double arrow

ЧТО ДЕЛАТЬ? ВЫРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ИДЕАЛОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

БИЛЕТ 12

Роман Чернышевского при всей необычности, исключительности событий, человеческих судеб и характеров, описываемых в нем, теснейшим образом связан с общественной жизнью своего времени. Все в нем от жизни, клокочущей и бурлящей, полной ожидания революционного переворота и страстного желания готовить его.

В романе нашли свое выражение идеалы русских революционных демократов 50-60-х годов, их духовный мир, их нравственность, их личные отношения, их идеалы.

Разрыв Веры Павловны со своей семьей, помощь Лопухова, предложившего ей стать его женой, революционная пропагандистская деятельность студентов-медиков Лопухова и Кирсанова, создание швейной мастерской, поведение героев в личной жизни - все это имеет своим источником жизнь. Об этом, в частности, о создании артелей, о фиктивных браках в целях эмансипации женщины, свидетельствуют многочисленные воспоминания современников и исторические документы. И даже образ особенного человека Рахметова с его удивительной биографией, с его, казалось бы, неповторимым характером, загадочным поведением тоже воплотил в себе черты революционного подвижничества героев-подпольщиков.

Однако Чернышевский-романист не только черпал материал из жизни: сила его как художника состоит в том, что разрозненные факты, иногда еще только возникавшие в действительности, он обобщал и освещал своей глубокой, проницательной мыслью учеиого, политика и художника. Общественный подъем конца 50-х - начала 60-х годов помог ему дать ответ на важнейший вопрос эпохи: что делать, чтобы приблизить будущее, приблизить социализм - мир человечности, справедливости, высокой духовности? Этого ответа его соотечественники ждали давно. И Чернышевский дал его не как социалист-утопист, а как революционный демократ, видевший в революции единственный путь установления новых социальных отношений.

Три мира в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Троичность есть наиболее общая характеристика бытия.

П. Флоренский

Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит к тем произведениям, которые хочется и обязательно нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали, на которые с первого раза мог и не обратить внимания. Это происходит не только потому, что роман затрагивает многие философские и нравственно-этические проблемы, но и из-за сложной "трехмерной" структуры произведения.

С числом три мы в нашем мире сталкиваемся неоднократно: это основная категория жизни (рождение — allsoch.ru - 2001-2005 жизнь — смерть), мышления (идея — мысль — действие), времени (прошлое — настоящее — будущее). В христианстве тоже многое построено на троичности: триединство божественной троицы, управление земным миром (Бог — человек — Дьявол).

М. Булгаков был уверен, что троичность соответствует истине, поэтому можно заметить, что события в романе происходят в трех измерениях: в древнем "ершалаим-ском" мире, в современном писателю московском мире 30-х годов и в мире мистическом, фантастическом, потустороннем.

Вначале нам кажется, что эти три плана почти не соприкасаются. Казалось бы, какие отношения могут быть у современных москвичей с героями литературного романа с евангельской тематикой, а уж тем более — с самим Сатаной? Но очень скоро мы понимаем, насколько ошибались. Булгаков видит все по-своему и предлагает взглянуть на окружающую действительность (а не только на события романа) по-новому.

На самом деле мы являемся свидетелями постоянного взаимодействия, тесной взаимосвязи трех миров: творчества, обычной жизни и высших сил, или провидения. Происходящее в романе Мастера о древнем ершалаимском мире явственно перекликается с событиями современной Москвы. Эта перекличка не только внешняя, когда литературные герои "романа в романе" портретно и действиями похожи на москвичей (в Мастере проглядывают черты Иешуа Га-Ноцри, приятель Мастера Алоизий Могарыч напоминает Иуду, Левий Матвей при всей его преданности так же ограничен, как и поэт Иван Бездомный). Есть и более глубокое сходство, ведь в беседах Понтия Пилата с Га-Ноцри затрагиваются многие нравственные проблемы, вопросы истины, добра и зла, которые, как мы видим, не были до конца решены ни в Москве 30-х годов, ни даже сегодня — эти вопросы принадлежат к разряду "вечных".

Воланд со своей свитой — представители мира потустороннего, они наделены способностью читать в человеческих сердцах и душах, видеть глубинные взаимосвязи явлений, предсказывать будущее, и поэтому Булгаков наделяет их правом выступать в качестве человеческих судей. Воланд замечает, что внутренне люди мало изменились за последние тысячелетия: "Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Ну, легкомысленны... ну, что ж... в общем, напоминают прежних..." Трусость, алчность, невежество, духовная слабость, лицемерие — это далеко не полный перечень тех пороков, которые по-прежнему направляют и во многом определяют человеческую жизнь. Поэтому Воланд, наделенный особой властью, выступает не только в качестве карающей силы, наказывающей карьеристов, подхалимов, жадных и эгоистичных, но и награждает добрых, способных на самопожертвование, глубокую любовь, умеющих творить, создавая новые миры. И даже тех, кто, совершив зло, не прячется, как страус, головой в песок, а несет ответственность за свои поступки. Каждому воздается по заслугам, и очень многие в романе (причем большинство — к своему же несчастью) получают возможность исполнить свои желания. В финале романа все три мира, достаточно четко разграниченные в начйле, сливаются воедино. Это говорит о тесной и гармоничной взаимосвязи всех явлений и событий на свете. Человеку нужно научиться нести ответственность не только за свои действия, но и за эмоции, мысли, ведь идея, возникшая в чьей-то голове, может воплотиться в реальность даже на другом конце Земли.

Реальность и фантастика в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается одним из лучших его романов. Он является итогом жизни и творчества писателя, его наивысшей точкой, романом-судьбой, заветным романом. В нем автор выражает свой неординарный взгляд на жизненные ценности и на саму жизнь. Роман многогранен, все в нем то сливается воедино, то снова разделяется, образуя свой собственный мир добра и зла, грехов и праведничества, любви и ненависти, бытия и небытия, смерти и вечности…

Здесь философские, фантастические, бытовые и любовные мотивы загадочно переплетаются, врываются в реальность, и неизвестно, в какие тайны посвятит нас автор в этот раз, снова восклицающий: «За мной, мой читатель!» Пытаясь объяснить «загадки» «Мастера и Маргариты», критическая мысль обращается с аналогиями к творчеству Гоголя, что естественно, потому что Булгаков считал Николая Васильевича своим учителем. Но это не единственный писатель, который, по мнению критиков, повлиял

на творчество Михаила Афанасьевича. В отечественной литературе его предшественниками, помимо Гоголя, считаются Достоевский, Салтыков-Щедрин, А. Белый, Маяковский (как драматург), в зарубежной – прежде всего Гофман, немецкий романтик, воссоздавший мир как некую ирреальность. Едва ли найдется человек, утверждающий, что нашел все ключи к загадкам, таящимся в романе.

Многие критики исследовали «Мастера и Маргариту», но разночтений в толковании среди них даже больше, чем сходств. Потому что почти каждая нить повествования, каждый герой вызывают неоднозначную оценку читателей. А идейное содержание, по моему мнению, настолько глобально, что его трудно выразить словами. Каждый поймет роман по-своему и, возможно, найдет в нем ответы на те вопросы, которые его волнуют… «Мастер и Маргарита» и для самого Булгакова являлся трудной работой, которой он занимался до конца своих

ИСТОРИЯ О ПОНТИИ ПИЛАТЕ

Понтий Пилат2 — реальная историческая личность. Прокуратором Иудеи Понтий Пилат был в 26–36 гг. н.э. "Булгаковский Понтий Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст. Известно, что именно из-за непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста"3.

По средневековой германской легенде прокуратор был сыном короля-звездочета Ата и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в по ходе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели дочь мельника Пилу. Пилат получил имя от сложения их имен. Прозвище Золотое Копье прокуратор получил, очевидно, за меткий глаз и за любовь к золоту.


Сейчас читают про: