double arrow

Лицейская лирика Пушкина


Личность А.С. Пушкина и особенности его биографии в трактовке Ю.М. Лотмана.

!!!Конспект книги Ю.М.Лотмана «А.С. Пушкин. Биография писателя»!!!

В целом

Пушкин испытал глубокое влияние идей просветителей еще в лицее. Раннее его творчество проходит под знаком прогрессивного, революционного романтизма. И только потом, на расцвете своего творчество он встанет на путь реализма и назовет себя «поэтом действительности». Лицейская поэзия поражает своей жизнерадостностью. Здесь много анакреонтических мотивов, эпикурейского настроения. Веселье, любовь и дружба – вот основные мотивы. Но есть и элегические настроения в лицейской лирике. Проблемы культуры, искусства, творчества («К Батюшкову», «К Жуковскому», «Городок»). В этом плане на Пушкина огромное влияние оказали застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова и мечтательная лирика Жуковского.

Что такое Царско-Сельский лицей

Осенью 1811 года Пушкин поступает в только что созданное закрытое учебное заведение – Царско-Сельский лицей. Царско-Сельский лицей как учебное заведение нового типа был задуман еще в первый, либеральный период царствования Александра I.Устав лицея, приравненный к университетским, подготовил Сперанским, который хотел вырастить и воспитать новые кадры для проведения намеченных им либеральных реформ. В лицее видное место отдавали политологии. Директором был назначен прогрессивно настроенный Малиновский. А французский язык и литературу преподавал де Будри, родной брат вождя якобинцев Марата. Особенным уважением среди лицеистов пользовался профессор политических наук – убежденный противник крепостничества и проводник либерально-конституционных идей, Куницын. Во много благодаря ему пламень гражданственности и вольнодумства в лицеистах стал быстро разгораться. Это и создало тот самый «лицейский дух», на который потом доносил Булгарин после поражения декабристов. А ведь в первых рядах политических лицейских вольнодумцев был Пушкин.




Лицейская атмосфера

Вскоре началась Отечественная война 1812 года и лицеистов охватило патриотическое воодушевление. В лицее отдавали дань языкознанию, изучению французского, немецкого и латинского языков и особенное внимание уделялось античной литературе. Поэтому, само собой, в Лицее царила насыщенная творческая атмосфера. Стали возникать литературные кружки, выпускались рукописные журналы с первой пробой пера юных лицеистов, такие как «Царско-сельская газета», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец»… И Пушкин очень скоро стал душой всего этого литературного лицейского мирка. Известность его быстро вышла за пределы лицея. Уже в 1814 году в «Вестнике Европы» появилось стихотворение 14-летнего Пушкина – сатирическое послание «К другу стихотворцу». Несмотря на традиционность жанра, восходящего к «классическому» образцу (сатирам Буало и его русских последователей), фразеологии и самого содержания стихов, в них есть что-то от самого Пушкина, а именно: задушевные переживания, мечты и уже складывающиеся литературные убеждения молодого поэта. Автор здесь предъявляет к «хорошим стихам» требование общественной полезности и выражает твердую решимость посвятить себя литературе и стать писателем. Пушкин поднимает тему судьбы художника и говорит, что поэт – это не тот, кто «рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас».



Но первый триумф Пушкина-поэта был связан с произведением, посвященным Отечественной войне 1812 года – «Воспоминания в Царском Селе». «Воспоминания» были написаны Пушкиным по предложению одного из уважаемых им лицейских профессоров, Галича, для публичного экзамена лицеистов при переходе с младшего курса (первые три года обучения) на старший. Стихотворение стало своего рода испытанием для Пушкина как поэта. И этот экзамен он блестяще выдержал. Примечательно, что на этом экзамене присутствовал крупный поэт прошлой русской эпохи – Державин. Одобрение Державина, который уже видел в молодом Пушкине своего преемника, произвело огромное впечатление и на окружающих, и на самого Пушкина. К тому времени в журналах уже был опубликован ряд его стихов, но только под «Воспоминаниями» он поставил свою полную подпись. «Воспоминания в Царском Селе» сквозят горячим патриотическим чувством, которым в то время были проникнуты все передовые люди.



- В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца, - скажет потом Пущин, старый лицейский товарищ Пушкина. Но уже в ту пору патриотическая гордость лицейской лирики Пушкина потихоньку начинает сочетаться с гражданским негодованием к угнетателям – с ненавистью к крепостничеству.

Здесь сливается историческое и современное. Пушкин воспевает русское оружие, Екатерину II, рисует образы полководцев в духе Державина.

Восхищением победой русских над Наполеоном полны лицейские стихи, связанные с событиями 1812-1815 гг, а значит и свое время поэт ценит очень высоко.

Учителя Пушкина-лицеиста

В 1815 году Пушкин пишет «Лицинию» («К Лицинию» в первой редакции). Здесь рисуются картины жизни Древнего Рима (при публикации поэт даже приписал подзаголовок: «С латинского», но на самом деле, это оригинальное произведение Пушкина). Древнеримское республиканское «одеяние» уже для поэтов XVIII века, особенно во время Великой Французской революции, было способом выражением гражданских чувств – ненависти к угнетению, к царям-тиранам («Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода; Во мне не дремлет дух великого народа»). «Лицинию» было первым политическим выступлением Пушкина, открывающее его цикл вольнолюбивых стихов.

Товарищи поражались начитанности друга и знанию самых разных литературных процессов. В стихотворении «Городок» (1815), написанное в манере модного тогда стихотворения Батюшкова «Мои пенаты», Пушкин сам рассказывает о своей домашней библиотеке и своих учителях: Гомер, Вергилий, Гораций (античность), Тассо и Ариосто (итальянское Возрождение), Расин, Мольер, Лафонтен (французский классицизм Возрождения), «поэт в поэтах первый», «великан» и «единственный старик» Вольтер. А так же русские поэты эпохи – Державин, Фонвизин, Княжнин, Карамзин, Дмитриев, Крылов, Батюшков…

Но среди русских учителей Пушкина можно выделить Жуковского и Батюшкого.

В первых своих стихах Пушкин еще ищет свой стиль. Он трогает то те, то другие струны – от иронии Вольтера до меланхолии Оссиана. В ранние лицейские годы (1813-1814) он пишет, в основном, в духе Батюшкова. С 1815 в лирике Пушкина начинают все больше прорастать элегические ноты, столь характерные для раннего романтизма (Батюшков, Жуковский). Следом за Жуковским на условном языке традиционных элегических образов и мотивов (неразделенная любовь, одиночество, раннее увядание, ранняя смерть) Пушкин начинает выговаривать свои первые «жалобы на жизнь», свои первые обиды и разочарования (две «Элегии» 1816-1817, «Слеза», «наездники», «Певец», «Желание», «Князю А.М. Горчакову»). Но, в то же время, Пушкину чужда мистическая окрашенность романтизма, его фантастика в духе средних веков. Пушкин стремится найти свой путь, а не просто подражать кумирам. В ответ на попытки Батюшкова повлиять на направление его творчества, 16-летний Пушкин сдержанно ответил: «Бреду своим путем: будь всякий при своем» («Батюшкову» 1815).

Творчество Жуковского и Батюшкого помогло юному Пушкину осознать два различных типа отношений к действительности: оптимистическое утверждение в жизни и неудовлетворенность ею. Оба этих начала получат дальнейшее свое развитие в Пушкинском творчестве: от «легкой поэзии», анакреонтики лицейских лет к вольнолюбивым посланиям 1817-1820гг, к «Руслану и Людмиле», от лицейских элегий к элегиям «Южной ссылки», к «Кавказскому пленнику». Эти два начала сольются в нечто целое, соединившее в себе «полусмешные, полупечальные» главы «Онегина». Соединив пластичность, скульптурность «зримого глазу» стиха Батюшкова и музыкальность, богатство мелодичных оттенков Жуковского, Пушкин выработал свой стиль.







Сейчас читают про: