Общественно-литературное движение 1800-1830гг

Вопросы к экзамену по дисциплине «Русская литература 1920-1950-х годов».

1. Особенности развития русской литературы 1920- сер.1950 годов: "два потока" литературы, единый творческий метод, ССП, политический контроль над словом, формализм, "оттепель".

2. Литературные группы и объединения: Пролеткульт, Леф, "Серапионы", "Перевал", РАПП, "неокрестьянские писатели" и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

3. Особенности развития реализма и модернизма(символисты, акмеисты, футуристы, имаженисты, ОБЕРИУ) в литературе 1920-х годов. Литературная политика партии в 1920-1930 годы.

4. Тематическое и жанровое своеобразие прозы 20-50-х годов: о революции и войне, философ., научно-фантастич., истор. проза, сатира, "производственный роман" и "роман воспитания", проза о войне.

5. Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Соцреализм и творчество Д.Бедного, А.Жарова, Н.Островского, А.Фадеева и др.

6. Тема революции и гражданской войны в творчестве Б.Пильняка. "Голодный год" - первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение романной целостности. Стиль книги.

7. Становление советской власти, ее двойное освещение: А.Серафимович "Железный поток", Д. Фурманов "Чапаев", Л.Сейфуллина "Перегной", Вл. Зазубрин "Щепка", "Два мира"(2 текста)

8. Концепция нового мира и нового человека в литературе 20-30-х годов. Проблема воспитания героического характера в романе Н. Островского "Как закалялась сталь".

9. "Конармия" И.Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Рассказчик и его место в цикле. Межновеллистические связи и проблема авторской позиции.

10. Социальная обусловленность возникновения в 1920-х годах утопии и антиутопии, их философия, условность. Антиутопия Я.Окунева "Грядущий мир" и утопия А.Богданова "Красная звезда".

11. Антиутопия Замятина "Мы": философская проблематика, дневниковая форма, образы главных героев. Судьба романа "Мы", его влияние на развитие антиутопии в мире (Хаксли, Оруэлла и др.)

12. Тема любви в романе Е.Замятина "Мы"

13. Антиутопия А.Платонова "Чевенгур": конкретно-историческая и философская проблематика, саркастическое изображение преобразований во имя абстрактной идеи будущего. Образ ребенка в творчестве.

14. Утопия нового человека и земного рая в "Котловане". Название. Люди и животные. Смерть и воскрешение. Язык и стиль: избыточность лексики, неправильность словоупотребления, ирония и сатира и т.п.

15.Коллективизация в "бедняцкой хронике" Платонова "Впрок". "Запретительная" компания по отношению у писателю в советской печати конца 1920-начала 1930-х годов.

16. Романт. отношение Грина к идеалам революции, его оппозиция крушению гуманизма. Нравственно-фолософ. проблем.: "Алые паруса", "Блистающий мир", "Бегущая по волнам", "Дорога никуда"(1)

17. Научно-фантастическая проза 20-х г. "Аэлита", "Гиперболоид..."А.Толстого, "Голова профессора...","Человек-амфибия" А.Беляева, "Плутония", "Земля Санникова" В.Обручева(ан.1)

18. Сатирические романы И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", "Золотой теленок". Объекты сатиры: мещанство, жадность, пошлость, бюррократизм, протекционизм.

19. Жизнь и творчество М.Зощенко. Первая книга писателя "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова". Проблема сознания человека. Обращение к форме сказа.

20. Расцвет творческого мастерства Зощенко во 2 пол. 20-х г. Мир нового человека: "Счастье", "Воры", "Нервные люди" и др. Объект сатиры Зощенко в критике 20-30-х годов и современной.

21. Проблема историзма и правды, народности и гуманизма в наследии Шолохова. Концепция гражд. войны в "Донских рассказах", их место в новеллистике 20-х годов, полемический характер.

22. Роман Шолохова «Тихий Дон»: историческая судьба донского казачества на переломных этапах жизни народа. Григорий Мелехов, истоки его трагедии. Любовные линии романа.

23. Люди и природа в «Тихом Доне». Войны и революции- вмешательство исторического времени в круговорот природы. Эпиграфы и название. Споры об авторстве.

24. Творческая история романа Шолохова «Поднятая целина». Система образов, характер разрешения конфликта и проблема художественной правды.

25. Мир природа в романе Шохолова «Поднятая целина».

26. Литература русского зарубежья. Центры рассеяния. Литературные кружки. Старшее и младшее поколения. Христианские мотивы в эмигрантском творчестве Б.Зайцева(«Преподобный Сергий Радонежский»)

27. Русское зарубежье 30-х годов: воспоминания о России и ее ценностях. Жанры: автобиография, дневник, литературоведческие работы В.Ходасевича, З.Гиппиус, М.Цветаевой, И.Бунина.

28. Жизнь и творчество М.Цветаевой в современном литературоведении.

29. Жизненный путь и творческая судьба В.Набокова. Тема России в романе «Машенька»; два пространства в книге: мир героя и мир его воспоминаний.

30. «Защита Лужина» Набокова как художественное выражение мировоззренческих и эстетических принципов: тема двух реальностей, предметная точность, обобщающая символика и метафоры.

31. «Приглашение на казнь» Набокова- антиутопия. Сюжет, двойное время, система персонажей, судьба личности в мире, обезличивающем «маленького человека». Интерпретации. Достоевский.

32. Творчество А.Ахматовой в 20-60-е годы. Трагический пафос, тема поэта и власти(сб.»Из шести книг»). Обращение к пушкинской теме. Тема родины в цикле «Ветер войны». Завершение творческих замыслов (сб. «Северные элегии», «Бег времени»). «Сплав миров» в «Поэме без героя».

33. Поэма цикла «Реквием», творческая история, время публикации. Трагическое постижение народного горя. Тема памяти и мотивов «окаменения». Образ Матери. Общественное и худ. Значение.

34. «Векторная» концепция истории: Форш «Одеты камнем», «Радищев», Тынянов «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», Чапыгин «Разин Степан», Шишков «Емельян Пугачев», Ян «Батый(1)

35. «Петр Первый» Толстого: особенности замысла(«вхождение в историю через современность, воспринимаемую по-марксистски»). Эпоха и Петр. Образ народа. Быт, колорит эпохи. Язык.

36. Трилогия «Хождение по мукам»: история замысла и его воплощение. Тема- Россия, интеллигенция, революция. Образная система и ее развитие.

37. Политика в повести «Хлеб» А.Толстого.

38. Социально-философские романы Леонова («Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Пирамида»). Экология, наука, искусство, вселенная, сбережение духовных ценностей народа.

39. «Русский лес». Тема исторических судеб народа, науки, культуры. «Многослойное» построение, психологический портрет, реалистическая деталь и символика. Полемика вокруг романа.

40. Творческий путь Пришвина. «Жень-шень» - повесть о смысле жизни человека. Этапы внутренней эволюции героя. Соотношение животного мира и мира людей. Образ-символ повести.

41. Человек, природа, творчество в лироко-философ. миниатюрах Пришвина. («Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки»). «Соборный» герой против эгоцентризма «частичного» человека.

42. Творческий путь Пастернака. Лирика – выражение духовного родства человека и природы, проблема смысла жизни и назначения человека. «Сестра моя – жизнь», «Второе рождение» и др.

43. Роман «Доктор Живаго». История создания, полемика. Концепция личности. Женские образы. «Внутренние» метафоры. «Текст в тексте». Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.

44. Сатирические повести Булгакова: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Реальное и фантастическое. Развитие традиций Н.В. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф.Достоевского.

45. Булгаков-драматург. «Дни Турбиных»: мотив трагедии белого движения. «Бег»: проблема выбора и чувство родины как важнейший критерий художественного содержания пьесы.(1)

46. Нравственно-философская проблематика романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость композиции; прием «роман в романе»; жанр. Образ Мастера. Судьба Иешуа. Смысл финала.

