double arrow

Тема родины в творчестве А Ахматовой


Билет 10

Историко-философский смысл романа.

В конфликте Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе вызов современной цивилизации с ее идеей исторического прогресса. "И сама история,- говорит он,- только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они - тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание рухнуло, опять работать, гомозиться... Не остановятся ясные дни, бегут - и все течет жизнь, все течет, все ломка да ломка".

Обломов готов выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни, слитой с ритмами окружающей природы. Здесь герой Гончарова в чем-то предвосхищает мысли позднего Л. Н. Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к опрощению и к отказу от излишеств цивилизации.




К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из главных в её поэзии до этого всего потому, что Ахматова жила в совсем сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эру. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все тесты, осталась до конца верна собственной Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины изменяется в различные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию данной темы в поэзии Ахматовой.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-государственного бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения заполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер российских солдат. Типично, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова ощущает, что вся страна — это и Родина. В собственных стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

таковым образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины изменялось в поэзии Ахматовой. Поначалу Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли её детские и юношеские годы. Позже Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова соединяется с российским народом, чувствует себя его частью, считая собственной Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто российской земли.



В течение всей собственной жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением воспринимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно лишь на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела действия, которым не было равных».







Сейчас читают про: