Декабризм как факт истории русской культуры: возникновение “декабристского” типа человека и литературное течение в русском романтизме. Едва ли не главной заслугой декабристского движения в русской культуре, по мнению Ю.М.Лотмана, явилось создание “особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история”. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что в первую очередь они были людьми действия, реального поступка. Декабристы поражают своей “разговорчивостью”, стремлением к словесному закреплению своих чувств. Поведение декабристов воспринималось одновременно как решительные поступки и как “витийство”, “болтовня”. В этом - неповторимое своеобразие декабристского типа поведения. Подчёркивали прежде всего резкость, безаппеляционность, решительную прямоту высказываний декабристов. Это - тождество слова и реального поступка - яркая особенность этики декабризма. Такое поведение декабристов — “бестактность” высказываний, бесцеремонность — воспринималось ими как протест против двойственности поведения остальной части русского общества. Установка на серьёзность привела к особому речевому поведению декабристов — для них отменялось различие между устной и письменной речью. Они говорили высоким книжным — “серьёзным”— языком, потому что всегда говорили только о высоких, достойных темах, подчёркнуто отрицая всевозможную “галиматью”. Установка на серьёзность проявлялась у декабристов в резкой поляризации моральных и политических оценок: любой поступок оценивался либо как “подвиг”, “геройство”, либо как “подлость”, “измена”, “тиранство”, нейтральных или незначимых поступков для декабристов не существовало. Само поведение воспринимается как некий текст, то есть в поведении просматривается некий сюжет. Как правило, декабристы сознательно ориентировались в своём поведении на известные литературные и исторические сюжеты, на известных персонажей. Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты. Своеобразие декабристской модели поведения особо заметно проявляется в отказе разделять жизнь на “службу” и “отдых”. Другой формой протеста против общепринятой нормы свободного времяпрепровождения было подчёркнутое стремление к аскетизму. Любовь, счастье и удовольствия сознательно изгонялись из жизни ради идеалов свободы, независимости, патриотизма. Именно такой тип поведения был свойствен декабристам.
Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения.
Литературным центром декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику декабристы (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”. Печатными органами, отражавшими декабристские идеи, были “Труды Вольного общества любителей российской словесности”, альманах А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева “Полярная звезда”, “Мнемозина” В.К.Кюхельбекера, “Русская старина” А.О.Корниловича и В.Д.Сухорукова. А.Бестужев представляет такую эстетическую ситуацию: существование оригинальной русской литературы почти невозможно, так как образованные люди говорят не на родном языке. Однако Бестужев упоминает некую “новую школу нашей поэзии”, которая началась с Жуковского, Батюшкова и, конечно, Пушкина. Кюхельбекер пишет о необходимости нового самосознания личности, замкнутой не на собственной лени и унынии, а обеспокоенный проблемами общенациональной жизни. Именно в этом — в участии человека в национальной жизни, в обеспокоенности национальным, в развитии национального начала в общественной жизни — Кюхельбекер видит возможность появления русской романтической поэзии и её цель. Статья К.Ф.Рылеева “Несколько мыслей о поэзии” явилась своеобразным итогом эстетических рассуждений декабристов: “ни романтической, ни классической поэзии не существует”. Истинная поэзия в существе своём всегда была одна и та же, равно как и правила оной”. Главным из этих правил является оригинальность, национальная самобытность поэзии, её причастность реальной жизни народа и общества, гражданственность. Декабристская эстетика стала основой “гражданского романтизма” декабристской поэзии. Романтизму свойственно повышенное внимание к внутреннему миру человека, в творчестве декабристов оно принимает характер гражданского самовыражения личности. Для декабристов сильная личность — это гражданин и патриот, совершающий подвиг ради Отечества, народа, родины. Герой декабристской поэзии — активная личность, меняющая ход истории; такой личностью может быть историческое лицо или современный политический деятель, воин или поэт-гражданин. Декабристский идеал “героизма” включает в себя самоотверженность и самоотречение, готовность к подвигу, к самопожертвованию, к романтическому слиянию личности и народа.
Своеобразие декабристской эстетики, пафос гражданского героизма потребовал использования новых жанровых форм. Прежде всего, внимание декабристов привлёк жанр оды. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обречённость на конфликт привели к появлению элегической тональности. Декабристская ода сочетает жанровые признаки оды и элегии (“На смерть Байрона” К.Ф.Рылеева, “Смерть Байрона” В.К.Кюхельбекера). Сходные изменения произошли с жанром дружеского послания: в декабристском дружеском послании (“Моё прости друзьям Кисловскому и Приклонскому” В.Ф.Раевского, “К артельным друзьям” П.Колошина) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью. Попадает в поле зрения декабристов и жанр баллады, понятый как поэтическая форма народной фантазии. Наиболее удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали “Думы” К.Ф.Рылеева, Бестужев ставил их на первое место среди созданий “новой школы нашей поэзии”. По мнению самого Рылеева жанр “думы” является старинным русским изобретением (“дума о героях”). В этой жанровой форме Рылеев видел возможность, изображая подвиги великих героев национальной истории, разбудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, её историей, народом. Поскольку каждый из героев рылеевских дум (Вещий Олег, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) интересовал не как неповторимая личность, а как русский тип человека, то герои оказались “унифицированными”, на одно лицо, одним лирическим “я”. Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра поэмы (“Войнаровский”, “Наливайко”, “Хмельницкий” К.Ф.Рылеева). Поэма вобрала в себя все поэтические открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме — разочарованный герой. Разочарованность декабристского героя мотивируется тем, что он жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий потенциал героический потенциал героических деяний, идеал героической жизни. У прозы декабристов несмотря на жанровое многообразие есть устойчивые общие черты: действие концентрируется вокруг главного героя, наделённого возвышенной страстью; события предопределены, поэтому историческая обстановка воспринимается как фон, декорации для трагического героя, совершающего жертвенный подвиг.
Декабристская поэзия — одно из течений в литературе русского романтизма. “Гражданский романтизм” декабристов, может быть, более других имеет право называться русским романтизмом. Но историко-литературное значение декабристской поэзии больше, чем течение в литературе первой трети XIX века. Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Во всех отношениях декабризм — крупнейшее явление в истории русской литературы и культуры в целом.