47. Булгаков и современность.

48. Развитие драматургии советского периода: тенденциозная и гуманистическая пьесы.

49. Сатирическая поэзия Маяковского: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др. Сатирическое и трагическое в пьесах «Клоп», «Баня», полемика вокруг них.

50. Творчество Маяковского в 20-е годы. Тема революции в поэме «Владимир Ильич Ленин».

51. Поэма Маяковского «Хорошо!». Культ молодости страны-подростка СССР.

52. Маяковский: оценка собственного творческого пути в поэме «Во весь голос». Трагедия поэта. Творчество поэта в оценках критики и литературоведения(А.Михайлов, Ю.Кабичесвский).

53. Трагическая трактовка образа крестьянской России, его художественное раскрытие в лирике Есенина 20-х годов. Тема противостояния города и деревни. Миф о голубой веселой стране.

54. Триптих Есенина о Руси: «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая». Мотивы лирики: «все принимаю», изгойство, отверженность, покаяние.

55. «Анна Снегина» Есенина. Лирическое и эпическое. Импрессионизм в решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Есенин и современность.

56. Художественная индивидуальность и проблема творческого метода Есенина(по выбору)

57. Лирика в годы Великой Отечественной войны. Мотив родины, народа, природы, истории в произведениях К.Симонова, М.Исаковского, А.Твардовского, М. Светлова, С.Орлова и др.

58. Творчество К.Симонова

59. Прозаические произведения 40-50-х годов. Принципы патриотизма, героизма и народности в освещении Великой Отечественной войны в книгах А.Фадеева, Б.Полевого, К.Воробьева и др.

60. Творчества А, Фадеева. Роман «Молодая гвардия»

1800-1830 годы русской лит-ры – золотой век. Это лирическая эпоха, эпоха романтизма. В центре лит-ры – личность. Это нерационалистическая концепция личности, не усреднённая картина мира. Определяющие качества концепции личности: энциклопедизм, универсализм, чувство индивидуальности. В центре всего времени – фигура Пушкина. Пушкин – воплощение меры и гармонии. Также в это время известна деятельность Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Давыдова, Языкова, Баратынского, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя.

Эта эпоха называется «литературоцентрической»:

- лит-ра занимает в русской культуре место философии. Она заменила духовную практику;

- этическое, ярко выраженное начало этой лит-ры. Гл. качество – «учительный» пафос (моральный урок писателей), милость к падшим, превышающая идею справедливости;

- личностное начало, как циркуляция лиризма;

- эстетически и художественно заложенная идея гармонии. Поэзия – «школа гармонической точности».

Периодизация:

1 этап – 1800-1810-е годы – период предромантизма. Здесь – эклектичность, эклектичное смешение различных тенденций. переходный, преддекабристский. Особенности – угасание творческих возможностей кл, расцвет и спад сентим.

2этап – 1820-1830-е годы – Это время национального подъема рус. народа, становление романтизма в кач. ведущ. литературного направления. (Жуковский, декабристы, поэты пушкинского круга).

3 этап – 1830-1840-е годы – завершение романтизма. Реалистические тенденции. Начало синтетических явлений в творчестве Гоголя. Борьба народа дала почву для лит-ры. Литературы выступала с нравственной программой поведения ч-ка. Глубокая связь рассматриваемой лит-ры с освободительным движением сказалась прежде всего в неуклонном стремлении к демократизации тематики. Писатели решали проблемы смысла чел. существования, соц. устройства. Идеал – гуманизм, соц. равенство, любовь к людям.Сатирически обличая эксплуататорские классы, передовые русские писатели противопоставляют им положительных героев из непривил. сословий. Подлинный гимн родной земле пропел Гоголь в «Мертвых душах».Писатели уделяли внимание личности, ее самосознанию, духовным исканиям. Стремились решать судьбы родины и народа (Певец во стане рус. войнов- Ж, Мед всадник, Борис Годунов..)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: