double arrow

Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров и Павел Кирсанов

Билет 32

Анализ поэмы "Анна Снегина" Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по пповоду дальнейшей судьбы послереволбционной России. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в Родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года. Вскользь он замечает: "Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне", давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина кажется идеальной: "...Дворы у нас крыты железом, У каждого сад и гумно. У каждого крашены ставни, По праздникам мысо и квас.

" Но идеальная картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревни Криуши, где " житье...было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезжаных кляч". Главный среди криушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с радовцами, убивает их председателя. Возница говорит: "С тех пор у нас неуряд, Скатилась со счастья важжа. Почти что три года к ряду У нас то падеж, то пожар." Сасому лирическому герою близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини всремя - она получает и звестие о гибели мужа.

Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. Прон - человек бесшабашный, но выступающий за интересы народа крестьян. После первого революционного переворота он обещает:" Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе". Но во время гражданской войны он гибнет, на его место приходит его же родной брат Лабутя. Самым важным для понимания этого героя является то, что во время расстрела большевиками его брата Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его.

Поэт ощущает, что во время революции уцелели именно такие Лабути. Остались в живых трусы, а не грубые, но смелые люди. Волнует и то, что именно такие перрсонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве государства. Есенин понимал, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В новой России, привратившейся в нищие Криуши, для красоты нет места.

Но слишком уж различны эти герои, и автор не может не «столкнуть» их. Столкновение эстетических и социальных позиций Базарова и Павла Петровича составляет содержание шестой главы романа. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — утверждает молодой нигилист. Базаров не признает искусства. Он высмеивает и страсть Николая Петровича к игре на виолончели, и привязанность к Пушкину. Для Тургенева-романиста важным является и отношение Евгения Базарова к природе. Борясь с преклонением перед природой «романтиков», Базаров противопоставляет им подход естествоиспытателя: «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Взгляд Базарова односторонен.

Утилитаризм в восприятии искусства и природы чужд не только Павлу Петровичу и Николаю Петровичу, но и Аркадию. Сам Тургенев в этом важном вопросе целиком на стороне «отцов». Его позицию доказывают и роль пейзажа в произведении, и описание одинокой могилы Базарова, и игра на виолончели Николая Петровича, и последние слова произведения о «жизни бесконечной».

Споры об искусстве, о природе, об аристократизме, о «принси-пах», русском народе играют важную роль в романе, поскольку выявляют позиции не просто отдельных личностей, а разных поколений — старого и нового. Как уже говорилось, касательно двух первых предметов автор согласен с Павлом Петровичем, но по поводу остального так сказать нельзя. Например, Кирсанов гордится собственным аристократизмом, именно аристократию считает прогрессивным слоем общества. Он говорит: «Аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Ответ Базарова точен и глубок: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Нет надобности говорить, что Базаров выступает не против «прогресса», а против пустословия, праздной бездеятельности Павла Петровича и ему подобных.

Писарев проницательно отмечал: «Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он живет бобылем и умрет бобылем, и притом бесполезным бобылем, умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинские силы, некого полюбить крепкою любовью».

Базаров не оставил после себя учеников, не изменил окружающий мир. Какой же смысл имела судьба героя? Ответ заключается, на мой взгляд, в философском финале романа «Отцы и дети». Слова о «вечном примирении и о жизни бесконечной» говорят нам о том, что через Базарова воскрешается сама жизнь. А что до Павла Петровича — Тургенев «оставляет» его за границей, тем самым определяя его суть — не такие люди нужны России.

2) Ф.М. Достоевского, его религиозно-этических убеждений, было невозможно из-за идеологической цензуры, то в настоящее время перед исследователями творчества писателя стоит иная проблема: рассматривать художественное наследие Ф.М. Достоевского, оставаясь в рамках действительно православной аксиологии. Однако после семидесятилетнего отрыва от православно-христианской культуры это не всегда представляется возможным. Поэтому и возникает необходимость обращения к работам религиозных философов конца XIX - начала XX веков, которые рефлексировали (хотя и не все) в пределах именно православной аксиологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: