходство изучаемых предметов. Общее, понимаемое как сходство признаков, доступно непосредственному восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме законов, теорий. Признаки, которые отличают сравниваемые предметы, выступают в роли особенного. Кроме того, особенное выступает связующим звеном между отдельным и общим. Эти категории диалектически взаимосвязаны.

Всякое отдельное есть так или иначе общее. Всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы, и всякое отдельное неполно входит в общее: в ходе развития отдельное превращается в общее, а общее - в отдельное.

Любой предмет состоит из элементов, связей между ними, процессов. Все, что содержится в предмете, образует его содержание. Содержание - это категория, выражающая единство всех составных частей предмета как целого, его тенденций, отношений. Форма - это категория, отражающая способ существования и выражения содержания, это система относительно устойчивых связей, в рамках которой функционирует и развивается содержание. Форма бывает внешней, например, это внешняя конфигурация предмета, его пространственные и временные границы. Кроме того, под формой понимается внутренняя организация предмета, способ связи его элементов. Содержание и форма существуют только в единстве. Каждое содержание требует соответствующей формы, содержание определяет форму, оно имеет тенденцию к устойчивости; одна и та же форма может выражать различное содержание; одно и то же содержание может выражаться в различных формах; соответствие формы содержанию способствует развитию, укреплению предмета; в процессе развития предмета содержание переходит в форму, а форма - в содержание.

Движение познания в сторону отражения наиболее глубоких свойств фиксируется в категориях сущности и явления. Сущность - это категория, отражающая внутреннюю, относительно устойчивую, необходимую и основную совокупность сторон и связей предмета. Это главное, определяющее в нем. В этой категории фиксируются такие свойства и связи предмета, которые обусловливают другие его свойства и отношения. Сущность недоступна чувственному восприятию, она постигается теоретическим мышлением и выражается в законах. Наглядно она может быть представлена как пересечение общего, содержания и необходимости.

Явление - это внешнее обнаружение сущности, оно характеризует в предмете то, что доступно чувственному восприятию. Явление - это категория, отражающая процесс и формы обнаружения сущности при помощи чувственного восприятия. Сущность и явление неразрывны, однако не всегда явление адекватно отражает сущность. Тогда говорят о видимости, отражающей мнимую сущность предмета (Солнце вращается вокруг Земли). Изменение сущности ведет к изменению явления. Сущность определяет природу явления. Но она более устойчива, чем явление. Сущность и явление связаны в познании. Сущность обнаруживается через явления. Познание идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. То, что в одно время выступает как сущность, с развитием познания становится явлением. Совокупность факторов, необходимых и достаточных для обеспечения заранее заданных свойств предмета, характеризует предмет как целое или систему. Под системой понимается совокупность элементов, в которой они взаимосвязаны и выступают по отношению к другим системам как единое целое. Система состоит не только из элементов, но и структуры. Структура - это закон связи элементов. Структура придает устойчивость предмету и существенно влияет на качество системы. Качество системы определяется ее структурой и элементами. Элементы определяют характер связи внутри системы.

Система - это единое целое, образуемое структурой, ее элементами. Понятие системы очень близко к понятию целого. Целое отличается от системы тем, что оно целое от природы. Целое состоит из частей, которые органически связаны между собой и образуют нечто одно; это единство формы и содержания. Целое обладает такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Часть - это отдельный предмет целого. Часть и целое существуют одновременно. Часть и целое характеризуют один и тот же уровень структурной организации материи. Система и элемент применяются для характеристики разных уровней структурной организации бытия.

Мы рассмотрели предмет в аспекте определенности, со стороны его устойчивости. Эта устойчивость вызвана определенными причинами и если предмет изменяется, то это тоже имеет свои причины. Состояние предмета или его изменение можно понимать как следствие определенной причины. Под причиной понимают такую связь между предметами, при которой одно явление при наличии определенных условий порождает другое явление. В качестве причины выступает взаимодействие двух предметов, а в качестве следствия - те изменения, которые они претерпевают в результате взаимодействия. Черты причинности: объективность; универсальность; причина генетически порождает следствие; несводимость следствия к его причине. Причинная связь наступает только при наличии определенных условий. Условия - это явления, необходимые для наступления данного события, это среда, в которой могут развиваться причинные явления. От причины следует отличать повод - внешние действия, способствующие проявлению причины.

Диалектическая связь причины и следствия выражается в том, что: причина порождает следствие, а следствие оказывает воздействие на причину; причина и следствие способны меняться местами, то есть в каждый момент они находятся в цепи причинения; бесконечность целей причинения, то есть нет ни абсолютно первых причин, ни абсолютно последних следствий.

Те факторы, которые обязательно вызывают определённые следствия, выступают как необходимость; факторы, не меняющие качество предмета, процесса, называются случайностью. Необходимость - это категория, выражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи, основные направления развития действительности. Необходимость в основном имеет внутреннюю основу, она вызывается главными, регулярными причинами, характеризуется строгой однозначностью. Она неизбежна при соответствующих условиях. Случайность - это категория, отражающая преимущественно внешние связи, результат перекрещивания независимых причинных процессов. Она появляется в результате действия отдельных, нерегулярных, незначительных причин.

Необходимость и случайность объективны, соотносительны, противоречивы; случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости; необходимость и случайность превращаются друг в друга.

Необходимость и случайность можно рассматривать как разные способы превращения возможности в действительность. Необходимость - это реализация единственной возможности. Случайность имеет место тогда, когда реализуется одна из имеющихся возможностей.

Категории возможности и действительности объясняют пути перехода от старого к новому. Действительность - категория, отражающая конкретное бытие отдельного объекта в определенное время и в определенных условиях. Это актуальное бытие объекта. Под возможностью понимается то, что может быть, но чего еще нет. Категория возможности отражает предпосылки возникновения новой действительности, которые имеются в настоящее время. Наличное бытие содержит в себе зародыш чего-то другого.

Возможность и действительность представляют собой единство противоположностей. Всякая действительность содержит в себе предпосылки своего дальнейшего развития, и всякая действительность возникла как результат ранее существовавших возможностей. Действительность содержит в себе все возможности дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Действительность имеет определяющее значение.

Для превращения возможности в действительность необходимо наличие двух факторов:

· действие объективных законов

· формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.

Исходя из необходимости этих факторов, выделяют следующие виды возможностей:

· абстрактные и конкретные,

· обратимые и необходимые,

· сосуществующие и исключающие.

Для количественной оценки возможности в науке используется понятие вероятности. Вероятность характеризует меру возможности, степень реализации некоторого события при данных условиях и данной закономерности.

Литература:

Калмыков В.Н. Основы философии.-Мн.,2000.Р.2,3.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

Углубляющее чтение:

Вязовкин В. С., Тузова Т. М. Бытие и мышление. Мн., 2000.

Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

М., 1988.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Огурцов А. П. Метафизика // Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Реале Дж.,Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.-СПб.,1996.

Философские идеи нашего времени //Философия:Учебник\Под ред.Губина В.Д.-М.,2004

Эрш Ж. Філасофскае здумленне. -Мн.,1996.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: