Фридрих Энгельс (немецкий философ-материалист, 19 век) определил основной вопрос философии сле-
дующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Философы разделились на два лагеря сообразно тому, как отвечали на этот вопрос. Те, кто утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь.
Материализм - направление в философии, сторонники которого считали, что материя первична по отношению к сознанию и она является изначальным источником всех вещей. Материя существует реально, независимо от сознания, является самостоятельной субстанцией; сознание - это свойство организованной материи. Материализм в доказательстве своих доктрин всегда опирался на достижения точных наук и логику, но не мог объяснить сущность сознания и явления окружающего мира.
Энгельс использовал термин «отношение мышления к бытию», разделяя традиции немецкой классической философии. Хотя ряд синонимичных с ним понятий, например, «отношение сознания и материи», «субъекта и объекта», по своей сути передают содержание и структуру основного вопроса философии.
|
|
Как правило, в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая говорит о том, что является первичным, дух или природа (Что певично, а что вторично?). Гносеология поднимает вопрос о познаваемости мира нашим мышлением, можем ли мы в наших представлениях и понятиях составить верное отражение действительности - вопрос о тождестве мышления (Познаваем ли мир?)
Вопрос об отношении мышления к бытию возвышается над всей философской проблематикой т.к. его решение (ответ) оказывaeт влияние на деление философии на два лагеря и разделяет эту науку по принадлежности к ряду дисциплин.
Наряду с главными полярными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют компромиссные течения - дуализм и деизм.
Основной вопрос философии выявляет основание для разграничения идеализма и материализма. Сам факт размышления над проблемой соотношения мышления и бытия позволяет отличить философские науки от прочих наук. Koгда философия анализирует, как соотносится мышление человека и его бытие, она выделяет многообразие оттенков этого взаимодействия. Взаимоотображение в системе «человек - мир», «мышление - бытие» может быть представлено гносеологическими, аксеологическими, эстетическими и прочими отношениями.
Предмет философии на протяжении всего периода ее развития непрерывно изменялся, а основной вопрос оставался неизменным. Это суть вопроса о соотношении основного вопроса и предмета философии.
|
|
Проблематика философии, понимаемая как ее предметность, изменялась на протяжении всего исторического периода развития. В совокупности философских дисциплин: онтологии, гносеологии, логики и этики, - каждая из них имеет свой специфический предмет, и вместе они составляют структуру философского знания. Поэтому определить, предмет философии можно, лишь оперируя абстракциями высокой степени общности.
Однако философы утверждают, что деление между двумя направлениями в философии - на материализм и идеализм - не означает абсолютного противоречия между ними. Наоборот, материализм и идеализм - это взаимосвязанные стороны одного процесса развития философского знания.
С решением основной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и др. В каждом разделе философии есть свой цeнтральный вопрос и своя ведущая проблема, например, для антропологии - что есть человек и каково его место в окружающем мире, для этики - вопрос о природе и происхождении морали, о добре и зле.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философии, основной вопрос не нашел достоверного решения и является извечной проблемой.