double arrow

Общественно-литературное движение 1800-1830гг


Вопросы к экзамену по дисциплине «Русская литература 1920-1950-х годов».

1. Особенности развития русской литературы 1920- сер.1950 годов: "два потока" литературы, единый творческий метод, ССП, политический контроль над словом, формализм, "оттепель".

2. Литературные группы и объединения: Пролеткульт, Леф, "Серапионы", "Перевал", РАПП, "неокрестьянские писатели" и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

3. Особенности развития реализма и модернизма( символисты, акмеисты, футуристы, имаженисты, ОБЕРИУ) в литературе 1920-х годов. Литературная политика партии в 1920-1930 годы.

4. Тематическое и жанровое своеобразие прозы 20-50-х годов: о революции и войне, философ., научно-фантастич., истор. проза, сатира, "производственный роман" и "роман воспитания", проза о войне.

5. Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Соцреализм и творчество Д.Бедного, А.Жарова, Н.Островского, А.Фадеева и др.

6. Тема революции и гражданской войны в творчестве Б.Пильняка. "Голодный год" - первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение романной целостности. Стиль книги.




7. Становление советской власти, ее двойное освещение: А.Серафимович "Железный поток", Д. Фурманов "Чапаев", Л.Сейфуллина "Перегной", Вл. Зазубрин "Щепка", "Два мира"(2 текста)

8. Концепция нового мира и нового человека в литературе 20-30-х годов. Проблема воспитания героического характера в романе Н. Островского "Как закалялась сталь".

9. "Конармия" И.Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Рассказчик и его место в цикле. Межновеллистические связи и проблема авторской позиции.

10. Социальная обусловленность возникновения в 1920-х годах утопии и антиутопии, их философия, условность. Антиутопия Я.Окунева "Грядущий мир" и утопия А.Богданова "Красная звезда".

11. Антиутопия Замятина "Мы": философская проблематика, дневниковая форма, образы главных героев. Судьба романа "Мы", его влияние на развитие антиутопии в мире (Хаксли, Оруэлла и др.)

12. Тема любви в романе Е.Замятина "Мы"

13. Антиутопия А.Платонова "Чевенгур": конкретно-историческая и философская проблематика, саркастическое изображение преобразований во имя абстрактной идеи будущего. Образ ребенка в творчестве.

14. Утопия нового человека и земного рая в "Котловане". Название. Люди и животные. Смерть и воскрешение. Язык и стиль: избыточность лексики, неправильность словоупотребления, ирония и сатира и т.п.

15.Коллективизация в "бедняцкой хронике" Платонова "Впрок". "Запретительная" компания по отношению у писателю в советской печати конца 1920-начала 1930-х годов.



16. Романт. отношение Грина к идеалам революции, его оппозиция крушению гуманизма. Нравственно-фолософ. проблем.: "Алые паруса", "Блистающий мир", "Бегущая по волнам", "Дорога никуда"(1)

17. Научно-фантастическая проза 20-х г. "Аэлита", "Гиперболоид..."А.Толстого, "Голова профессора...","Человек-амфибия" А.Беляева, "Плутония", "Земля Санникова" В.Обручева(ан.1)

18. Сатирические романы И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", "Золотой теленок". Объекты сатиры: мещанство, жадность, пошлость, бюррократизм, протекционизм.

19. Жизнь и творчество М.Зощенко. Первая книга писателя "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова". Проблема сознания человека. Обращение к форме сказа.

20. Расцвет творческого мастерства Зощенко во 2 пол. 20-х г. Мир нового человека: "Счастье", "Воры", "Нервные люди" и др. Объект сатиры Зощенко в критике 20-30-х годов и современной.

21. Проблема историзма и правды, народности и гуманизма в наследии Шолохова. Концепция гражд. войны в "Донских рассказах", их место в новеллистике 20-х годов, полемический характер.

22. Роман Шолохова «Тихий Дон»: историческая судьба донского казачества на переломных этапах жизни народа. Григорий Мелехов, истоки его трагедии. Любовные линии романа.

23. Люди и природа в «Тихом Доне». Войны и революции- вмешательство исторического времени в круговорот природы. Эпиграфы и название. Споры об авторстве.



24. Творческая история романа Шолохова «Поднятая целина». Система образов, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды.

25. Мир природа в романе Шохолова «Поднятая целина».

26. Литература русского зарубежья. Центры рассеяния. Литературные кружки. Старшее и младшее поколения. Христианские мотивы в эмигрантском творчестве Б.Зайцева( «Преподобный Сергий Радонежский»)

27. Русское зарубежье 30-х годов: воспоминания о России и ее ценностях. Жанры: автобиография, дневник, литературоведческие работы В.Ходасевича, З.Гиппиус, М.Цветаевой, И.Бунина.

28. Жизнь и творчество М.Цветаевой в современном литературоведении.

29. Жизненный путь и творческая судьба В.Набокова. Тема России в романе «Машенька»; два пространства в книге: мир героя и мир его воспоминаний.

30. «Защита Лужина» Набокова как художественное выражение мировоззренческих и эстетических принципов: тема двух реальностей, предметная точность, обобщающая символика и метафоры.

31. «Приглашение на казнь» Набокова- антиутопия. Сюжет, двойное время, система персонажей, судьба личности в мире, обезличивающем «маленького человека». Интерпретации. Достоевский.

32. Творчество А.Ахматовой в 20-60-е годы. Трагический пафос, тема поэта и власти( сб.»Из шести книг»). Обращение к пушкинской теме. Тема родины в цикле «Ветер войны». Завершение творческих замыслов (сб. «Северные элегии», «Бег времени»). «Сплав миров» в «Поэме без героя».

33. Поэма цикла «Реквием», творческая история, время публикации. Трагическое постижение народного горя. Тема памяти и мотивов «окаменения». Образ Матери. Общественное и худ. Значение.

34. «Векторная» концепция истории : Форш «Одеты камнем», «Радищев», Тынянов «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», Чапыгин «Разин Степан», Шишков «Емельян Пугачев», Ян «Батый(1)

35. «Петр Первый» Толстого: особенности замысла( «вхождение в историю через современность, воспринимаемую по-марксистски»). Эпоха и Петр. Образ народа. Быт, колорит эпохи. Язык.

36. Трилогия «Хождение по мукам»: история замысла и его воплощение. Тема- Россия, интеллигенция, революция. Образная система и ее развитие.

37. Политика в повести «Хлеб» А.Толстого.

38. Социально-философские романы Леонова ( «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Пирамида»). Экология, наука, искусство, вселенная, сбережение духовных ценностей народа.

39. «Русский лес». Тема исторических судеб народа, науки, культуры. «Многослойное» построение, психологический портрет, реалистическая деталь и символика. Полемика вокруг романа.

40. Творческий путь Пришвина. «Жень-шень» - повесть о смысле жизни человека. Этапы внутренней эволюции героя. Соотношение животного мира и мира людей. Образ-символ повести.

41. Человек, природа, творчество в лироко-философ. миниатюрах Пришвина. («Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки») . «Соборный» герой против эгоцентризма «частичного» человека.

42. Творческий путь Пастернака. Лирика – выражение духовного родства человека и природы, проблема смысла жизни и назначения человека. «Сестра моя – жизнь», «Второе рождение» и др.

43. Роман «Доктор Живаго». История создания, полемика. Концепция личности. Женские образы. «Внутренние» метафоры. «Текст в тексте». Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.

44. Сатирические повести Булгакова: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Реальное и фантастическое. Развитие традиций Н.В. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф.Достоевского.

45. Булгаков-драматург. «Дни Турбиных»: мотив трагедии белого движения. «Бег»: проблема выбора и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания пьесы.(1)

46. Нравственно-философская проблематика романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость композиции; прием «роман в романе»; жанр. Образ Мастера. Судьба Иешуа. Смысл финала.

47. Булгаков и современность.

48. Развитие драматургии советского периода: тенденциозная и гуманистическая пьесы.

49. Сатирическая поэзия Маяковского: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др. Сатирическое и трагическое в пьесах «Клоп», «Баня», полемика вокруг них.

50. Творчество Маяковского в 20-е годы. Тема революции в поэме «Владимир Ильич Ленин».

51. Поэма Маяковского «Хорошо!». Культ молодости страны-подростка СССР.

52. Маяковский: оценка собственного творческого пути в поэме «Во весь голос». Трагедия поэта. Творчество поэта в оценках критики и литературоведения( А.Михайлов, Ю.Кабичесвский).

53. Трагическая трактовка образа крестьянской России, его художественное раскрытие в лирике Есенина 20-х годов. Тема противостояния города и деревни. Миф о голубой веселой стране.

54. Триптих Есенина о Руси: «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая». Мотивы лирики: «все принимаю», изгойство, отверженность, покаяние.

55. «Анна Снегина» Есенина. Лирическое и эпическое. Импрессионизм в решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Есенин и современность.

56. Художественная индивидуальность и проблема творческого метода Есенина( по выбору)

57. Лирика в годы Великой Отечественной войны. Мотив родины, народа, природы, истории в произведениях К.Симонова, М.Исаковского, А.Твардовского, М. Светлова, С.Орлова и др.

58. Творчество К.Симонова

59. Прозаические произведения 40-50-х годов. Принципы патриотизма, героизма и народности в освещении Великой Отечественной войны в книгах А.Фадеева, Б.Полевого, К.Воробьева и др.

60. Творчества А, Фадеева. Роман «Молодая гвардия»

1800-1830 годы русской лит-ры – золотой век. Это лирическая эпоха, эпоха романтизма. В центре лит-ры – личность. Это нерационалистическая концепция личности, не усреднённая картина мира. Определяющие качества концепции личности: энциклопедизм, универсализм, чувство индивидуальности. В центре всего времени – фигура Пушкина. Пушкин – воплощение меры и гармонии. Также в это время известна деятельность Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Давыдова, Языкова, Баратынского, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя.

Эта эпоха называется «литературоцентрической»:

- лит-ра занимает в русской культуре место философии. Она заменила духовную практику;

- этическое, ярко выраженное начало этой лит-ры. Гл. качество – «учительный» пафос (моральный урок писателей), милость к падшим, превышающая идею справедливости;

- личностное начало, как циркуляция лиризма;

- эстетически и художественно заложенная идея гармонии. Поэзия – «школа гармонической точности».

Периодизация:

1 этап – 1800-1810-е годы – период предромантизма. Здесь – эклектичность, эклектичное смешение различных тенденций. переходный, преддекабристский. Особенности – угасание творческих возможностей кл, расцвет и спад сентим.

2этап – 1820-1830-е годы – Это время национального подъема рус. народа, становление романтизма в кач. ведущ. литературного направления. (Жуковский, декабристы, поэты пушкинского круга).

3 этап – 1830-1840-е годы – завершение романтизма. Реалистические тенденции. Начало синтетических явлений в творчестве Гоголя. Борьба народа дала почву для лит-ры. Литературы выступала с нравственной программой поведения ч-ка. Глубокая связь рассматриваемой лит-ры с освободительным движением сказалась прежде всего в неуклонном стремлении к демократизации тематики. Писатели решали проблемы смысла чел. существования, соц. устройства. Идеал – гуманизм, соц. равенство, любовь к людям.Сатирически обличая эксплуататорские классы, передовые русские писатели противопоставляют им положительных героев из непривил. сословий. Подлинный гимн родной земле пропел Гоголь в «Мертвых душах».Писатели уделяли внимание личности, ее самосознанию, духовным исканиям. Стремились решать судьбы родины и народа (Певец во стане рус. войнов- Ж, Мед всадник, Борис Годунов..)







Сейчас читают про: