Материя и сознание. Теория отражения

В древности философы разделили бытие на два основ­ных типа: материальное и идеальное. Проблема идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает со­временная наука. При этом она опирается на выводы клас­сики о специфике идеального бытия, его соотношении с бы­тием материальным. Впервые Платон обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная философия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал - духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь воз­вращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух реальностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тождественны им по своим свойствам. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Точка зрения идеалистов - идеаль­ное представляет собой качественно иной вид реальности. Существует «мир идей», который независим от нашего соз­нания и первичен по отношению к «миру вещей». Филосо­фы-идеалисты считают безосновательным мнение о тожде­стве материального и идеального. Они утверждают, что ду­ховное существует в виде особого мира идей, основу кото­рого составляет сумма наиболее общих понятий, универса­лий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного со­вершеннее материального и способно его порождать.

В современной философии широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания известное как теория отражения. Она дает обоснованный ответ на во­прос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отра­жение - одно из универсальных свойств материи, оно при­суще как неживой, так и живой природе. Человеческое соз­нание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму от­ражения. Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других материальных объек­тов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отражения присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимодействия на разных уров­нях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде ме­ханических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи прояв­ляются более высокие формы взаимодействия живых орга­низмов. Биологическое отражение свойственно только живым организмам. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и не­живую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое от­ражение.

На социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональ­ные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодей­ствия материальных систем.

Теория материалистического объяснения происхожде­ния сознания подвергается сомнению философов. Наи­большую поддержку находит представление о том, что бы­тие изначально возникло сразу в двух формах, материаль­ной и идеальной. Проблема соотношения материального и Iидеального восходит к античным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистиче­ское объяснение происхождения сознания не является полностью доказанным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: