БИЛЕТ 16
Философия войны в романе "Война и мир"
В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир»находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова…
Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков.Интересно узнать, каково же отношение Толстого к войне? По мнению Льва Николаевича, «война – это забава праздных и легкомысленных людей», а сам роман «Война и мир» – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев.
Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о «своем Тулоне» (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».
Стремление Наполеона к мировому господству и привело к русско-австро-французской войне 1805 года между коалицией европейских держав и Францией. На самом деле эта война началась значительно раньше, в 1799 году, только эту войну еще никто не воспринимал всерьез, но тем не менее она началась в 1805 году.
А началась она тем, что французский император Бонапарт объявил войну Австрийской империи. Россия, верная своему союзническому долгу, также объявила войну Франции. Но военные действия велись только на территории Австрии. Первой крупной трагедией этой войны стало поражение австрийской армии под Ульмом. Потеря восьмидесятитысячной армии генерала Мака явилась началом в длинной цепи неудач, преследующих союзную армию на протяжении всей этой войны. Русская армия, находившаяся до этого времени в резерве, должна была заменить австрийскую армию. Союзное командование торопило Кутузова с выходом армии, но Кутузов знал, что русская армия еще не готова к военным действиям. Об этом можно судить на примере приходящих из России войск, но время торопило с решением этого вопроса. Русская армия вынуждена была отступать, часто ведя оборонительные бои.
Наполеон в этой войне показал себя как отличный полководец. Ясно сознавая, что союзников легче разбить поодиночке, Наполеон старается окружить русскую армию, но тут он встречается с талантом Кутузова, который сумел вывести свои войска из окружения, при этом французы потерпели поражение. Заключительным аккордом этой войны явилось Аустерлицкое сражение. Возле австрийского городка Аустерлиц в боевом порыве столкнулись семидесятитысячная армия французов и восьмидесятишеститысячная русско-австрийская армия. Союзная армия имела численный перевес в солдатах, и поэтому у нее были все шансы на успех, но из-за неудачного плана генерала Вейротера Аустерлицкое сражение было проиграно. Кутузов понимал, в чем ошибка генерала, и пытался доказать свою правду, но с его мнением не посчитались.
Здесь также показал свое умение воевать Бонапарт, правильно расценив обстановку, Бонапарт начал сражение первым. Сражение началось перед рассветом. На колонны русских и австрийских войск обрушился град ядер, бомб и гранат. К вечеру, потеряв на поле тысячи солдат убитыми, союзная армия начала отступать. Потери были огромными. Все прилегающие поля были полны убитыми и ранеными. Раненые сползались в кучи, и оттуда слышались стоны. На пути отступающих была одна переправа — узкая плотина, по которой нужно было переправиться. Естественно, что там образовалась пробка, вот как описывает это место Толстой: “На узкой плотине между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми. Каждые десять секунд, нагнетая воздухе, шлепало ядро или разрывалась граната в середине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко”. Картина была ужасной, ничто не могло остановить бесполезную бойню, сражение было проиграно с большими потерями, и в результате Австрия вышла из войны и был подписан мир, коалиция распалась.
Мир восстановился, но ненадолго. Жажда новых завоеваний гнала Наполеона к новой войне. И она началась летом 1812 года. Более чем шестисоттысячная армия французов мощной волной покатилась по русской земле. Русская армия, значительно уступавшая французам, вынуждена была отступать. Это вынужденное отступление не могло продолжаться бесконечно, и в конце концов было решено дать сражение на Бородинском поле. Обе стороны успешно готовились к нему, и ничто не могло остановить ни русскую, ни французскую армию. Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении ни вследствие приказания Наполеона, а по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки — голодные, оборванные и измученные походом, — в виду армии, загораживающей от них Москву, чувствовали, что “вино откупорено, и его надо выпить”. Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Утро Бородинского сражения двадцать шестого августа началось с артиллерийского обстрела, а затем в атаку пошли французские полки. Все поле покрыло дымом от разорвавшихся снарядов, в воздухе чувствовался резкий запах гари и пороха, слышался неумолкаемый свист летящих ядер. Сотни орудий стреляли по противнику, повинуясь приказу, и мало кто задумывался, какую смерть они несут, но что поделать — идет война. К полудню сражение окончилось. Несмотря на большие потери, каждый из противников считал победу своей. В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более пятидесяти тысяч человек, не достигли поставленных целей, а русская армия, потеряв сорок четыре тысячи человек, сумела сохранить свои основные силы и отступила за Москву. Французская армия была смертельно ранена в Бородинском сражении, и по инерции своего движения вкатилась в оставленную Москву. Как только она вошла в опустевшую Москву, это была уже не армия, а толпа мародеров, которая в дикой злобе уничтожала все, что находилось на ее пути.
С началом войны в западной части страны разгорается партизанская война. Страх перед неизвест ностью гнал людей из своих мест, заставлял уничтожать все добро. Крестьяне собирались в партизанские отряды и шли “ловить” французов. Нападая на мелкие отряды французов, крестьяне наносили французской армии громадный урон. Армия, не получавшая ни подкреплений, ни провианта, ни фуража, была обречена на гибель, она таяла не по дням, а по часам. “Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека” и всего русского народа, породило партизанскую войну. Одного из партизан Толстой рисует более крупным планом. Это “самый полезный и храбрый человек” в отряде Денисова— Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощен дух народа — истинная находчивость и удаль русского крестьянства. Тихон русский крестьянин, вооруженный всего лишь мушкетом и топором, вскоре стал опасным врагом для французов. Предпочитая ходить на вылазку в одиночку, Тихон в редких случаях возвращается без пленного. Таких примеров можно приводить великое множество: в час беды, когда на землю вступила нога завоевателя, простой люд поднялся на защиту Отечества всего лишь с одним желанием: изгнать врага. По завоеванной земле “гуляли” партизанские отряды Дорохова, Долохова, Фигнера, Сеславина, Денисова, приближая тем самым конец “великой армии”.
2). Авторская песня
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами.