Религиозно-философские проблемы школы физиса

От школы «физиса» условно объединяется целый ряд учений и направлений античности: натурфилософия ионийской школы, пифагорейство, учение Анаксагора Афинского «о четырех корнях вещей», учение Эмпедокла.

Основная тенденция от вещественных основ космоса к божественной сущности, т.е. философы школы «физиса» привносили в философию все больше метафизического содержания, что по нашему мнению, говорит о насыщении философского учения религиозными идеями.

Следуя историческому анализу, рассмотрим наиболее крупные из этих направлений.

Ионийская натурфилософия учила о первооснове, т.е. «архэ» космоса. Иными словами задавался вопрос: благодаря каким основаниям мир упорядочен? что послужило началом упорядочения мира? Представители ионийской школы давали целый ряд вариаций при решении данной проблемы. Фалес Милетский учил, что «архэ» это вода, Анаксимандр - «апейрон», т.е. беспредельное, Анаксимен – воздух. Следует понять и разъяснить что «вода» и «воздух» здесь существенно отличнаются от природных компонентов и тем не менее имеют к ним отношение. «Питание всех существ влажно» - Фалес. В то же время. он не различает течение воды и течение мысли. Общей тенденцией натурфилософов ионийской школы является движение от политеизма к пантеизму. Здесь следует понять, что указывается такое нечто, что объединяет всех богов. «Апейрон» у Анаксимандра – бесконечный и не определенный физис, из которого проистекают все вещи. Здесь говорится о том, что нет предела тому, что существует, если оно и существует. Предел указывают свойства существующего. У Анаксимандра прослеживается идея бессмертия не только человека, но и все, что есть в мире. Анаксимандр полагал, что несовершенство в вечности переходит в совершенство и ничто не исчезает. Известно изречение Анаксимандра: там, где вещи получают свое рождение, там же находят и разрешение, сообразно необходимости; взаимообразно платят дань несправедливости, по вине своей в порядке времени». Здесь прослеживается мысль о том, что первооснова мира не чужда нравственности.

Анаксимен прямо указывает, что воздух является первоосновой мира, понимается как «пневма» (дыхание), от чего возникает слово дух. «Воздух – то что ближе к бестелесному. И мы рождаемся благодаря его влиянию», значит, он бесконечен и щедр чтобы никогда не убывать». следовательно. бестелесное является началом всего телесного. Воздух получает божественный статус, потому что все боги происходят из воздуха, а по тому они не являются богами в полном смысле слова.

Пифагор видел в числах начало всех вещей, причем больше чем в огне, воде и земле. Он полагал, что в начале всего – единицы, из которых состоят все числа. что символизирует единство мира. поэтому в числе заложен первый и исходный порядок мира. Все в мире возникает согласно числу, но не из числа. Отсюда идея Пифагора о том, что боги числам не подвластны, проводится идея божественного всемогущества. Человек не может уйти из мира без бога, но философия может помочь в достижении бога. Можно сказать, что Пифагор во многом отождествляет философию и религию.

Анаксагор впервые вводит категорию «нус», отличая его от категории «физис», т.е. природы. В этой идее заложен потенциал преодоления мира в боге и через бога.

Учение о «четырех корнях вещей» Эмпедокла и Анаксагора лишь иллюстрирует тезис о вне природности божества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: