Древнеиндийская философия

В первых священных книгах Индии - Ведах - наряду с религиозными идеями, излагались представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуру­ши), целостности духовной субстанции (Брахмана), инди­видуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бес­смертие, согласно закону воздаяния - Карма). Веды созда­вались племенами арийцев, которые пришли в Индию в 16 в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджу­веда, Атхарведа. Они содержали священное писание, описанне ритуалов, философские комментарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э.

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в известных поэмах Древней Индии - эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». Они ознаменовали эпический период древне­индиийской философии 6-2 вв. до н.э. Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э..наступает эра сутр (краткие философские трактаты, в которых рассматривались отдельные проблемы).

Учение о бытии и небытии древнеиндийской филосо­фии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небы­тие не зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и умирает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы. Весь ход истории - это чередова­ние жизни Бога и Абсолютного небытия. При каждом но­вом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.

Характерной особенностью древнеиндийского учения о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром Iпредметов и явлении. В отличие от европейской филосо­фии, признающей только материальное сознание, индийская философия подразделила его нa три вида: «практити» - ма­териальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первич­ная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), «майя» - сознание миражей и сновидений.

Характерными учениями индийской философии явля­ются:

- атман и манас - учение о душе;

- сансapa - философское учение о вечности души и ее земном пути;

- карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и

нравственном развитии души - мокши;

- мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, которого необходимо добиваться в земной

жизни;

- ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубие­ние и непричинение зла всему окружающему.

После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель – Сиддхартха Гаутама (560-483 гг. до н.э.), в последствии был назван Будда («просветленный»).

Согласно его учению, все в мире «преходящее», не име­ет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скор­би (неудовлетворенности). Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (драхма).

Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании.

Моральные поступки ведут к очищению, совершающе­муся путем прохождения через отдельные ступени: позна­ние и стремление к жизни ведет к освобождению.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана -Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: