Принцип единства изменчивости и неизменности

И. Бунин

Циклы структурной изменчивости

По аналогии с линейной изменчивостью у структурной изменчивости существуют циклы.

Если из череды состояний некоторой структурно сложной целостности выделить мыслью один из уровней структуры и мысленно понаблюдать за его переменами, то можно понять, что эти перемены по сути отражают линейную изменчивость.

А поскольку это так, то у перемен каждого уровня существует свой цикл. Циклы перемен каждого уровня в совокупности отражают цикличность структурной изменчивости. Словом, даже самая сложная по структуре целостность когда-то завершает свой «круг» перемен, возвращаясь к «началу».

Верным признаком завершения цикла структурной изменчивости является завершение многих процессов одновременно. Обычно это обстоятельство окрашено сильными переживаниями человеческой души. В этих обстоятельствах мы говорим чаще всего так: «Началась вторая жизнь».

Каждый живущий в сознании человек может вспомнить в своей жизни подобные моменты. Искусство, призванное пробудить человеческую душу сильными переживаниями в концентрированной форме, чаще всего построено вокруг подобных явлений. Можно вспомнить таких литературных героев как Жан Вальжан («Отверженные» В. Гюго), Овод («Овод» Войнич), Скарлет («Унесенные ветром» М. Митчел) и многих других, чьи жизни «повторялись» как бы заново. Ярким примером завершения циклов перемен является притча о блудном сыне, которая отзвучала во многих сердцах художников и поэтов:

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!»

«Жизнь может идти по своей линии, если в определенный момент испытывает какую-то глубокую перестройку». Это естественнонаучное наблюдение тесно связано с диалектическим свойством цикличности перемен. Завершение цикла перемен на всех структурных уровнях некоторой естественной целостности преобразует ее внешнюю форму. Новый цикл перемен развертывается в новом качестве.

Структурная изменчивость отражает принцип единства изменчивости и неизменности. Исследуя отношения между ритмами перемен некоторой структурно сложной целостности, можно сделать простое, но очень важное наблюдение: когда что-то изменяется, то что-то другое находится в покое.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

Задание

В последующих примерах найдите такие пары естественных взаимосвязанных факторов, которые соотносятся как «изменяющееся и неизменное». Определите, что проявляется как неизменное, и что изменяющееся в динамике свойства приведенных в качестве примеров известных процессов. При этом имейте в виду, что следует удержать сознание на ограниченном интервале перемен, поскольку на другом интервале неизменное и изменяющееся могут пленяться местами (по принципу ритмичности).

- Изменение деятельности в организации;

- Круговорот воды в природе;

- Форма и содержание жизни;

- Ощущение счастья;

- Ощущение свободы;

- Изменение представлений о реальности.

- При изменении деятельности в организации в некоторые период неизменным остается состав ее членов, а изменяющимся - их функции. В другой период - наоборот. Нельзя одновременно изменять функции (виды деятельности) и людей. А если и так, то что-то еще должно оставаться неизменным.

- Круговорот воды в природе происходит при неизменном количестве воды, но при переменах в ее состоянии: пар =>жидкость =>лед...

- Содержание жизни (то, что мы делаем, о чем думаем, что желаем...) - наиболее изменяющаяся часть, но при условии, что форма жизни (как мы это делаем) сохраняется. Сильно изменившееся содержание подталкивает к изменению форму: «так больше жить мы не хотим! Мы хотим жить иначе, чтобы делать то, что мы хотим делать!» Тогда меняется форма под застывшее на время содержание. «Формы имеют цену только как выражение внутренней жизни. Если они перестают выражать ее, разбивайте их без милосердия»

(Вивекананда)

- Обыкновенный человек чувствует счастье вместе с приливом новых желаний. При этом неизменным остается то, что он уже имеет. Совсем обыкновенный человек чувствует счастье вместе с удовлетворением желаний, то есть с прибавлением того, что он желал. При этом желание как поток - неизменно. (Не странно ли - чувствовать счастье присмерти надежды?). Другой человек чувствует счастье и душевный мир, когда освобождается от желаний, оставаясь в неизменно ясном сознании. «Тот обретает мир, в душу которого вливаются желания также, как в полноводный океан, сохраняющий неподвижность, вливаются реки, и не тот, кто желает желания»

(Бхагават Гита)

- Для обыкновенного человека свобода наступает тогда, когда он, оставаясь самим собой, то есть неизменным, может беспрепятственно изменять свой образ действий (переезжать, изменять профессию, фамилию, мужа иль жену, автомобиль, родину...). Совсем иначе у чаек. «Чайки, которые отвергают совершенство во имя путешествий, не улетают никуда... А те, кто отказывается от путешествий во имя совершенства, летают по всей вселенной как метеоры»

(Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливинастон»)

- По мере развития нашего сознания реальность открывается нам все в более полных представлениях. В этот период реальность - неизменное, а наши представления - изменяющееся. У некоторых наступает другой период, тогда в этой паре все происходит иначе. «Если идея не соответствует реальности, то изменять надо реальностью не идею»

(Махатма Ганди)

Диалектический принцип единства изменяющегося и неизменного можно было вывести не только из наблюдений за особенностями зеркальной изменчивости. Можно было просто дополнить один из компонентов этой пары до целого по принципу полярности. И все же в таком рассмотрении он становится более понятным: когда происходят частые перемены на одном уровне структуры естественного процесса, то на другом уровне перемены редкие. Отчего равновесие между неподвижным (строго говоря - якобы неподвижным) и подвижным сохраняется всегда. Остановки всего сразу природа не допускает ни в одном живом процессе.

Поэтому, в частности, справедлив немного угрюмо звучащий закон Мерфи: «Если у Вас все хорошо, то Вы чего-то не доглядели». Но справедливо и иное утверждение: «Если все плохо, значит, пора радоваться - скоро все придет в норму».

Задание

Найдите диалектическое обоснование заблуждения, положенного в основу двух близких по смыслу утверждений:

1. «Социализм «съел» время, поскольку пока он был, ничего не происходило» (из публичного выступления).

2. «Волк съел луну, поскольку пока он сидел, луна исчезла» (из домашнего словоупотребления).

Для объективной оценки событий не стоит забывать о том, что у каждого процесса свой ритм перемен. Поэтому нельзя «вырывать» из цикла перемен какой-то один ограниченный период, по которому судить о целой эпохе.

Можно сказать просто - если что-то неподвижно, то что-то изменяется. И это происходит не по принципу «причина - следствие» (неподвижное не является причиной подвижного), а по принципу единства неизменного и изменяющегося. Это «две большие разницы» «Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, тот - мудрый среди людей, тот благозвучен, даже когда совершает действия»

Выводы по второму разделу

1. Движение или, более общо, изменчивость как центральное понятие диалектики имеет особенные свойства. Устойчивое про явление этих свойств мы называем закономерностями изменчивости или диалектическим закономерностями изменчивости. Понимание этих закономерностей реальности и отражение их в сознании формирует наше мышление в правильном отношении, то есть в соответствии с реальностью. А поскольку люди - существа творческие и преобразующие, то есть надежда, что людьми, диалектически мыслящими, прекрасная и имеющая глубокое значение для воспитания души реальность не будет искажена.

2. Три наиболее важных свойства изменчивости - это зеркальность, инверсность и структурность. От них происходят другие важные свойства.

3. Зеркальная изменчивость проявляется как ряд этапов развития некоторого процесса на пути к некоему пределу возможных состояний, а 1зтем, после достижения этого предела, процесс развивается по тем же этапам, но в обратном порядке. Это свойство изменчивости побуждает мышление всякого живущего в сознании человека ожидать, искать в естественных процессах границы, предела, оттолкнувшись от которого. I тенденция изменений изменяется на противоположную. Такое мышление не попадет в заблуждение о том, что внешне устойчивое положение дел не дает повода для беспокойства. Оно «заметит», что, хотя заяц и продолжает бежать в лес, но в середине леса незаметно начинает бежать из леса, хотя бежит все туда же. То есть такое мышление не спутает зайца с его отражением.

4. Когда в ходе естественной эволюции состояния изменяются качественно, то есть изменяются на противоположные, а тенденции сохраняют направление, то мы наблюдаем полную (или подлинную) инверсию. Это другое свойство изменчивости. В этих ситуациях тенденции перемен еще максимальные, но после инверсии начинают незаметно ослабевать. Главное здесь существенно изменяются состояния. Мышление, распознающее такие перемены, воспринимает их как большие или маленькие революции. Они так же неизбежны, как и отражения. В эти периоды следует искать и находить настоящие силы перемен. Это ситуации, в которых «гадкие» утята становятся лебедями. Это рождения. Это смерти. С диалектической точки зрения рождение и смерть тождественны. Это так и не только с диалектической точки зрения, но и по сути - ведь то, что дает смысл жизни, дает и смысл смерти.

5. Всякую инверсию состояний естественного процесса (зеркальную или полную) можно рассматривать как своего рода отрицание. Две инверсии - это два отрицания. Теперь мы можем уточнить известный в философии диалектический закон «отрицания отрицания», выделяя в нем две «плоскости». Две зеркальных инверсии (то есть отрицание отрицания) возвращают тенденцию изменений к первоначальной, изменяя состояния, а две полных инверсии возвращают состояние к первоначальному, но изменяют тенденцию перемен на противоположную. То есть, если в ходе естественных перемен некоторый процесс возвращается в свое прежнее состояние, то при этом радикально изменяется тенденция перемен. Говоря обыденным языком, если здесь так, то в другом месте - иначе. Стало быть, и эта особенность фундаментального диалектического закона торжественно утверждает принцип полярности (или двойственности) проявленного мира.

6. При глубоком изучении природы перемен можно обнаружить, что изменение свойств любой естественной целостности осуществляется как изменение состояний элементов ее структуры. Изменение такого рода мы называем структурной изменчивостью. Отражение в мышлении этой диалектической закономерности побуждает его к тому, что чтобы стремиться понять структуру объекта своего внимания и искать результат совместного проявления изменчивости ее элементов. Это позволит понять явление, s не попасть в иллюзию «закономерностей фактов».

Например, факты могут говорить о том, что завтра настроение будет лучше, чем сегодня, потому что сегодня было лучше, чем вчера. По законам статистики (науки о взаимосвязи фактов, то есть иллюзий) экстраполяция тенденции (?) таких перемен обязательно приведет к хорошему завтра.

На самом деле надо наблюдать за тенденциями в переменах некоей структуры этого настроения, за тенденциями в причинах перемен фактов.

Тогда станет понятно почему, например, наступившее завтра оказалось иным.

У структурной изменчивости есть особенности. Так, частые перемены на одном уровне структуры естественного процесса происходят при редких переменах на другом уровне. От этого человеческое мышление воспринимает одни процессы как неподвижные, а другие - как подвижные, хотя ничто в природе не останавливается. Равновесие между малоподвижным и быстро изменяющимся сохраняется всегда.

Отражение в мышлении закономерностей структурной изменчивости может объяснить многие случайности из взаимодействия вполне «неслучайных» ритмов перемен.

Все три вида изменчивости (зеркальная, инверсная, структурная) во взаимном проявлении порождают ряд важных для диалектики следствий

7. Благодаря чередованию зеркальной и инверсной изменчивости возникают ритмы. Ритмы перемен фундаментальный принцип изменчивости. Любой естественный процесс существует как последовательность ритмов с определенными периодами. Стало быть, любой начавшийся процесс должен совершить «волну» изменений, период, прежде чем прекратиться или перейти в иную плоскость развития.

Полезно иметь в виду, что каждому естественному процессу можно сопоставить другой ритмический процесс, в котором отражается уместность или неуместность его состояний с точки зрения гармонии, причем ритм этого процесса смещен относительного самого процесса. Из фундаментального свойства асимметричности проявленного мира можно легко понять, что этот «другой» процесс в своих ритмах зеркально асимметричен первому процессу. Там, где в первом процессе полная инверсия, там во втором - зеркальная. Весьма любопытное свойство живого мира!

8. Изменения естественных процессов цикличны. Циклична динамика перемен состояний, а не сами состояния естественных процессов. Повторяются периоды перемен, то есть всякий очередной период или группа периодов изменений разворачиваются точно так же, как предыдущие. Наблюдательному исследователю жизни знание об этой диалектической закономерности может объяснить, например, что периодическое возвращение к нему нерешенных им когда-то задач это нормально - надо развязывать жизненные «узлы». Отсюда понятно, что сделанное когда-то добро возвращается к тебе добром, а зло - злом. Все-таки «все возвращается...»

9. В неизбежном чередовании перемен существуют такие разветвления, которые для нас проявляются как варианты развития событий. Природа создала разнообразие в вариантах развития процессов. Процессы могут естественно развиваться по разным вариантам, когда завершены некоторые периоды изменчивости. Завершенность периода - основной «повод» для появления вариантов развития процессов. Начало «ветвления» процесса скрыто от наблюдателя. Но сделанный в этот период выбор пути развития событий далее приводит к неизбежным следствиям. Выбор «запускает» силы перемен по определенному руслу.

По этой диалектической закономерности предопределенность и "свобода выбора" дополняют друг друга, продолжаются друг в друге, переходят друг в друга, создавая возможности для развития человека и его сознания.

Деловому человеку, укрепившемуся сознанием в действительности этих диалектических закономерностей, пора потребовать объяснения,их практическому использованию. Переворачивайте страницу вперед.

Размышляющему человеку, усомнившемуся в рассуждениях о диалектике, пора еще раз погрузиться в думы. Переворачивайте страницы назад.

Для математиков от жизни - производная от функции перемен меняет знак.

Производная от перемен «математиков» здесь максимальна.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: