double arrow

Мир баллад Жуковского. «Эолова Арфа» как символ поэзии Жуковского


2 этап творчества – Баллады – 1810-1820. Написание баллад связано с редактированием журнала «Вестник Европы, с неучастием в Бородинском сражении (т.к. он заболел пред битвой и не смог пойти в бой). 1814 год – Долбинская осень – период вдохновения (находится в имении приятельницы). Жуковский сознательно считает своё авторство службой отечеству. За всю жизнь он написал 39 баллад (в основном – переводы). 5 баллад – оригинальные, написанные самим Жуковским. Переводил баллады Гёте, Шиллера; перевёл «Людмилу» Бюргера (подлинник – «Ленора»). Названия менялись так: «Ленора» - «Людмила» - «Светлана» - «Ленора». Перевёл балладу Вальтера Скотта «Иванов вечер». Баллады «Саути» - страшные баллады о преступниках. Есть и баллады-стилизации Уланда («Роланд-оруженосец» и др.). для Жуковского баллады – любимый жанр.

Необходимые атрибуты баллады: несчастная любовь, могила, крест, приведения, ночь, луна, ворон, змей, домовые, ведьмы. В балладах Жуковского есть глубокий смысл. Прежде всего это синтетический жанр, в кот-м драма, конфликт, лирика повествования – это поединок человека и судьбы. В основе – иррациональное начало. Конфликт в душе человека, выбор между добром и злом. Здесь – романтическое двоемирие (небо и земля, Бог и дьявол), есть и чудесное. Точно выраженная позиция автора.




Типология баллад:

а) античный сюжет – идея судьбы, личной ответственности, идеи стоицизма («Ахилл», «Кассандра», «Творчество победителей», «Жалобы Цереры», «Элевсинский праздник (мистерии)»).

б) «Русские» баллады – много эклектики и условности («Людмила», «Светлана», «12 спящих дев»). Задача – создание местного колорита, выработка русского стиля. Главное – идея искушения и преображения души.

в) Средневековые баллады – преступления, наказания, рыцари, русалки, поэты («Старушка», «Адельстан», «Варвик», «Рыцарь Тогенбург», «Доника»).

Периоды баллад:

1) 1808-1814 – господство субъективного начала, человек не считается с обстоятельствами, в центре – пробудившаяся личность от столкновения с судьбой. 13 баллад. Атмосфера борьбы, динамичное место действия (скачущая Людмила, старуха на коне). Душа – ключевое и любимое слово Жуковского.

2) 1818-1822 – идея двоемирия («Рыбак», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург»).

3) 1828-1833 – акцент на обстоятельствах (сила судьбы).

Баллады первого периода делятся на тематические группы:

- «любовь сильнее смерти» («Людмила», «Пустынник», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Эолова арфа» - центральная баллада о созвучии души);

- «без вины виноватые» - трагедия рока, героев («Ахилл», «Кассандра»);

- драма преступников и отщепенцев («Адельстан», «Варвик», «Громобой», «Старушка»).

Поэтика баллад:

- время – качественная категория, мерило ценностей жизни (ценностный характер)



- переходность мироощущений (личность в мотивах сна, зеркала)

- чудесное и фантастическое

- слова-сигналы – значимые слова (всё, вдруг + повторы слов)

- звукообраз баллады – вслушивание и всматривание в мир (слово «чу»).

Баллады Жуковского – формы времени, кот-е предчувствуют дальнейшие процессы.

В 1813 г. он напечатал «Светлану», кот. была еще более популярна, чем «Л». В ней уже присутствовали некот. черты народности. Сюжет трактован в рамках бытовой сцены гадания девушек в крещенский вечерок, что дало Ж. возможность воспроизвести черты рус. нац. Быта. Отказался от фантастики и мотивировать все сверхъестественное сном героини. Ж. верит в вечность любви и счастья. Любовь сильнее смерти – ром. идея баллады. Общественные мотивы звучат в оригинальной балладе «Эолова арфа». Ж. ставит вопрос о духовной близости людей при их соц. неравенстве. Бедный певец Арминий полюбивший царскую дочь Минвану понимает, что ему доступно только «минутная сладость веселого вместе», тайная радость, скрытая от взоров людей.

«- Проглянет денница

Блаженству конец,

Опять ты – царица,

Опять я – ничтожный и бедный певец»

Лишь царским убором

Я буду с толпою,

А мыслью и взором

Я буду с тобою»

Духовная близость торжествует над соц. неравенством только в мире ром. мечты, кот. неминуемо сталкивается с суровой реальностью. Любовь певца и царевны перестала быть тайной, и парня изгнали, но победа соц. несправедливости была временной, и после смерти ребята опять соединились







Сейчас читают про: