Человек в учениях Софистов и Сократа

Софисты - учителя мудрости (философская школа в древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы - педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью «софизмов» - логиче­ских приемов, уловок. Софисты разделялись по группам - ­были старшие софисты и младшие. Их отличало:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление к логике и практике в процессе познания;

- неприятие опыта прошлых цивилизаций;

- отрицание cтарыx норм, законов и привычек, не дока­занных современным знанием,

- субъективизм в оценках и суждениях.

Главной заслугой софистов является их критика окру­жающей действительности, а также просветительский ха­рактер их деятельности среди граждан греческих полисов.

Первыми, кто обратился к проблеме человека, были со­фисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывае истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив.

В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие искалось вне человека. На первый план выходит проблема отношения человека к миру, их постоянное соотнесение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и относительность человече­ского познания).

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не при­знавал в рассуждениях его учителей засилье относительно­го, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софистов в понимании общего.

Сократ не оставил в наследие философских произведе­ний, но вошел в историю как непревзойденный полемист, оратор, философ и мудрец. Значителен его вклад в просве­тительскую деятельность: ведя свои диспуты среди просто­го народа, он затрагивал и пытался дать ответы на злобо­дневные темы того времен, не потерявшие актуальности и по сей день: добро и зло, любовь, счастье, честь, и т.д.

Сократ выработал и применял метод «майевтики», бла­годаря которому с помощью логических приемов и наводя­щих вопросов он подводил собеседника к самостоятельному нахождению истины. Метод широко применяется в совре­менном образовании. Его философия основана на нравст­венности. Нравственное можно познать и усвоить, а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями. Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном. Сократ разрабатывает диалектику, которая поможет приобрести людям знания. Диалектика состоит из иронии (спор, диалог) и майевтики (рождение мысли).

Сократ совершил коренной переворот в философии. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична челове­ку, он по-другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека. Вместо физики он на первое место выводит этику. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее и разумное.

Человека от других живых существ отличает наличие души. Душа - это способность человека осознавать, прояв­пять мыслительную активность, быть совестливым и мо­ральным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимался телес­ными упражнениями, а еще больше душевными. Без по­следних нельзя воспитать в себе добродетели, среди кото­рых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: